Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 января 2016 г.
Искусство

Кто, если не я?

21 января 2016
В.М. Бехтиев, президент Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова

Премия имени П.М. Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», которой ежегодно награждают сотрудников российских музеев, отметила своё десятилетие.

Время – самый надёжный критерий для любого начинания. Когда в 1856 году Павел Михайлович Третьяков всерьёз занялся коллекционированием русского искусства, он и вообразить не мог, какая судьба ожидает его собрание. И потом, когда вместе с братом Сергеем открыл свою галерею для публики, и ещё позже, когда передал её в дар городу, не думал о том, что она превратится в один из самых значительных музеев не только России, но и мира. Третьяков лишь хотел сделать высокое искусство достоянием как можно большего числа людей и рассуждал как человек воистину благородный: кто, если не я?

Когда в 2006-м, в год 150-летия галереи, создатели Благотворительного фонда, носящего имя выдающегося мецената, Елена Владимировна и Виктор Михайлович Бехтиевы учреждали Третьяковскую премию, тоже, наверное, не предполагали, что когда-нибудь она выйдет далеко за пределы родного музея. Ими двигало желание восполнить пробел, который никто до той поры и не думал восполнять: премии для сотрудников Третьяковской галереи тогда не существовало, и, возможно, они рассуждали так же, как и Павел Михайлович: если не мы, то кто же? Музейщики – не кинозвёзды, их труд велик своей самоотверженностью и неотменимостью: кто, если не они, сохранит для будущих поколений бесценное наследие предков? И сущность этого незримого для непосвящённых труда не в сенсационных открытиях (они тоже бывают, но редко), а в повседневности, наполненной изнуряющей кропотливостью, а порой и рутиной.

Кажется, что начиналось всё только вчера, однако на десятой, юбилейной церемонии число отмеченных этой, без преувеличения, уникальной наградой уже составило три десятка. Трепетные хранители, чуткие реставраторы, вдохновенные экскурсоводы, увлечённые исследователи – для каждого из них Третьяковка не просто место работы, а призвание, служение, образ жизни. Вернее, вся жизнь – сорок, пятьдесят, шестьдесят лет.

Премия, начинавшаяся как своя, чуть ли не «домашняя» (успеть отдать дань любви и уважения корифеям), постепенно превратилась в общероссийскую, находящую своих лауреатов порой за тысячи километров от столицы. И для сотрудников больших и малых провинциальных – да не устыдимся этого слова – музеев, чей труд уж точно равнозначен подвигу, она, возможно, ещё драгоценней: кто бы вспомнил о них, если не эти люди, для которых благотворительность – не звонкий «имидж», а упорная настойчивая работа.

15-2-2.jpg
Лауреаты юбилейной премии имени П.М. Третьякова Т.Л. Карпова, В.Н. Уханова, Е.Н. Шелкова

Церемония награждения проходит в декабре, т.к. приурочена ко дню рождения Павла Михайловича Третьякова. Меньше всего она похожа на официальное парадное торжество – это тёплый и искренний, уютный и дружный семейный праздник, на который неизменно собираются и коллеги третьяковцев из других музеев страны, и друзья галереи. И каждый раз это возможность для всех собравшихся прикоснуться к ещё одной странице жизни семейства Третьяковых. Юбилейный вечер был посвящён 150-й годовщине венчания Павла Михайловича и Веры Николаевны Мамонтовой. Их брак продлился 33 года и был очень счастливым – неслучайно в качестве знака премии был выбран совместный вензель супругов. Литературная композиция, составленная из семейной переписки и воспоминаний их дочерей, Александры Боткиной и Веры Зилоти, прозвучала в исполнении Александра и Полины Лазаревых. Для известного ленкомовского актёра участие в этом вечере было, по его словам, закономерным: «Музей – как театр: ты восхищаешься шедеврами, не имея ни малейшего представления о том, что происходит «за кулисами». Как же важно, чтобы труд этих замечательных скромных и беззаветно преданных своему делу людей был по достоинству оценён! В том, что мы – страна, народ, – постепенно возвращаемся к корням и традициям нашей культуры, есть и их огромная заслуга».

В доме Третьяковых любили музицировать, и декабрьские вечера в галерее эту традицию поддерживают неукоснительно. На сей раз гостем Третьяковки стал известный дирижёр и пианист Фабио Мастранджело: «Я уже довольно давно живу в России, но не перестаю восхищаться вашей страной и вашими людьми. Мне часто приходится слышать сетования на то, что россияне мало читают, редко бывают в музеях, театрах, на концертах серьёзной музыки. Но могу вас уверить, что, немало поездив по миру, я вижу, что в «просвещённой» Европе и за океаном ситуация много хуже, и надежд на кардинальные перемены пока маловато. А вы озабочены этой проблемой всерьёз, и дай бог другим странам найти силы следовать вашему примеру, ведь человечество живо только до тех пор, пока у него есть музыка, литература, искусство».

Разумеется, главными героями праздника были новые лауреаты премии, которую здесь не без юмора именуют «Третьяковским Оскаром». Волновались все. И впервые присутствовавшая на церемонии директор Зельфира Трегулова, принявшая руководство музеем меньше года назад, но уже почувствовавшая, что «Третьяковская галерея отличается от других музеев совершенно особым отношением людей друг к другу». И Виктор Бехтиев, вручавший премию, дипломы и заветные вензели достойнейшим из достойных, предварив сие действо лаконичной фразой: «Десять лет назад мы затеяли правильное дело. Всех благодарю за сочувствие». И Елена Бехтиева, бессменный «худрук», а точнее, ангел-хранитель этих незабываемых декабрьских вечеров. И конечно, сами счастливые лауреаты: Татьяна Карпова – заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе, Валентина Уханова – хранитель отдела древнерусского искусства ГТГ, Елена Шелкова – хранитель Музея фресок Дионисия, филиала Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Как и все те, кто прежде поднимался на сцену конференц-зала в Лаврушинском, лауреаты говорили об одном: музейное дело – дело общее, коллективное, и награду эту они с радостью делят со своими наставниками, коллегами и молодыми сотрудниками, которым передают накопленный опыт. Именно это и называют люди честью и достоинством в профессии.


Тэги: Живопись Скульптура Благотворительность
Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • «Живого Есенина» установят в Москве

    03.10.2022
  • «Буханка» для Донбасса»

    30.08.2022
  • «Буханку» – Донбассу!

    21.08.2022
  • Помогут беженцам с Украины

    20.08.2022
  • «Буханку» – Донбассу!

    177 голосов
  • Помоги воинам Донбасса

    154 голосов
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Доброхотные даяния и профессиональные нищие

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS