Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 июня 2023 г.
Культура Телеведение Pro & Contra

Конец эпохи

Энциклопедия российской жизни при диктатуре

09 июня 2023
Ксения Раппопорт, Иван Добронравов, Александр Устюгов и Андрей Смоляков в фильме «За нас с вами»

Последний из режиссёров-шестидесятников Андрей Смирнов продолжает удивлять творческой энергией, позволяющей ему не только сниматься (на его актёрском счету около 40 ролей), но и снимать кино.

«За нас с вами» – седьмой полнометражный фильм режиссёра и третий, поставленный им в XXI веке. Представив на экране Гражданскую и Отечественную войну («Жила-была одна баба», «Пядь земли»), хрущёвское («Француз») и брежневское («Белорусский вокзал», «Осень») время, Смирнов обратился к последним месяцам сталинского режима, выбрав в качестве драматургической базы наиболее распространённое в те годы жилище, которое не найти ни в одном тогдашнем фильме, – коммунальную квартиру, куда втиснуты люди разного социального положения, от среднего до низшего. Одну из комнат занимает семья профессора философии Петкевича (Андрей Смоляков) – шесть человек включая прислугу, другую – доктор с женой и дочкой, третью – рабочий-литейщик и его жена, четвёртую – служащий в домоуправлении юдофоб и далее прочие элементы советского общества. К центру действия так или иначе подключены прочие локации – филфак университета, на котором читает лекции профессор, редакция издательства, где готовит к печати книги его дочь Дина (Юлия Снигирь), Метрострой, где работает её партийный муж Борис (Александр Устюгов), пригородный дом с молочницей Раисой (Нина Амелина), её побывавшим в плену мужем Василием (всегда запоминающийся Дмитрий Куличков) и детьми – концентрированный экранный мир, дающий автору возможность показать наиболее существенные черты послевоенного пятилетия. Одиозное «дело врачей», а по сути – широкая «антикосмополитическая», она же антисемитская кампания («Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом», – иронизирует один из персонажей), которая, как говорят, должна была завершиться поголовным выселением евреев в Сибирь вслед за другими народами, депортированными в начале и конце войны. Негативное отношение к бывшим пленным, намучившимся в немецких лагерях и миллионами прошедших советские фильтрационные лагеря, которых под воздействием пропаганды считали предателями родины и не принимали на работу по профессии. Напряжённая атмосфера в учреждениях, где каждый арест поднимает волну страха, и на предприятиях, когда вслед за очередным громогласным снижением цен втихую понижаются расценки. Виден бич советской промышленности и торговли – вечный товарный дефицит, рождавший огромные очереди за хлебом, сахаром, маслом и прочими продуктами первой необходимости, – с перекличками, бумажными списками и писанием номеров на запястьях. А в параллель – очереди к окошкам, в которых принимали передачи заключённым. Выражена реакция мыслящей части населения на творящийся в стране произвол. И всё это не просто перечислено, а показано актёрами в узнаваемых жизненных ситуациях, вызывающих сопереживание, а порой и слёзы, если нечто подобное было пережито зрителем, его родителями или прародителями. Особенно сильны сцены ареста профессора Петкевича, к которому чекисты вваливаются в момент празднования нового 1953 года, и доктора Дорфмана (Леонид Ярмольник, вместе с Зиновием Гердтом и Сергеем Дрейденом входящий в тройку лучших исполнителей, игравших евреев в отечественном кино), взятого в середине января того же года после публикации «Правды» о раскрытии заговора с целью отравления руководителей Советского Союза.

Впрочем, хватает и тех, кто находит в картине несоответствия со своими представлениями о том времени и заговаривает о «чернухе». Или, напротив, соглашается с её антитоталитарным пафосом, но видит в ней обрывочность эпизодов и неестественность диалогов, не думая о том, что её строение отражает раскол общества, смесь простонародной речи с интеллигентной, крестьянской с городской и деформацию языка под влиянием страха и коммунистической пропаганды. Однако при этом нельзя сказать, что фильм лишён недостатков – мне, к примеру, показалась излишней и малоинтересной история с капитаном госбезопасности (Александр Кузнецов), который, положив глаз на главную героиню, помог ей узнать, куда отправили её отца, и в конце концов заманил в постель. Всякое бывало, в том числе, вероятно, и чекисты, скрывшие от органов, что их семьи раскулачены и умерли с голода, но это прошлое лишь проговорено, а на будущее столь токсичной любовной связи нет и намёка. Хотя, может, и в этом есть мысль – ведь в моменты смерти диктаторов грядущее темно как никогда.

Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS