Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 мая 2021 г.
Искусство

Дыхание как искусство жизни

Cтокгольмский «немедикаментозный оздоровительный метод» по-астрахански

12 мая 2021
Сцена из спектакля

На пьесу «Вдох-выдох» 42-летнего известного шведского драматурга и писателя Юнаса Хемири режиссёр и заслуженный артист РФ Александр Огарёв, отмечающий в сентябре своё 60-летие, обратил внимание давно. Но поставить и выпустить её именитому ученику Анатолия Васильева и обладателю Национальной театральной премии «Золотая маска» удалось лишь в январе 2021 года. Премьера в Астраханском драмтеатре, одном из старейших, основанном отставным подпоручиком Андреем Грузиновым в 1810-м, стала свежим дыханием нового времени, удачным посвящением весне жизни и «вечной молодости» мира. 

Контактно-интерактивный спектакль с успехом и с соблюдением противоковидных мер идёт на малой сцене, собирая в уютном небольшом зале «Imaginarium» публику, отдающую должное вкусу режиссёра, с прошлого года – нового худрука театра, и мироощущению поликультурного автора. В семье Хемири говорили на шведском, арабском и французском языках (мама – шведка, папа – тунисец), а сам он изучал в Стокгольме литературу, в Париже – мировую экономику...

Вот и история, объединившая в дружном творческом порыве актрис Александрину Мерецкую,  Анастасию Кацан, Екатерину Сиротину и актёра Данияра Курбангалеева, получилась общечеловеческой, с элементами космополитизма. Главная героиня предстаёт в трёх ипостасях, как бы иллюстрируя мысль философа и мистика Георгия Гурджиева: «Я» не существует  или, скорее, существуют сотни, тысячи маленьких «я» в каждом из нас». 

Универсальную множественность единого существа, в данном случае – женского, разделённую в поступках-настроениях-воспоминаниях и «оправленную» двумя, но разными мужскими образами в одном исполнении, зритель пару часов наблюдает с интересом, охотно растворяясь во внутреннем мире героини. От рождения-становления, когда она проходит через юношеское бунтарство и путешествия по странам, эксперименты с алкоголем и перманентные попытки суицида, стихотворные призывы к свободе и страдания из-за вооружённых конфликтов в теленовостях, социальную адаптацию к консервативной реальности и научную деятельность в области стоматологии... До момента тотального самоосознания-«самослияния», когда получает внутреннее разрешение на шаг «в омут любви с головой»: готова сойти с поезда не в Стокгольме, а в Осло, молча проехав лишних несколько часов ради понравившегося случайного попутчика (впрочем, как и он, но это выяснится позже). Примечательная деталь – красной нитью через искусно и эмпатично представленную нам почти без декораций жизненную какофонию проходит «Песня Сольвейг» Эдварда Грига.

Согласно Гурджиеву, человек состоит из неотъемлемо-подлинной Сущности и навязываемой обществом Личности: «...Чтобы дать Сущности возможность расти, необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на неё Личность». Поэтому успех духовного развития сопутствует тем, кто различает эти два понятия – восстанавливает «утраченное» и не приобретает ничего «нового». В процессе погружения в спектакль Александра Огарёва, где единая в трёх лицах девушка, пусть даже только в фантазиях, открывает свою «врождённую бисексуальность» (термин введён Зигмундом Фрейдом на базе работы его коллеги Вильгельма Флисса), вновь невольно вспоминаешь одно из высказываний философа, основавшего Институт гармоничного развития человека в Фонтенбло в начале прошлого века: «Искренность с самим собой очень трудна, потому что Сущность обросла толстой коркой».

Участники постановки искренни и органичны, а сама сценическая «ментальная полифония» наводит на мысль о... несущественности пола. Главную героиню легко заменить на героя, с его эго-состояниями в призме трансакционного анализа Эрика Бёрна: Ребёнок, Родитель, Взрослый. При этом пыл рьяных отечественных критиков европейских ценностей способна охладить фрейдовская теория о «полиморфной развращённости» – источником эротических переживаний, особенно в раннем возрасте, может быть любой объект, «моносексуальность» приходит с годами. 

– Автор пьесы сочиняет для нас возможность услышать диалоги, которые мы обычно ведём сами с собой, – отмечает Александр Огарёв. – Свою новую жизнь героиня представляет идеальной, без ошибок прошлого, насыщенную действием и смыслом. И происходит конфликт между желаемым и действительным, реальностью и мечтой...

Для зрителей между астраханской реальностью и стокгольмской мечтой конфликта не возникает. Свидетельством тому – овации и крики «Браво!», букеты цветов и восторженные отклики в соцсетях... Удивительно, как решительно может изменить взгляд на жизнь непродолжительный отрезок времени, проведённый в Храме искусств в обществе подлинных мастеров-служителей Мельпомены и Истины! 

Виктор Терентьев

Фото Максим Коротченко

Тэги: Театральная площадь Виктор Терентьев
Обсудить в группе Telegram

Виктор Терентьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
  • Фестиваль испытаний

    1652 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS