Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 сентября 2023 г.
Общество Образование

О сыны, не ждал я зла такого!

Из ЕГЭ выпал огромный пласт культуры

13 сентября 2023
Что, брат, скинут нас-таки с корабля современности? / художник Николай Кузьмин

Теперь для сдачи единого экзамена по литературе не нужно знать фольклор и его жанры, «Поучение Владимира Мономаха» и «Золотое слово Святослава» с его призывом к единству перед грозными опасностями... Да что там! Фонвизина, Державина, Жуковского (Карамзина и так не было), Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя знать тоже не нужно.

Правда, Рособрнадзор, ФИПИ и Минпросвещения видят ситуацию в ином свете: «Произведения Золотого века русской литературы не исключены из ЕГЭ по литературе». Да? А почему мы их не видим в кодификаторе? При выполнении некоторых заданий, объясняют нам, могут привлекаться произведения, изученные в 5–9-х классах. А могут и не привлекаться... Кроме того, убеждают чиновники, для допуска к ЕГЭ школьники пишут итоговое сочинение, куда входят темы в том числе по произведениям таких авторов, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Позвольте, во-первых, не входят, а могут привлекаться для аргументации, а во-вторых, напомню, в вузы поступают не по результатам итогового сочинения, а по результатам ЕГЭ.

Для человека, далёкого от образовательной системы, ото всех этих «административных бумажек», да, откровенно говоря, и для многих педагогов и администраторов школ вся эта юридическая и методическая иерархия с её внутренними взаимосвязями тёмный лес.

Попробуем разобраться, не углубляясь в детали. Главным документом в сфере образования является закон «Об образовании в Российской Федерации», претерпевший за одиннадцать лет почти 100 редакций. Далее идут пресловутые ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты), регламентирующие объём и содержание всего образования. Изменения, внесённые во ФГОСы по литературе, конкретизировали содержательную часть с точностью до автора и произведения. Что в этом плохого? Ничего, кроме одного. Изучение Пушкина и Гоголя во ФГОСах для старшей школы не прописано, значит, и проверяться эти знания не должны. В общем-то, это логично – что не прописывается, то и не должно проверяться. Но не в случае с ЕГЭ – экзаменом, который должен продемонстрировать объём знаний, полученных за все годы обучения, и по результатам которого обучающиеся поступают в вузы.

Учебное время, которое можно было бы потратить на новое, более глубокое прочтение произведений Золотого века русской литературы, теперь отдано У. Эко, Г. Аполлинеру, Т. С. Элиоту и др. С одной стороны, хочу выразить признательность разработчикам за расширенный список авторов и произведений зарубежной классики и литературы народов России в курсе 10–11-х классов. С другой, а кто и как это будет преподавать? Ни учебников (утверждённых Минобром), ни методических разработок, никаких электронных ресурсов по данному расширенному списку нет.

Кто-нибудь из педагогов говорит о немецкой классической философии, Канте, «категорическом императиве» хотя бы применимо к спору Берлиоза с Воландом? А Ницше, «сверхчеловек» и идея Раскольникова?.. В рамках отведённых часов на литературу это удаётся делать только очень сильным педагогам, и если хоть кто-то на ЕГЭ, отвечая на вопросы о «сильной личности», «сверхчеловеке», не ищет супергероев американских комиксов («человека-паука») в «Старухе Изергиль» или пьесе «На дне», это уже победа.

Введя А. Камю, Ф. Кафку и др., не подготовив учебно-методическое обеспечение, не сформировав компетенции преподавателей, как будут изучаться произведения без хотя бы начального понимания экзистенциализма? А отсюда должно состояться и более глубокое понимание Ф.М. Достоевского...

Но вернёмся к ЕГЭ. Во-первых, постулат о том, что в КИМах по всем предметам проверяется, а в кодификаторах теперь присутствует только то, что изучается в 10–11-х классах, не соответствует действительности. На экзаменах по истории и географии, например, проверяется и пройденное в 5–9-х классах.

Во-вторых, аргумент, что «знание произведений литературы, написанной до первой половины XIX века, в полном объёме выносится на проверку при проведении ОГЭ по литературе», вызывает по меньшей мере недоумение. «Литература» – как в ОГЭ, так и в ЕГЭ, – экзамен по выбору. Следовательно, если обучающийся в 9-м классе не выбирал литературу, то и его знания не проверялись.

В-третьих, модальность «могут привлекаться» означает, что могут и не привлекаться – т.е. проверено не будет. А значит, и знать фольклор, древнерусскую литературу, Фонвизина, Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя не обязательно. Формулировки заданий в демоверсии это подтверждают. Например, в задании № 5 требуется сопоставить Дикого (персонажа драмы «Гроза») с образом купца из произведений отечественной или зарубежной литературы. Казалось бы, «Садко» (почему бы и нет?), конечно, «Песнь про... купца Калашникова» М. Лермонтова, Н. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души» и т.д. Но зачем? Когда есть Лопахин из «Вишнёвого сада», Мохов из «Тихого Дона», ведь мы их изучали в 10–11-х классах. А если преобразовать купца в «дельца» и сравнить на этом основании, тогда им несть числа.

Сочинение. Пять (!) тем, из которых только в одной (11.4) предлагается выбор одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова. И даже если экзаменуемый предпочтёт эту тему, то, скорее всего, будет выбран М. Шолохов, – готовиться-то будут по кодификатору, а Шолохов туда входит в отличие от Пушкина.

И зачем выпускнику «Золотой век русской литературы»?

Хотя я чуть-чуть лукавлю. Есть одно задание – № 10, в котором чётко указано: «Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором...»

...Или это не я лукавлю? Уважаемые разработчики, а ведь в кодификаторе этого периода нет... «Вы не имеете права спрашивать меня об этом». Готовы к судебным разбирательствам по результатам ЕГЭ? А такое, думаю, возможно.

Но главное – это суть ЕГЭ. Это не выпускной, а вступительный экзамен.

В этом году на ЕГЭ, кстати, проверялся весь курс литературы. А начиная со следующего года эти знания уже излишни? И многие вузы согласны принимать на гуманитарные специальности абитуриентов, знающих только 12 произведений. Фактически только по ним будут конкретные задания на знание текста, жанровой принадлежности, художественных особенностей и так далее.

Как справедливо отметила Яна Лантратова, первый зампред комитета Госдумы по просвещению, «складывается опасный прецедент… Если данная идея будет реализована на практике, российские высшие учебные заведения столкнутся с серьёзным падением качества знаний у абитуриентов».

Обнадёживает одно – это проект (!), и, значит, он может быть отклонён. Все замечания, пожелания принимаются по адресу: fipi@fipi.ru до 30 сентября 2023 г.

Сергей Суворов, филолог, учитель высшей категории, исполнительный директор Ассоциации «Русское литературное общество»

В ТЕМУ

Да здравствуют Митрофанушки!

Пока злые соседи физически сносят памятники Пушкину, наш российский ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) решил снести произведения Пушкина, а заодно и Лермонтова с Гоголем из «Перечня элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе».

Сбросили с корабля заодно и XVIII век. И древнерусская литература – прощай! Так что теперь да здравствуют Митрофанушки! И служить государству не нужно. Лучше свиней по-скотинински разводить и сало есть. Уровень интеллектуального развития окажется таким же, как у соседей. Самое то!

Серьёзные дела творятся на наших глазах. ФИПИ открывает первое окно Овертона. То, что кажется немыслимым, невозможным, через несколько лет примут и поймут. Методички Сороса так и советуют – играть в долгую. Культурный код нации за один год не уничтожишь.

А вопросов – множество.

Умнейшие мужи и дамы, определяющие содержание ЕГЭ, искренне верят, что одиннадцатиклассники будут читать тех авторов, которых нет в кодификаторе? Или на то и расчёт, что не будут?

Опытнейшие педагоги рассчитывают, что о глубинном Пушкине, Лермонтове, Гоголе получится поговорить в формате ОГЭ? Или на то и расчёт, что классика предстанет в школе в полудетском, упрощённом варианте? А к выпуску из школы её вообще забудут?

Великие методисты каждый год меняют принципы проведения ЕГЭ для того, чтобы никакая методика не прижилась, не устоялась, не была оценена? Бесконечный хаос в методике и неприятие обратной связи от школьных учителей и вузовских преподавателей окончательно превратят пока ещё литературоцентричное русское общество в общество потребления. ФИПИ футуристов, предлагающих сбросить классиков с корабля современности, превзошёл.

Над кем станем смеяться мы, закончившие во времена оны нормальную школу? Пожалуй, что над собой. Народ, комментирующий в соцсетях новости от ФИПИ, уже веселится. Самый смешной и безобидный хештег: #фипиподсуд

Дмитрий Чугунов, доктор филологических наук, Воронеж

Тэги: ЕГЭ
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ещё раз о ЕГЭ

    04.10.2023
  • Вам и не снилось

    30.08.2023
  • Единый, он же единственный

    08.04.2023
  • Эдгар По и ненавистный ЕГЭ

    06.04.2023
  • «За Правду» против ЕГЭ

    05.12.2020
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Образовательная «яма»

    62 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Можно ли простить измену?

    54 голосов
  • Что вместо ЕГЭ?

    42 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS