Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 23 января 2021 г.

Любовь вне хронотопа

О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.

23 января 2021

Он и Она. В роли Его – Олег Дуленин. В роли Ее – Елена Иванова. Геннадий Алексеев написал роман «Зеленые берега», режиссер Лилия Борнашова создала свои «берега», подарив на сцене московского театра «Багаж» своей сценической интерпретацией роману новую жизнь. Между сценическими «берегами»  протекает пронзительная мелодия, которая прерывается потертостями старинной пластинки... Эту мелодию слышат двое. Он – писатель. Пытается отыскать вдохновение. Каждый его день становится днем поисков смыслов его, казалось бы, никому не нужных произведений. Он не такой, как все. Она – та, в которой столпились-сосредоточились все другие героини спектакля. Ключевым среди них является образ певицы Ксении Брянской. Ее физическая жизнь отделена от его жизни несколькими десятилетиями. Но встреча писателя с известной певицей (кстати, ее прообразом является русская эстрадная певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева, поэтому в спектакль органично вплетены ее оригинальные записи) становится вдруг возможной… 

Ее взгляд, ее мимика, ее тело и покрывающие его одеяния, ее изящные речи – все это очаровывает его. Все это становится настоящим таинством для него. Его жизнь пришлась на середину 80-ых, но, ей-Богу,  кажется, что тут каким-то непостижимым образом вкралась чудовищная ошибка, так не должно было случиться... Осознание этой ошибки приводит его к искушению прошлым, загадочному и опасному... Однако только в прошлом он находит удивительное спасение  от беспросветного мрака настоящего. Но его время благословенно: вдруг оно одаривает его сакральным – желанным перемещением в нем. И герой принимает этот дар с упоением: встретив ее в «вагоне пригородного поезда, который направлялся от станции Токсово в Петербург», он начинает повсюду следовать за ней, посвящает ей свои стихотворения, свои картины, свою жизнь... 

029A6881.jpgКак действие романа, так и действие спектакля невозможно ограничить пространственно-временным континуумом. Все границы стираются благодаря необыкновенно сильной просто-таки даже сумасшедшей любви, которую переживает герой. Она ирреальна и оттого созидательна. Своими мыслями и желаниями и стихотворениями он разрушает абсолютно все рубежи. Совершенно реальное воспарение (прямо как у Шагала), равно как и четкое понимание его абсолютной нереальности в то самое время, когда писателю было суждено жить и творить, делает возможным его встречу и с любимой, жившей в начале XX века, и с этим давно минувшим временем. Ибо его возлюбленная – сущность и плоть этого времени: красивая, гордая, громкая и печальная. И уже ушедшая… Она выбрала его, поэтому ему будет суждено разделить с ней ее участь…

Спектакль «Зеленые берега» – удивительное супружество художественного текста и инсценировки. Его венцом становится невербальное размышление о наивысшем проявлении любви. Если рядом нет никого, кто может разделить градус твоих переживаний и обнять так, чтобы вдруг явилось вдохновение, тогда время способно  предложить невозможное. За это оно, разумеется, не забудет взять и трагическую плату... 

029A6974.jpgХудожественный мир спектакля прекрасен в своей абсолютной искренности. Актеры, режиссер, хореограф (Александр Бабенко) и видеохудожник (Ольга Насадик) сохранили хрупкость этой искренности. Поэтому этот спектакль, можно смело сказать, стал своеобразным ответом на болезнь нашего времени. Река пандемии разделяет берега наших городов, наших стран; мы остались наедине с самыми близкими, и появилось нечто, с помощью чего мы можем прикоснуться к самым важным вопросам бытия. Истина в «Зеленых берегах» трагична в своей красоте. Она случается в моменты встреч и прощаний. Его с ней. Такие встречи и прощания, словно музыка дореволюционных пластинок, погружают их в старинные мелодии, сладостные, как старое вино. И пусть они являются иллюзорными,  однако их суть, безусловно, преобладает над законами физического существования. Именно поэтому поэзия действия  спектакля контролируется вовсе не разумом (в нем нет отвлекающих глаз декораций, вульгарного реквизита, пафосных костюмов), а энергией – творческой страстью двух просто уникальных актеров, которые управляют пространством и временем, порождая чувства, выходящие за все зримые и незримые берега. Потому что любовь их героев – вне берегов, вне текста, вне сцены, вне хронотопа…

P.S. 
Недавно на X Московском театральном фестивале частных театров «Московская обочина» Елене Ивановой и Олегу Дуленину были вручены призы за лучшие роли.


Лидия КОТОВА

Фото Александры Дёма.

Тэги: Спецформат
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS