Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2023 г.
Телеведение

Подождите, вы ещё ничего не слышали!

21 сентября 2023
Кадр из фильма «Энтузиазм (Симфония Донбасса)», реж. Дзига Вертов, 1930.

Известно, что речь приходит к человеку не сразу. Сначала младенец мычит, агукает и плачет, пока родители с нетерпением ждут первого сказанного им слова. Но и после заветного момента ребёнок не готов ещё читать лекции в университете и слагать верлибры – его, с позволения сказать, речь уже имеет некий смысл, но ещё не обладает достаточным инструментарием для полного выражения этого смысла. В нелёгком деле коммуникации ему помогают родители, поднаторевшие в профессии дешифровщика.

К середине двадцатых годов кинематограф оказался в схожей щекотливой ситуации. Стараниями многих гениев система средств выразительности Великого немого уже достигла совершенства, но вот беда – активно наступал звук. Первые экспериментальные звуковые картины появлялись уже в XIX веке, но приличного качества удалось достичь намного позже; первым среди многих часто признают американский мюзикл 1927 года «Певец джаза». Помимо снятых общими и средними планами (чтоб не изнурять себя синхронизацией движения губ и звучания песен) музыкальных номеров, актёр Эл Джонсон подарил свой голос и нескольким репликам, первой и самой известной из которых стала: «Подождите, подождите, вы ещё ничего не слышали!». Зритель хлопал в ладоши и требовал ещё, тогда как заслуженные режиссёры паниковали: звук мог уничтожить все их формальные достижения, грамматику немого кино. Самое взвешенное мнение высказали наши корифеи – Эйзенштейн, Пудовкин и Александров – в знаменитой заявке «Будущее звуковой фильмы»: «Звук – обоюдоострое изобретение, и наиболее вероятное его использование пойдет по линии… удовлетворения любопытства». Эйзенштейн требовал экспериментов со звуком, а не банального наделения им пространства фильма с возвращением во времена заснятого театра. А вот Чарльз Чаплин, создатель главного образа эпохи немого кино, выступал против любых компромиссов и поначалу совсем игнорировал техническое новшество.

В любом случае, диктат звука установился не сразу, несмотря на бешеный успех того же «Певца джаза». Технологии были несовершенны, у многих артистов был кошмарный голос (помните кинозвезду Канина, пародийного героя Евгения Стеблова в «Рабе любви»?) или заметный акцент (великий Эмиль Яннингс, лауреат первого в истории актёрского «Оскара», из-за сильного немецкого акцента был вынужден вернуться в Европу после прихода звука в Голливуд) – поэтому в конце десятилетия фильмы либо продолжали делать немыми, либо озвучивали лишь частично. Например, реплики подавались через привычные интертитры, а музыку и отдельные шумы – гам толпы, топот ног – передавали уже звуком.

Именно так Фридрих Вильгельм Мурнау снял свой шедевр «Восход солнца». Тишина деревенской жизни в нём сталкивается с оглушительным звучанием города, также как гармония любви двух селян нарушается с появлением вульгарной городской красотки. Великий режиссёр Мурнау подошёл к новому средству выразительности – звуку – как настоящий художник, не подпадая под ложное очарование новизны, но и не пытаясь «остановить мгновение», как герой его предыдущего фильма, экранизации «Фауста» Гёте. Он сознательно использует несовершенство технологии звукопередачи как контрапункт в рассказываемой истории, превращая недостаток в средство выразительности. Когда вокруг гремит музыка, гудит поезд и свистят гуляки, чувства героев принадлежат области невыразимого, наполненного тишиной – звук борется с ней также, как страсть восстаёт против любви.

Скоро звук признают все – Александров не без помощи Эйзенштейна снимет первый музыкальный «клип» «Сентиментальный романс», Дзига Вертов сделает «Симфонию Донбасса», в которой музыка, шумы и голоса будут вплетены в ткань картины так виртуозно, что даже Чаплин со временем признает поражение и начнёт аккуратно внедрять в свои фильмы звук. Конечно, будет краткий период упадка, когда индустрию захватили посредственные звуковые мелодрамки, но эту болезнь роста кинематографу помогут преодолеть сами режиссёры, подобно заботливым родителям, учащим чадо говорить.

Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Камера, мотор!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS