Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июля 2021 г.
Искусство Культура

Под сенью олимпийских муз

Великие арии о любви – в «Сириусе»

21 июля 2021

Концертное исполнение оперы Джузеппе Верди «Риголетто» на итальянском языке и с участием звёзд Мариинки в насыщенной яркими событиями культурной афише Парка науки и искусства «Сириус» заняло особое место, подчёркивая статусность и придавая европейский шик. Стараниями фонда «Талант и успех» зачарованный сочинский берег давно сверкает вокально-хореографическими и театрально-музыкальными гранями ведущих сценических площадок мира. И романтические флюиды расположившейся по соседству российской столицы курортных романов усиливаются классическими ураганами вымышленных и реальных страстей, одновременно как бы предостерегая жителей и гостей курорта от излишнего легкомыслия...

История о французском монархе Франциске I и его шуте Трибуле, описанная Виктором Гюго в запрещённой цензорами пьесе «Король забавляется» и обезличенная в либретто Франческо Марии Пьяве, до сих пор вызывает живой интерес и сострадание даже у искушённой соцсетями публики. Причины вневременные. Природа власти и ощущение вседозволенности у тех, «кто правит нашим кругом». Боль и трагедия отца, дочь которого обесчестили, а потом непреднамеренно, однако по его же заказу, убили. Возвращающиеся бумеранги – дескать, не смейся над чужой бедой... И над всем этим как издевательская насмешка беспощадного рока –

La donna e mobile
Qual piuma al vento...

Сердце красавиц, конечно, склонно к измене, и всё же не влюбляться и жить без наслаждения не получается почти ни у кого. Ни тогда, ни сейчас. А уж эмоциональная реакция на обиду, нанесённую «твоей кровиночке», всегда неминуема.

– Я – счастливый отец 6-летней дочери, – признаётся исполнитель партии Риголетто, солист Мариинского театра Роман Бурденко. – И с момента её рождения актёрская судьба неуклонно сводит меня в операх Верди с ролями отцов. Упаси господь от параллелей между сценическими сюжетами и семейным повседневьем, но радость присутствия в твоей жизни родного лучика света и страх потерять его безмерны. И очень помогают в работе над образами, глубокими и сложными.

За уродливой внешностью шута, как и у Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери», скрыты высокое человеческое достоинство и незаурядный ум, тогда как внутреннее убожество герцога неразрывно связано с внешней обольстительностью. Обманчиво презентабельной моральной низости двора («Куртизаны, исчадье порока!») противопоставлены подлинная добродетель и благородство Джильды, готовой ценой собственной жизни спасти избранника, пусть недостойного.

– Станешь ли ты спасающим или карающим орудием в руках Провидения, решает не только небо, но и сам человек, с учётом его природы, – считает исполнитель роли профессионального убийцы Спарафучиле, коллега Романа по Мариинскому театру Глеб Перязев. – Даже случайности регламентируются законом всеобщей взаимосвязи: «Когда касаемся цветка, звезду далёкую тревожим!» Заметьте, первоначально опера называлась «Проклятие», а драма Гюго шла на театральных подмостках под названием «Месть глупца»...

Выразительна мрачно-таинственная сцена разговора Риголетто, раздавленного проклятием графа Монтероне, и Спарафучиле, предлагающего свои смертоносные услуги. Когда душегуб удаляется, повторяя на низкой ноте своё имя, обезумевший от тревожных предчувствий отец возглашает: «Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale» («С ним мы равны: владею словом, а он – кинжалом! »). Последующая ария – одна из творческих жемчужин Верди – в исполнении Бурденко пропитана искренним страданием из-за невозможности уберечь своё чадо от мирских козней и коварных интриг. Казня себя за характер, уродство и долю, насмехаясь над распутным правителем и продажными придворными, шут обнажает отчаявшуюся душу. Целительным бальзамом на кровоточащие раны становится появление дочери.

Образ Джильды (Айгуль Хисматуллина) и вокально, и актёрски точный и практически идеальный, а дуэт «–Figlia!.. – Mio padre!» («– Джильда!.. – Мой отец!») завораживает лирической напевностью мелодий и сердечной теплотой. Однако, вопреки предостережениям отца, девушка встречается с герцогом Мантуанским (Сергей Скороходов), смущённо выслушивая пылкое признание увлечённого, но не влюблённого великосветского повесы «E il sol dell’anima» («Верь мне, любовь – это солнце и розы»). И после его ухода поёт знаменитый колоратурный гимн самозабвенной любви «Caro nome che il mio con» («Сердце радости полно»), излучая светлую безмятежность...

В угоду «целомудренной» цензуре композитор вынужденно внёс значительные коррективы в развитие отношений пары. Примечательно письмо, написанное автором оперы в 1852 году и адресованное супругу певицы, спрашивавшему о наличии пикантностей в её роли: «Одна лишь сцена могла быть. Но помилуй нас бог! Мы были бы преданы бичеванию! Нужно было увидеть Джильду и герцога в постели. Вы меня понимаете? В любом случае это был бы дуэт, прекрасный дуэт! Но тогда священники, монахи и лицемеры устроили бы грандиозный скандал!»

Психологическая драма, изобилующая острыми сюжетными ситуациями, резкими антитезами и выпуклыми контрастными характерами, в оправе блистательного созвездия подлинных мастеров сцены обнаруживает и моральный облик героев с их психическим состоянием, и социальные противоречия, и чистые, сильные голоса с захватывающими дух красивыми верхними нотами. Отсутствие декораций и театральных костюмов не мешает публике растворяться в действии, чем и хороша академическая условность!

Нельзя не отметить профессионализм Молодёжного хора «Согласие» под управлением Павла Теплова и Сочинского симфонического оркестра, дирижёр и художественный руководитель – Алексей Асланов. Хотя, ради справедливости, были моменты, когда предшественник Алексея за пюпитром – перфекционист Антон Лубченко, возможно, остановил бы исполнение и попросил отдельных музыкантов переиграть свои партии (прецеденты на концертах Антона Владимировича имели место)...

– Чтобы проводить потрясающие представления даже во время пандемии, мы соблюдаем все необходимые меры предосторожности и санитарно-эпидемиологические нормы, – отметил на пресс-конференции художественный руководитель фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай. – Гастрольная программа у нас плотная и разнообразная, охватывающая осень и зиму... Творческий уровень приглашённых артистов – фантастический! Высокой планке первой в России федеральной территории, уверен, соответствуем.

Виктор Терентьев, собкор «ЛГ», Сочи


Тэги: Музыка Виктор Терентьев
Обсудить в группе Telegram

Виктор Терентьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
  • Фестиваль испытаний

    1652 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS