Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 декабря 2023 г.
Литература

Найти свой остров сокровищ

К 140-летию издания легендарного романа Роберта Льюиса Стивенсона

08 декабря 2023
Генри Мэттью Брок. Иллюстрация к роману «Остров сокровищ»

Книга пережила несколько эпох и, похоже, прочно застряла в вечности. Стивенсон, конечно же, был такой не один, писавший о пиратах, сокровищах, приключениях, но сложилось так, что именно его роман первым приходит на ум, когда мы говорим о флибустьерах, а Джон Сильвер, капитан Флинт навсегда вошли в массовое сознание. Да, современные дети не зачитываются Стивенсоном, но рано или поздно «Остров сокровищ» настигает их.

В моей жизни эта книга занимает особое место. Лет с четырёх, наверное, я зачитывался романами Жюля Верна. А после, уже в младших классах, выиграл городскую олимпиаду по русскому языку – и мне подарили роскошное издание «Острова сокровищ», оформленное в стилистике известного мультфильма. И папа, ходивший в рейсы, привёз мне комикс «Остров сокровищ» на английском языке. До сих пор помню жуткую раззявленную пасть Билли Бонса.

Роман Стивенсона так поразил меня, что свой первый текст я написал под его влиянием. Получилась история кота Каспера, попавшего на остров, где орудовали пираты; все действующие лица были очеловеченными животными. В 7 лет я писал крупными буквами свой роман в дешёвенькую тетрадку. Позже были и другие книги Стивенсона: «Похищенный», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», а лет в 10 меня поразила «Чёрная стрела». Однако любимой – и навсегда, – той книгой, которую читаем вместе с дочками, остаётся «Остров сокровищ».

Почему так? Очевидно, что Стивенсон был блестящим рассказчиком. Динамичный, концентрированный текст, где всё своевременно, чётко. Ничего лишнего, всё максимально эффективно и просто, как стрела, летящая к цели. Вот завязка в трактире, названном в честь реального адмирала Бенбоу. Вот солидные люди устремляются за сокровищами негодяя, которое хотят отыскать другие негодяи. А вот борьба, action. И вот появление нового персонажа. Всё сделано замечательно, филигранно.

При этом исторический контекст – вроде борьбы британцев и испанцев, якобитского движения – считываешь уже позже. Как по-новому глядишь и на социальную подоплёку. Не случайно в Советском Союзе, где «Остров сокровищ» экранизировали не один раз, того же эсквайра Трелони делали комичным, карикатурным даже. Ведь он был феодалом. Да и по факту богатые люди хотят оставить без денег тех, кто ищет богатой жизни, и помогает им в этом отщепенец – ирландец Бен Ганн, которому автор отказывает в шансе на исправление: бывший пират за две недели проматывает свою долю сокровищ. Ну, так и досталось ему немного, хотя именно он отыскал сокровище Флинта. Где справедливость? Опять богатые богатеют?

При этом Стивенсон, любивший Достоевского, пробует завернуть в развлекательный формат серьёзные вещи с отсылками к античности, мистике, религии. В реальности не было у пиратов никаких чёрных меток, но в романе они вырезают их из Библии, совершая почти оккультный обряд. И Джон Сильвер – одноногий пират, что само по себе нонсенс – жонглирует человеческими мирами, точно Бафомет. В нём вообще есть что-то сатанинское – умение прельщать и обольщать. Недаром его боялся сам Флинт: тот был злом человеческим, Сильвер же – зло отчасти потустороннее.

Всё это так, да. Но любишь «Остров сокровищ» всё-таки за другое. Фокус в том, что Стивенсон даёт читателю главное: возможность вырваться за пределы обыденного мирка, увлечь настоящим приключением, тем, ради которого и ходит человек по земле. Другого такого не будет. И другой жизни тоже не будет. Есть только этот поиск сокровищ и товарищи рядом, один из которых держит в табакерке кусочек сыра. И ищут они вовсе не деньги, а нечто живое, бурлящее, настоящее. Стивенсон придумывал рассказы вместе со своим пасынком, а потом так увлёкся, что появился роман «Остров сокровищ». Для тяжело больного автора это был своего рода выход из реальности, душившей, теснившей его. В таких случаях обычно говорят нечто вроде «окно в новый мир», но это было даже не окно, а своего рода раздвижение границ, расширение привычных рамок. И оно помогло не только Стивенсону, но и нам, читателям, одиноким мальчикам, девочкам, стремящимся к чему-то большему, нежели заржавевшая во дворе ракета.

Вместе со Стивенсоном мы – ладно, я, буду говорить за себя – я нырнул в совершенно другой мир, устремился к моим сокровищам. Это был мой остров, обособленный ото всех, защищённый от любых поползновений мещанского, пошлого. Тот остров, где мне хорошо, где у меня есть цель, где у меня есть движение к ней. Пусть это бегство, да, но прекрасное бегство.

Тот, кто не читает Стивенсона, Жюля Верна, Буссенара сегодня, тот остаётся без очень важного, я бы сказал, спасительного умения – фантазировать и так созидать, проектировать будущее. Не только своё, но и страны, мира вокруг. Именно книги, подобные «Острову сокровищ», развивают такие таланты.

И сейчас, в век новой реальности, когда, казалось бы, есть столько способов убежать в мир виртуальный, в мир нейросетей и искусственного интеллекта, роман Стивенсона никуда не исчезнет. Есть в нём нечто магическое – то, что по-настоящему увлекает и делает живым, пробуждая желание открывать. Да, именно так – открывать мир вокруг, себя, жизнь. Искать тот самый остров сокровищ, который есть внутри каждого человека. Надо только стремиться, надо только искать.


Тэги: Дата Книга Роман
Обсудить в группе Telegram

Платон Беседин

Родился в Севастополе. Автор художественных кни... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Вечный зуд

    574 голосов
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS