Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 июля 2023 г.
Искусство Культура

Мир через замочную скважину

Сергей Женовач предъявил нам «Мандат»

03 июля 2023
Сцена из спектакля, ставшего гвоздём сезона

После премьеры «Самоубийцы» в 2015 году, в афише Студии театрального искусства вновь появилась пьеса Николая Эрдмана ̶ «Мандат». Сергей Женовач и его неизменные соавторы традиционно провели глубокую исследовательскую работу над эрдмановским текстом, изысканно хлестким, построенном на игре слов, актуальных метафорах и смелых аллюзиях. Создавая сценическую редакцию пьесы, они обратились не только к легендарному мейерхольдовскому спектаклю, который шел в ГосТиМЕ с 1925 по 1934 г., будоража московских зрителей времен НЭПа, но и к материалам вокруг пьесы – черновикам и заметкам самого автора, вариантам мизансцен и финала, рождавшимся в ходе репетиций. Перед актерами встала сложная задача сохранить репризность, монологичность высказываний драматурга, выразительные приемы, которые обрели вторую жизнь в наше время, и при этом не впадать в карикатуру и гротеск, а, напротив, сыграть психологически верно, раскрыть своих персонажей, по закону жанра заострить их типические черты и дать им развитие.

Сергей Женовач рассмотрел текст Эрдмана в его тесной связи с сатирическими произведениями Гоголя, Булгакова, Зощенко, Сухово-Кобылина. Совсем недавно на родной сцене режиссер выпустил спектакль «Лабардан-с» по пьесе «Ревизор», и в эрдмановском обывателе Павле Гулячкине (Сергей Аброскин) он увидел Хлестакова середины 20-х годов XX века, который также вдохновенно врет и верит в свои фантазии. С одной важной оговоркой – им, как и другими персонажами «Мандата», движет страх за свое будущее и необходимость приспособиться к изменившимся реалиям, всеми способами приладиться к новой жизни. Российская империя безвозвратно распалась, а советская власть была только на пути формирования и утверждения иных ценностей. Безвременье сильно ударило по этим и без того растерянным мещанам, жалким и нелепым в своих попытках усидеть на нескольких стульях, закрыться в герметичном мирке и подглядывать за тем, что происходит на улице, «через дырку», чтобы успеть перестроиться, если понадобится. Их пугает чуждая им внешняя сила, которая однажды ворвется в их жилище, заметит, уличит и накажет за то, что они не могут превратиться в энтузиастов, борцов за коммунистическое будущее. Никто из них больше ни во что и ни в кого не верит, а смысл жизни «честного человека» в их понимании сводится к умелому лавированию среди жизненных невзгод. С. Женовач очень точно угадал и укрупнил трагические нотки комедии Эрдамана ̶ никакой мандат не поможет сделать ножку маленькой, душу ̶ большой и сердце ̶ справедливым.

Художник Александр Боровский придумал пространство, наполненное картинами разных эпох и жанров, от европейской барочной живописи до русского авангарда, от портретов царской семьи до изображения вождя мирового пролетариата. Собрание настолько внушительное, что ряды выдвижных сеток с копиями произведений искусства занимают всю правую часть сцены. Смешные персонажи в халатах музейных хранителей лавируют по этому запаснику галереи, и на фоне высоких рам, окруженные памятниками истории, они кажутся особенно маленькими, суетливыми, спешащими жить и не упустить свой шанс. Для создателей спектакля принципиальным было отказаться от декораций, воссоздающих московский коммунальный быт тех лет, а вместо этого выстроить некую вертикаль – великое искусство, не подвластное времени, живущее в нашей культурной памяти, и обыватель, который в нужный момент тасует картины как игральные карты ̶ если в гостях классовые друзья, то, пожалуйста, «Вечер в Копенгагене», вдруг нагрянут большевики ̶ повернем, и вот он, Карл Маркс собственной персоной. Для себя и самых близких можно оставить «Верую, Господи, верую», а по особому случаю ̶ приветствовать спасение княжны Анастасии натюрмортами «Хлеб-соль» и «Букет».

Быть частью мировой культуры, исторических процессов, которые определяют судьбы миллионов, и при этом раствориться во времени, словно и не жили – вот против чего они протестуют, и в комичных попытках казаться больше, значительнее, чем они есть, слышится мольба ̶ я существую! Бедолага Гулячкин глядит в Наполеоны, грезя посмертным памятником, будущим украшением Москвы. Откуда-то сверху, из иного измерения, в ответ на их жалобы и притязания льется музыка Генделя, чистая, возвышенная, божественная как некий вектор, куда расти, о чем мечтать, с кем говорить, вносящая умиротворение в человеческое копошение. Другой полюс – земная музыка, звучащая на сцене в исполнении небольшого оркестра (баян, скрипка, барабан, бубен и гитара). Поддельные родственники Гулячкиных (Глеб Ромашевский, Даниил Обухов, Анна Рудь, Эдуард Миллер) из рабочего класса с упоением маршируют и горланят «Красная армия всех сильней» в ожидании получить обещанную выпивку и закуску в качестве гонорара за свои труды. Они – необходимый атрибут новой жизни, как и сам доморощенный коммунист. В антракте квартет Ромы Шевского перемещается в фойе и исполняет душещипательный куплет «Цыпленки тоже хочут жить!», внимательно вглядываясь в собравшихся зрителей – не знаете ли вы, как следует жить?

Не только Надежда Петровна Гулячкина (Ольга Калашникова), но и остальные персонажи «Мандата» спасаются от реальности в ожидании «когда же настанет это старое время», тем самым подменяя настоящую жизнь иллюзорной, той, что протекает в вечном страдательном залоге. Сама же властная вдовушка вынуждена крутиться и хлопотать ̶ повзрослевшую дочь Варвару (Екатерина Чечельницкая), эмансипированную, одетую и ведущую себя в нэпманском стиле, надобно выдать замуж. Сын состоятельного Олимпа Сметанича (Алексей Вертков), «разорявшегося, разорявшегося, да так за пять лет и не разорившегося» – отличная для этого партия, пусть он и смешон, и больше напоминает говорящего робота, зато перспективен. Отношения между отцом и сыном (Глеб Пускепалис) проясняются в диалоге: «Валерьян, надень значок и спрячь свои убеждения. – Значок у меня есть, папа, а убеждений нет». Однако родственник-коммунист не помешает и даже сможет защитить в нужный момент. Назначенного на роль приданого для сестры, вечно взлохмаченного и семенящего Павла Гулячкина хотя и тяготит незавидная участь, но раз маменька велела… Да и в партию вступить придется, как ни крути, а пока можно притвориться партийным, самому себе выписать мандат. Простак на глазах превращается в тирана, его непомерное эго растет, едва забрезжила перспектива особого положения и крохотной власти над людьми. И вот, возгордившись, он забирается на табуретку и грозит пальцем: «Молчать! Я партийный!», уверовав в миф, который сам же и создал. Гулячкин в исполнении Сергея Аброскина – роль с развитием, с напрашивающейся кульминацией: «Я всю Россию переарестую». И тут же великовозрастный маменькин сынок пугается собственных слов, уменьшается в размерах и разоблачает сам себя. Прогнуть окружающий мир ему не удастся, слишком жалкий винтик он в этой системе. Да и гоголевских шинелей на всех не хватит.

И хотя экзальтированная Тамара Леопольдовна (Татьяна Волкова) из бывших, тараторящая по-французски, жаждет вернуть свой социальный статус, и ее муж (Игорь Лизенгевич) во всем ей поддакивает, а в спасении великокняжеского платья в сундуке есть что-то романтическое (но не очередная ли это копия?), во втором акте водоворот событий затянет всех эрдмановских персонажей безвозвратно. И даже кухарка Настя (Елизавета Кондакова), начитавшись любовных романов про графов и графинь, волею обстоятельств предстанет перед верноподданными в образе чудом выжившей великой княжны Анастасии Николаевны Романовой. И действительно, сходство с портретом поразительное. Герой Никиты Шибаршина ударит молотом по серпу и сорвет замок с ящика, где томится венценосная особа, вызвав в зале бурный смех. Теперь каждый наперебой поспешит присвоить себе заслугу спасения «того, что в России от России осталось». Совсем не бескорыстно, а в надежде получить пенсию или орден. Самое невероятное кажется теперь возможным ̶ породниться с императорской семьей. Олимп Валерианович, встав за портрет правителя словно за трибуну, произносит пламенную речь от имени интеллигенции, провозглашая наступление светлого прошлого и свою всегдашнюю верность государю Николаю II, новоиспеченному свату. Но едва с улицы закричали, что идет милиция, портрет государя немедленно прячется. И окажется, что нет ни ее высочества, ни мандата, ничья свадьба не состоится и вообще ренессанс закончился, не успев начаться. И даже вечный неудачник Иван Иванович (Александр Суворов) с кастрюлей на голове и молочной лапшой на ушах, уповающий на справедливость в лице милиции, и тот терпит фиаско. Никто за бывшими лавочниками Гулячкиными не придет. Оплакивая свою подмандатную жизнь, Павел Сергеевич подытожит: «Мамаша, если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить?»

Но не этот финал с остроумным обменом репликами выбрал Сергей Васильевич Женовач. Не про фиктивные мандаты, аресты и идеологические разногласия 20-х годов прошлого века поставил он свой спектакль, а про людей, слабых, несчастных, барахтающихся по волнам жизни, а к какому берегу их прибьет – неизвестно. Про людей, утративших веру и понимание, что есть подлинное, а что – подделка. Поэтому финальной монолог Олимпа Валериановича становится кодой, главным смысловым итогом: «Все люди ненастоящие. Она ненастоящая, он ненастоящий…». Актеры покидают сцену, остается один Алексей Вертков, уже не персонаж, а актер. Он выходит из роли и, задумавшись, обращается к зрителям: «Может быть, и мы ненастоящие?!» Стеллаж для хранения картин, за которым он стоит, в свете прожектора напоминает тюремную сетку. Режиссер не только отсылает нас к драматической судьбе Николая Эрдмана, но и с сожалением констатирует – персонажи «Мандата» сами заперли себя в клетке, испугались жизни настолько, что растеряли всякие ценности («На кого же и уповать, когда в Москве из хороших людей, кроме Бога, никого не осталось»). В конце спектакля вместо веселого смеха в зале воцаряется напряженная тишина. Значит, режиссер достиг своей цели – защита человеческого в человеке касается каждого из нас.

Елена Омеличкина

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS