Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июня 2023 г.
Литература

Мир искусства Александра Бенуа

Без него трудно представить себе Серебряный век

28 июня 2023
Михаил Сеславинский показывает Константину Эрнсту уникальные экспонаты

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка «Книжный и графический мир Александра Бенуа в собрании Михаила Сеславинского. С дополнениями из фондов Государственного музея А.С. Пушкина».

В экспозиции нашли отражение основные стороны деятельности художника, искусствоведа, основателя и лидера ключевого для всего Серебряного века содружества «Мир искусства» – Александра Бенуа. Без него, по словам председателя Совета Национального союза библиофилов, исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского, сложно было бы представить себе Серебряный век. Помимо многочисленных иллюстраций и эскизов театральных костюмов и декораций Бенуа создал фантастические искусствоведческие работы, например «Историю живописи всех времён и народов», подчеркнул Михаил Сеславинский.

На открытии выставки он представил свой альбом «Книжный мир Александра Бенуа. Этюды исследователя и коллекционера», вышедший в издательстве «Бослен». Михаил Сеславинский готовил это издание к публикации ещё в 2020 году, к 150-летию со дня рождения Александра Бенуа, тогда же должна была состояться и выставка, но планы нарушила пандемия. На этот раз нашёлся повод не менее серьёзный – 125-летие со дня образования «Мира искусства». Этой дате и прошедшему юбилею со дня рождения Бенуа посвящены альбом и выставка. В альбоме прослеживается путь Александра Бенуа, весь творческий мир которого, по мнению Сеславинского, рождался в детские годы.

Художник, философ, мыслитель Николай Рерих писал: «Бенуа – редкий знаток искусства, увлекательный историк искусства, воспитавший целые поколения молодёжи своими убедительными художественными письмами. Бенуа – собиратель предметов искусства». Наполнять свои коллекции Бенуа начал ещё в молодости, а его собственные работы коллекционеры собирают с начала прошлого столетия.

Говоря о том, что книги в семье, где рос Бенуа, были культом, а самого художника с юных лет заботило составление личной коллекции, Михаил Сеславинский провёл параллель с собственной «книжной» судьбой. Чтобы «Этюды исследователя и коллекционера» не выглядели излишне академичными, он «разбавил» развёрнутые комментарии к иллюстрациям короткими стихотворениями собственного сочинения. Некоторые из них были зачитаны в Государственном музее А.С. Пушкина.

Михаил Сеславинский пригласил гостей вечера на виртуальную экскурсию по выставке, сопровождая своё увлекательное, пересыпанное необычными фактами и добрыми шутками повествование показом слайдов. Такая импровизированная лекция позволила присутствующим за сравнительно короткое время перенестись в другую эпоху и погрузиться в атмосферу художественного пространства, созданного Бенуа и его современниками.

Запоминающимся и неожиданным стало выступление Натальи Солженицыной. Она рассказала о том, как перед отъездом Солженицыных из Швейцарии для получения Нобелевской премии для неё пошили наряд из отреза ткани, украшенного вышивкой по рисункам Бенуа.

Затем гости посетили саму экспозицию, поднявшись по лестницам практически к самой крыше музея.

В музейных витринах – испещрённые карандашными заметками книги из библиотеки Бенуа; созданные им эскизы костюмов к балетам «Щелкунчик», «Петрушка», «Голый король», операм «Богема», «Борис Годунов», эскиз декорации к комедии «Слуга двух господ»; иллюстрации Бенуа к произведениям А.С. Пушкина, а также оформленные им издания. Среди них – «Медный всадник», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», «Версаль», «Страдания молодого Вертера», «Азбука в картинах» (а не «в картинках», как часто ошибочно указывают, – подчеркнул Михаил Сеславинский).

Среди наиболее впечатливших экспонатов – изящные открытки, созданные Бенуа во время работы в издательстве «Община святой Евгении», и ребус участника «Мира искусства» Мстислава Добужинского «Сто рож». Примечательно, что Община святой Евгении изначально занималась строительством госпиталей и обучением медсестёр, и чтобы найти дополнительные средства на это, занялась издательской деятельностью. Она достигла подлинного расцвета в годы 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летия со дня основания Северной столицы. Было решено назначить шесть премий, Александра Бенуа и других выдающихся мастеров попросили выбрать лучшие работы. Бенуа привлёк к сотрудничеству с Общиной святой Евгении почти всех участников «Мира искусства», включая Бакста, Добужинского, Сомова.

Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина будет работать до 10 сентября 2023 года.

Тэги: Событие
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В едином поле

    18.04.2025
  • Три рекорда

    19.03.2025
  • Из Ленинграда в Сталинград

    14.03.2025
  • Читая музыку смыслов

    28.02.2025
  • Чтение с пользой

    12.02.2025
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • Наш Казанова

    64 голосов
  • Журналистов обижать нельзя,

    62 голосов
  • Славное прошлое и счастливое будущее

    52 голосов
  • В своей печали древним песням равный

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS