Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2023 г.
Литература Юбилей

Многомерный

В Доме Ростовых отметили 115-летие со дня рождения Леонида Пантелеева.

31 августа 2023

Правда, годы жизни писателя до сих пор – предмет спора: сам Пантелеев приложил руку к мистификации своей биографии, нередко сообщая о себе противоречивые сведения. О многомерной жизни писателя и о его совсем не одномерном творчестве беседовали журналисты Даниил Духовской и Александр Братерский, прозаик Юрий Нечипоренко и поэт Виктор Коллегорский.

О жизни Л. Пантелеева (сам писатель злился, когда его называли Леонидом) немного говорили как в советское время, так и сегодня. Алексей Иванович Еремеев – настоящее имя писателя – создал «несколько вариантов одной и той же судьбы», как выразился Духовской. Может, на встрече отмечали вовсе не 115-летие, а 116-летие; по одной версии, его отец был расстрелян в 1919 году, по другой – погиб на Первой мировой, по третьей – умер на лесозаготовках в 1916-м: таких нестыковок много. О ранних годах жизни Пантелеева можно судить в основном по его произведениям с автобиографическими мотивами: «Республика ШКИД», «Лёнька Пантелеев», «Верую!» – однако из этих пазлов не собирается целая и ясная картина. Факты не совпадают, истории меняются, авторский взгляд фокусируется на разных вещах.

Зато его детские рассказы до буквы, до запятой знали, кажется, все гости АСПИР. Не раз выступающие подчёркивали, что именно рассказы Пантелеева научили их в детстве простым, но важным вещам: врать – плохо, самое важное для человека – сохранить честь. Эти рассказы сложнее, чем привычные морализаторские, дидактические детские рассказы, характерные для той поры.

Так, по мнению Нечипоренко, рассказ «Честное слово» – о восьмилетнем мальчике, не нарушившем обещание, «приказ» во время игры в военных – самый яркий пример «неодномерной прозы» Пантелеева: «Этим рассказ и ценен: каждый может прочитать в нём свою мораль». Правильно ли поступил мальчик?..

Отношение к этому тексту, написанному в 1941 г. по заказу журнала «Костёр», менялось не однажды. Даниил Духовской, например, заявил, что всегда считывал «прямую мораль» рассказа – про стоицизм и силу духа, а отношение Братерского к «Честному слову» резко изменилось с возрастом. Но все сошлись на том, что Пантелеев мог преподнести даже «прямую мораль» совсем не с морализаторских позиций.

Поэт Виктор Коллегорский отметил и другую сторону творчества Пантелеева: «Он был классиком в области мемуаристики». Автор оставил воспоминания о своём знакомстве с Горьким, о жизни и литературных предпочтениях Шварца, Маршака, Олейникова и многих других коллег. Известны и его блокадные записи «В осаждённом городе» – страшный по содержанию и блистательный с литературной точки зрения исторический документ, яркое свидетельство трагедии и подвига Ленинграда.

А закончился вечер чтением культовых рассказов Л. Пантелеева: Ростислав Капелюшников прочитал «Честное слово», «Букву «ты» и «Большую стирку». Эти рассказы смешили, трогали, вызывали ностальгию по детству. Хрестоматийные и спорные, несправедливо забытые и вечные – произведения Пантелеева продолжают читать, любить и исследовать.

Глеб Гаранин

Тэги: Дата Писатель
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Наша грозная башня

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS