Перейти к содержанию
  Четверг 28 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    09 июня 2023 г.
Культура Телеведение Pro & Contra

Конец эпохи

Энциклопедия российской жизни при диктатуре
Матизен Виктор Матизен Виктор — 09 июня 2023
Ксения Раппопорт, Иван Добронравов, Александр Устюгов и Андрей Смоляков в фильме «За нас с вами»

Последний из режиссёров-шестидесятников Андрей Смирнов продолжает удивлять творческой энергией, позволяющей ему не только сниматься (на его актёрском счету около 40 ролей), но и снимать кино.

«За нас с вами» – седьмой полнометражный фильм режиссёра и третий, поставленный им в XXI веке. Представив на экране Гражданскую и Отечественную войну («Жила-была одна баба», «Пядь земли»), хрущёвское («Француз») и брежневское («Белорусский вокзал», «Осень») время, Смирнов обратился к последним месяцам сталинского режима, выбрав в качестве драматургической базы наиболее распространённое в те годы жилище, которое не найти ни в одном тогдашнем фильме, – коммунальную квартиру, куда втиснуты люди разного социального положения, от среднего до низшего. Одну из комнат занимает семья профессора философии Петкевича (Андрей Смоляков) – шесть человек включая прислугу, другую – доктор с женой и дочкой, третью – рабочий-литейщик и его жена, четвёртую – служащий в домоуправлении юдофоб и далее прочие элементы советского общества. К центру действия так или иначе подключены прочие локации – филфак университета, на котором читает лекции профессор, редакция издательства, где готовит к печати книги его дочь Дина (Юлия Снигирь), Метрострой, где работает её партийный муж Борис (Александр Устюгов), пригородный дом с молочницей Раисой (Нина Амелина), её побывавшим в плену мужем Василием (всегда запоминающийся Дмитрий Куличков) и детьми – концентрированный экранный мир, дающий автору возможность показать наиболее существенные черты послевоенного пятилетия. Одиозное «дело врачей», а по сути – широкая «антикосмополитическая», она же антисемитская кампания («Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом», – иронизирует один из персонажей), которая, как говорят, должна была завершиться поголовным выселением евреев в Сибирь вслед за другими народами, депортированными в начале и конце войны. Негативное отношение к бывшим пленным, намучившимся в немецких лагерях и миллионами прошедших советские фильтрационные лагеря, которых под воздействием пропаганды считали предателями родины и не принимали на работу по профессии. Напряжённая атмосфера в учреждениях, где каждый арест поднимает волну страха, и на предприятиях, когда вслед за очередным громогласным снижением цен втихую понижаются расценки. Виден бич советской промышленности и торговли – вечный товарный дефицит, рождавший огромные очереди за хлебом, сахаром, маслом и прочими продуктами первой необходимости, – с перекличками, бумажными списками и писанием номеров на запястьях. А в параллель – очереди к окошкам, в которых принимали передачи заключённым. Выражена реакция мыслящей части населения на творящийся в стране произвол. И всё это не просто перечислено, а показано актёрами в узнаваемых жизненных ситуациях, вызывающих сопереживание, а порой и слёзы, если нечто подобное было пережито зрителем, его родителями или прародителями. Особенно сильны сцены ареста профессора Петкевича, к которому чекисты вваливаются в момент празднования нового 1953 года, и доктора Дорфмана (Леонид Ярмольник, вместе с Зиновием Гердтом и Сергеем Дрейденом входящий в тройку лучших исполнителей, игравших евреев в отечественном кино), взятого в середине января того же года после публикации «Правды» о раскрытии заговора с целью отравления руководителей Советского Союза.

Впрочем, хватает и тех, кто находит в картине несоответствия со своими представлениями о том времени и заговаривает о «чернухе». Или, напротив, соглашается с её антитоталитарным пафосом, но видит в ней обрывочность эпизодов и неестественность диалогов, не думая о том, что её строение отражает раскол общества, смесь простонародной речи с интеллигентной, крестьянской с городской и деформацию языка под влиянием страха и коммунистической пропаганды. Однако при этом нельзя сказать, что фильм лишён недостатков – мне, к примеру, показалась излишней и малоинтересной история с капитаном госбезопасности (Александр Кузнецов), который, положив глаз на главную героиню, помог ей узнать, куда отправили её отца, и в конце концов заманил в постель. Всякое бывало, в том числе, вероятно, и чекисты, скрывшие от органов, что их семьи раскулачены и умерли с голода, но это прошлое лишь проговорено, а на будущее столь токсичной любовной связи нет и намёка. Хотя, может, и в этом есть мысль – ведь в моменты смерти диктаторов грядущее темно как никогда.

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Пошлость и противоядие к ней

27.09.2023

Девять дней, которые потрясли хоровую Россию

25.09.2023

Русская мечта Вячеслава Стародубцева

25.09.2023

Ружьё Уэса Андерсона

22.09.2023

Подождите, вы ещё ничего не слышали!

21.09.2023

«Пятна» на сочинском солнце

15317 голосов

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты