Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 февраля 2021 г.
Искусство

Пейзажи на все времена

Суровый стиль Ефрема Зверькова

24 февраля 2021

Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника СССР, академика Российской академии художеств, лауреата Государственных премий, почётного гражданина Тверской области Ефрема Ивановича Зверькова (1921-2012) и работ лауреатов конкурса пейзажа имени Е.И. Зверькова «Связь поколений». В экспозиции – более 50 произведений.
О творчестве признанного классиком при жизни Е.И. Зверькова размышляет академик РАХ Любовь Ширшова.

Наше время дойдёт до потомков прежде всего в произведениях искусства. Имя Ефрема Ивановича Зверькова, выдающегося мастера живописи, создавшего своё направление в искусстве национального пейзажа, прочно вошло в историю отечественного и мирового искусства, получило широкое признание в России и за рубежом. Его многогранное творчество – целая эпоха в художественной культуре нашей страны. Он был среди тех лидеров, кто в 1960-е годы прокладывал новые пути в отечественном искусстве. Ефрем Иванович первым из московских художников стал осваивать Русский Север. В конце 1950-х – 1960-е годы он совершил шесть длительных творческих поездок в Республику Коми и Архангельскую область. Являясь преемником культурной традиции, генетическим носителем национальной ментальности, в своих пейзажах он претворял традиционную систему духовных ценностей, передавая идею общности генезиса человека и мироздания. Северный край оказал важное влияние на его творчество и на характер «взаимодействия» с природой. Одним из первых Зверьков стал выразителем «сурового стиля» в пейзажной живописи. Работая на Севере, он сумел проявить свой огромный талант пейзажиста, оказать влияние на развитие пейзажной живописи нашей страны.

oblaka450.jpg
Плывут по небу облака

В 1972 году по решению советского правительства с большой выставкой в Италию были посланы пять живописцев – лидеров своего поколения: Д.Д. Жилинский, В.И. Иванов, Г.М. Коржев, П.П. Оссовский и Е.И. Зверьков. Эта масштабная выставка с большим успехом была показана в Риме, а затем в столицах ряда зарубежных стран. Так начиналось международное признание искусства этих выдающихся мастеров живописи. Уроженец Тверского края, Ефрем Иванович тонко чувствовал поэзию природы средней полосы России, мастерски передавал её изменчивый облик, её атмосферные и временные состояния. Художник, используя особенности масляной живописи, многообразием переходных тонов и оттенков достигал единства объёма, цветового, тонального и пространственного решений. Он сумел привнести новое дыхание в искусство лирического пейзажа, соединяя национальные традиции с оригинальным авторским началом. Его персональные выставки были показаны в лучших залах нашей страны: в Российской академии художеств, Московском Кремле, Государственной Третьяковской галерее. Современники отмечали особую философию, музыкальность, поэзию его пейзажной живописи. Многие произведения мастера – в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в более чем 50 музеях России, в государственных и частных коллекциях разных стран мира.

Полотна, собранные на выставке, раскрывают основную философскую идею творчества художника-фронтовика, прошедшего дорогами Великой Отечественной войны с первого дня и до победных дней мая: «Каждый, самый маленький уголок родной земли – бесконечно драгоценен, и людям нужно беречь этот грандиозный мир, невероятную планету под названием Земля».

raduga450.jpg
Радуга

При жизни признанный классиком изобразительного искусства, Е.И. Зверьков своим творчеством, масштабной и многогранной деятельностью активно влиял на развитие художественной жизни России.

Творческое наследие Ефрема Ивановича востребовано новыми поколениями. Ретроспективная выставка произведений мастера соединена с экспозицией живописных работ лауреатов Конкурса пейзажа имени Е.И. Зверькова, студентов Тверского государственного художественного колледжа имени А.Г. Венецианова. Этот конкурс был организован в 2006 году по инициативе Е.И. Зверькова и Н.Г. Сиротиной, директора колледжа, почётного члена Российской академии художеств. Участие в конкурсе способствует профессиональному росту студентов, их нравственному и духовному развитию. Невозможно переоценить значение этого конкурса для сохранения и развития уникальных традиций отечественной школы живописи. Каждый конкурс – важный этап на трудном пути восхождения к вершинам мастерства.

Живописное наследие Е.И. Зверькова, произведения студентов – лауреатов конкурса пейзажа расширяют представление о национальном своеобразии, исторической ценности и уникальности искусства России.

Выставка будет работать до конца месяца.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS