Перейти к содержанию
  Четверг 28 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    10 июня 2023 г.
Литература Библиосфера

Куда мне деться от тебя, Ганзейский город?

Калининград – главный герой произведений Олега Глушкина
10 июня 2023
Олег Глушкин на презентации пятитомного собрания сочинений в Калининградской областной научной библиотеке

Сотворение мира большого писателя не происходит в одночасье. Подобно великому творцу, он создаёт его постепенно, вдумчиво, наполняя новыми формами и смыслами. На это требуется время, на это нужна целая жизнь, жизнь, неразрывно связанная со словом. Недаром Иммануил Кант в «Критике чистого разума» писал, что время есть необходимое представление, которое лежит в основе всех созерцаний. И именно во времени возможна вся действительность явлений.

В нашем времени и в нашем городе К., где тесно переплетены между собой две культуры, проза Олега Борисовича Глушкина – это явление знаковое или даже, как писал Владимир Вернадский, огромное и планетное. Мир, созданный Олегом Борисовичем за шестьдесят пять лет творчества, подобен концерту-симфонии Дариюса Мийо, где изначальный хаос бытия несёт за собой великое начало всего сущего, где посредством относительно небольшого инструментария была воссоздана великая картина сотворения и итогом всего становится весеннее пробуждение. В основе этого пробуждения – и успокоение, и свет, и жизнь, которая есть конец и начало всего.

Олег Борисович Глушкин приехал в наш край в далёком 1960 году.

«Куда мне деться от тебя, Ганзейский город? Я так долго живу, что следы моих ног отпечатались на всех твоих улицах. Если бы я был деревом, мои корни проросли бы в твои подземелья…»

Так, Олег Борисович, уроженец города Великие Луки, выпускник Ленинградского кораблестроительного института, чувствует город, в который волей случая забросила его судьба, город, ставший неотъемлемой частью его прозы, его творческого пути.

«Вдали от берегов, в бессонные ночи тоски по этим берегам всё обретает иную реальность. И твой дом, пускай он и среди развалин, становится якорем, притягивающим душу…» И именно город, со всей его богатой историей, его прошлым и настоящим, стал не только якорем для большой души мастера, не только основным источником его вдохновения, он стал главным героем большинства его романов, рассказов, миниатюр и даже стихов! Я не могу сказать, что Олег Борисович не писал стихов! Просто так случилось, что в год его встречи с Сэмом Симкиным, одним из главных родоначальников Калининградской поэзии, они условились разделить между собой эти два литературных пути, и каждый из них неспешно и достойно его проходил, внося свой великий вклад в историю Калининградской литературы.

Сегодня мы рассмотрим значительный этап творчества писателя Олега Борисовича Глушкина, а именно его пятитомное собрание сочинений, которое вышло в свет в 2022 году в рамках Издательской программы Калининградской области и по инициативе председателя писательской организации Бориса Нухимовича Бартфельда. Это не полное собрание сочинений Олега Глушкина, но оно охватывает всю его творческую жизнь и является большим событием не только для автора, но и для всей калининградской (и российской) литературы.

Первый и второй тома собрания сочинений тесно связаны друг с другом. Они объединяют прошлое города с его настоящим, открывают для читателя дверь в самые потаённые глубины истории и делают его сопричастным происходящим событиям.

Первый том открывается романом «Парк живых и мёртвых». Здесь читатель окунается в мир современности, где главные герои пытаются спасти парк, на месте которого хотят построить новый бизнес-центр, и узнают из архивов, что на этом месте было чумное кладбище. Поиск приводит героев романа в Кёнигсберг XVIII века, где русский врач – основной герой повествования – борется с эпидемией чумы. Роль личности в истории, теория воскрешения отцов философа Николая Фёдорова, сохранения зелёного наряда города и другие проблемы тесно вплетены в ткань повествования.

В первый том также входят рассказы «Подземный Кёниг», действие которого происходит в подземном городе (здесь властвует крысиный король, а герой находит своего умершего друга и свою любовь), рассказы «Пути паромов» и «К. и Анна», где автор размышляет о проблемах творчества.

Во второй том вошли два романа Олега Глушкина – «Королевская гора» и «Анна из Кёнигсберга». Они тесно связаны с историей нашего края. В первом романе сюжет развивается на фоне жизни главного героя Вилора Аврутина и узнаваемых событий городской истории. Роман исследует психологический портрет главного героя, начиная с поры юношества, полной надежд, закачивая порой зрелости – предательством, крушением надежд и заключением в психиатрической больнице. Но главный герой сохраняет веру в свою мечту, в свой так и не востребованный талант.

Во втором романе сюжет развивается в мирные 60-е годы, но корни его лежат в трагических событиях конца войны на территории Восточной Пруссии, когда в посёлке Пальмникен 31 января 1945-го разразилась последняя трагедия холокоста – массовый расстрел еврейских женщин на берегу моря. Главная героиня – юная Анна, одна из немногих выживших в этой трагедии.

Оба этих романа привлекли внимание читающей аудитории и критики. В том числе две значимые критические статьи были написаны известными писателями и критиками – профессором «университета Вармии и Мазур» Кшиштофом Шатравским и доктором философских наук академиком РАЕН Валентином Никитиным.

Третий том собрания сочинений – роман «Саул и Давид», за который автор был удостоен премии «Признание». Это библейско-исторический роман, где тесно переплетены два сюжета – история царского сотника Маттафии и история противостояния царей Саула и Давида в контексте трагических событий первого полувека становления Израильского царства. Авторская интерпретация библейских текстов здесь настолько виртуозна и органична, что читатель буквально ощущает себя внутри происходящих событий, становится сопричастным им.

Четвёртый том собрания сочинений посвящён теме моря. Именно в этом мы находим исток творчества писателя Олега Глушкина: через его ранние грёзы, сложную работу докмейстера, возвращающего в работу усталые от борьбы корабли, а потом – закономерно – моряка. И писателя, ведущего дневники дальних промысловых рейсов и встреч, из которых позже и родятся рассказы, повести и романы.

Сюда вошли также две повести: «Пятый док», в которой проявляется внимание к человеку-труженику, как любовь к нему, так и неприятие чиновничьего бездушия, и повесть «На благо Российского флота», где главный герой, идя на плаху во имя будущего Родины, являет собой пример чести и достоинства. Также здесь представлены морские рассказы и миниатюры, в них сквозной нитью проходит чувство ностальгии по утраченному флоту, забытым традициям морского города, исторически значимого как порта промысловиков и покорителей суровой стихии.

Пятый и завершающий том включает в себя один из самых загадочных романов Олега Глушкина – «Призрачный остров», где автор в лаконичной ремарке излагает суть своего произведения: «Попытки уйти от этой жизни, создать рай для двоих на призрачном острове не могут осуществиться». По-лабораторному чистые условия гротесково-фантастического эксперимента ставят вечный для литературы вопрос (звучавший ещё в XVII веке в строках стихотворения Джона Донна): а может ли человек быть Островом и жить сам по себе и в себе, без связи с Материком социума и стремительно проносящейся жизнью с её многочисленными тяготами, испытаниями и заботами? Сможет ли человек скрыться от мира на необитаемом острове или в доме за большим забором, подобно Дж. Сэлинджеру, автору любимой повести Олега Глушкина «Над пропастью во ржи»?

Ксения Август,

Калининград

Олег Глушкин. Собр. соч. В 5 т.

– Калининград: Страж Балтики, 2022. 

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Раскрашивая белые пятна

28.09.2023

Пригласительный билет

27.09.2023

Боль в утешение

27.09.2023

Последней молитвы слова

27.09.2023

Утрата

27.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

При свечах в келейном полумраке

1043 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты