Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2021 г.
Литература

Обладатель счастливого таланта

Познавая мир «по Катамидзе»

08 июня 2021

Только изучая творчество Вячеслава Ивановича Катамидзе для представления его к Беляевской премии, я узнал, что ещё совсем молодым он написал «Пособие авиационному бортовому переводчику» и русско-английский словарь по бронетанковой технике. Но далеко не всякий выпускник Военного института иностранных языков и советский военный наблюдатель ООН будет писать книги. Если пишет – значит, сидит у него на правом плече эдакий литературный бесёнок, властно нашёптывая: «Пиши!»

Далеко не всякий взявшийся за перо становится профессиональным писателем. Для этого нужен не только пресловутый талант, но и колоссальное желание писать, писать и ещё раз писать. Чтобы войти в литературу, требуется некоторая упёртость: та самая готовность тратить огромное количество времени и сил, чтобы писать.

Чаще всего путём в литературу становятся книги на профессиональную тему. Эксперт по ближневосточным проблемам, Вячеслав Иванович работал в Египте, Кувейте и других арабских странах, в 1973–1974 гг. был военным наблюдателем ООН на Ближнем Востоке и возглавлял оперативный отдел в центре наблюдения в Исмаилии. В 1973 году он в числе советских офицеров награждён медалью ООН «На службе мира».

В конце 1980-х годов Катамидзе написал четыре книги. Этот список политической аналитики венчает настоящий шедевр об Ирако-кувейтской войне («Ирако-кувейтский конфликт: к 10-летию войны в Заливе», АРИОС, 2000). Тут не просто аналитическая работа – в первую очередь это глубокий и самостоятельный анализ конфликтов на Ближнем Востоке, которые привели к очередной страшной войне. Журналист и поэт А. Ковалевский (1939–2020) так оценил книгу: «То была сложная политологическая работа, но, к моему удивлению, её оказалось читать легко, и читал я её с большим интересом». Но это и не монография. И не публицистика. Перед нами уже настоящее литературное произведение. Такие произведения точнее всего называть научно-художественными, и это очень непростой жанр. Чтобы писать в нём, нужно быть одновременно и учёным, и специалистом, и писателем.

«Ирако-кувейтский конфликт» читают уже третье десятилетие и читать будут ещё долго. Даже если бы Вячеслав Иванович написал только эту книгу, можно было бы констатировать: он вошёл в Большую литературу. Но это было только началом.

Пишет Катамидзе и художественные произведения. Как автор «художки» он дебютировал в 1989 году (В. Катамидзе, В. Толстов. Бумеранг // Столкновение. – Политиздат).

Сегодня В.И. Катамидзе – автор нескольких художественных книг. Хорошие детективы, психологичные и умные. Для меня своего рода шедевр – его сатирическое произведение, написанное под псевдонимом Сол Каламити (Небесная граница. Повести-буффонады. – Eurasia Popular Research, 2007). Книга и правда очень смешная. Рискнул бы сказать – очень «офицерская книга».

До того как начать работать в Британии в 1993 году, Вячеслав Иванович успел стать и автором популярного документального сериала «Москва златоглавая», и руководителем независимой студии документальных фильмов. Самые значимые из созданных в студии научно-популярных фильмов – «Полуостров сокровищ», «Айвазовский», «Взгляд с высоты пирамид», «Четвёртая жизнь Кувейта».

Но настоящим литературным «клондайком» стала для Катамидзе Британия.

Во-первых, потому что доступны ну… пусть далеко не все, но многие британские архивы. Это позволило сказать новое слово в такой непростой области, как история Грузии в конце XIX и начале XX века («Грузия в британских архивах и редких публикациях XIX–XX веков», 2005). И трудно даже представить себе, какое количество материалов пришлось находить, изучать, анализировать, сравнивать для написания этого блестящего произведения.

Во-вторых, Вячеслав Иванович органически не способен не изучать, не познавать, не исследовать. Попал в Лондон и тут же поднял море местной литературы, практически неизвестной в России. Из изучения современной английской столицы, из поднятых архивных документов родились такие шедевры, как «Лондон вчера и сегодня» (в соавторстве с Н.Л. Юдиным, Eurasia Popular Research, 2009) и «Прогулки по Лондону» (Eurasia Popular Research, 2006). И, конечно, «Лондонские призраки и привидения» (в соавторстве с Н.Л. Юдиным, Eurasia Popular Research, 2013) – как же в Англии без привидений!

Книги о Лондоне снискали широкую популярность и, как мне достоверно известно, высоко оценены и британской публикой, включая представителей истеблишмента. В России же буквально тысячи, если не десятки тысяч людей познавали британскую столицу «по Катамидзе», даже никогда не бывая в нём. Кстати, эта книга стала лидером продаж в магазине «Москва».

Но всё, что было раньше, оказалось лишь преддверием для появления целой серии новых шедевров. Вершиной творчества Катамидзе на данный момент является серия книг по британской и мировой истории: «Тайна человека из Стратфорда», 2010; «Тайна Ордена Храма», 2013; «Кристофер Рен. Гений английского барокко» (в соавторстве с М.Л. Николаевой), 2018. Трудно сказать, какая из них лучше. Я был инициатором выдвижения его книги «Тайна Ордена Храма» на престижную Беляевскую премию. Но высоких литературных наград достойна каждая из них.

Катамидзе безошибочно выбирает объект и предмет исследования. Всякий раз это то, что интересует множество людей, что становится предметом обсуждений и дискуссий. Это тщательные, в высшей степени фундаментальные исследования. Автор сам выбирает интересный для него сюжет, сам ищет данные в литературе и архивах. Он умеет смотреть самостоятельным, незамыленным взглядом на, казалось бы, хорошо известное. Его взгляд на предмет всегда необычен, всегда идёт вразрез с официальной наукой. И всегда хорошо аргументирован. Можно соглашаться или спорить с его суждениями о «человеке из Стратфорда» или с оценками деятельности тамплиеров. Никто, и прежде всего сам Катамидзе, не утверждает, что его книги – истина в последней инстанции. Стократ прав предприниматель и кинематографист Александр Чачава: «Тайны Британского музея» – это даже не книга, а целый дискуссионный клуб в толстом переплёте...»

Но спорить с автором непросто. Каждый тезис подкреплён твёрдо установленными фактами, ссылками на литературу, на архивные материалы. За каждым выводом стоит немалый труд.

Кроме того, книги чрезвычайно познавательны и очень художественно написаны. Самые частные вопросы излагаются так, словно видишь описанное. Художественная литература в лучшем своём проявлении: картина, произведение искусства, написанное словами. Совершенно оригинальный стиль, самобытнейший способ изложения.

Наконец, книги великолепно изданы и богато иллюстрированы. Они получаются не только увлекательными. Это красивые подарочные издания. Несомненно, художественные, нередко альбомного формата. Они способны украсить полку самого взыскательного любителя книги.

Особое слово о двадцать восьмой книге Вячеслава Ивановича – на библейские темы (Таинственная Библия. – АИРО-XXI, 2019). А. Ковалевский отметил: «Чтобы это осуществить, автор совершил около десятка поездок на Ближний Восток, побывал в Израиле, Египте, Ливане, Сирии, Марокко, в Палестинской автономии и на острове Кипр. В книге, в которой 432 страницы, более 400 иллюстраций: репродукций картин, редких гравюр, фотографий, карт и схем. На мой взгляд, в российской литературе нет и никогда не было ничего подобного – это монументальный труд особого рода. И главное достижение автора в том, что он действительно читается как захватывающий роман!»

Нет сомнений, что «Таинственная Библия» вызовет ещё больше споров и критики, чем все прежние книги Катамидзе. Не говоря ни о чём другом, она самая фундаментальная. Она заставляет по-новому посмотреть на тексты, базовые для всей европейской цивилизации. Библию давно изучают и используют как исторический источник. Вячеслав Катамидзе предлагает свою трактовку – свои авторские теории, гипотезы, понимание фактов. И как всегда – чрезвычайно аргументированно.

Восхищает бесстрашие Вячеслава Ивановича. Автору сих строк не раз предлагали заняться теорией палеоконтактов... Отказался – что ни напишешь и ни скажешь, вывод будет один: почтенный профессор повредился рассудком, видать, слишком увлёкся своими высокоучёными изысканиями. А Вячеслав Иванович не боится.

Творчество Катамидзе широко известно. 28 книг автора в 45 изданиях на 10 языках хранятся в 320 библиотеках мира. В их числе – библиотека Конгресса США, библиотека Оксфордского университета, Британская библиотека и библиотеки ряда известных колледжей в Европе.

Недостаток один: Вячеслав Катамидзе совершенно не умеет и не хочет писать для массового читателя. Его читатель – образованный неспециалист.

Охотно выдвину его кандидатуру на получение ещё одной литературной премии. И не в пылу дружеских чувств, а по глубокой уверенности – заслужил. Но спросите о Катамидзе на улице – и вряд ли хоть один человек скажет, что слыхал это имя. А вот Маринина!!!

И судьба его типична для писателя элитного, не массового. Зависла книга «Шекспир или Марло?». Она не хуже прежних, а возможно, и лучше, но издать-то её надо так же качественно! А издатели боятся: книга получится дорогая – вдруг не разойдётся? Печально. но будем ждать – получится и это.

И в любом случае литературная судьба Вячеслава Ивановича Катамидзе очень далека от завершения.

Андрей Буровский

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Андрей Буровский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS