Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 августа 2023 г.
Литература

Поэзия и её продолжение другими средствами

02 августа 2023

Володин А.М.

Простите, простите, простите меня… Стихотворения. – СПб.: Издательство «Симпозиум», 2023, 576 с.,1000 экз.

Володин А.М.

Записки нетрезвого человека. – СПб.: Издательство «Симпозиум», 2023. 416 с., 1000 экз.

В Петербурге переизданы самое полное на сегодня собрание стихотворений Александра Володина (1919–2001) и его дневниковая проза. Сразу, не откладывая, хочется сказать слова бесконечной благодарности Леониду Ильичу Зильбербургу, а также Надежде Борисовне и Алексею Александровичу Журбиным, без деятельной бескорыстной и деликатной помощи которых эти издания не увидели бы свет.

Сборник стихов несколько лет назад был выпущен к столетию автора, сборник прозы – чуть позже. Они образуют некую дилогию, каждая часть которой обогащает другую.

Дебютировав в 1954 году книгой с незамысловатым названием «Рассказы», печататься Володин начал как прозаик, а в нашу жизнь и историю культуры вошёл прежде всего как автор пьес и киносценариев. Но по своему внутреннему устройству, по отношению и к слову, и к собственному существованию, ко всему окружающему Володин, как теперь выясняется, был прежде всего поэт. Хотя бы потому, что писал стихи всю свою творческую жизнь: первые стихотворения, открывающие книгу «Простите, простите, простите меня…», сочинены им ещё совсем молодым человеком. Как и многое в собственной жизни, стихотворные свои опыты Володин публично (да, наверное, и внутренне) оценивал скептически, называл их «полустихи». Но, как показывают составители, работал над ними Володин тщательно и методично, вполне профессионально, если можно это определение относить к поэтической деятельности. Да и «Записки нетрезвого…» во многом выстроены по законам поэзии – по сути, перед нами стихотворения в прозе, концентрированные лирические высказывания, несмотря на обилие бытовых и сиюминутных деталей. Стихи, замаскированные под прозу, продолжение поэзии другими средствами.

Как пишет в предисловии к собранию стихотворений Володина Игорь Кузьмичев: «Превосходство поэзии и перед прозой, и перед драматургией было для него совершенно неоспоримо. В «Записках нетрезвого человека» он без тени сомнения заявлял: «Хитрая проза жизни может соблазнять лишь тем, что крадёт у поэзии. Но, заблуждаясь и погибая (в который раз!), простодушная слепая поэзия то и дело одерживает победу и смотрит сверху на трезвую суетность жизни». Ничто так не огорчало и не возмущало Володина, как эта самая «трезвая суетность жизни». Ей он противостоял, как мог: побеждал её и оказывался побеждённым, бунтовал и смирялся, протестовал и скоморошничал, – при этом всегда оставаясь самим собой».

Нельзя сказать, чтобы стихи и проза (или, если угодно, «проза») Володина были для нас совершеннейшей terra incognita – нет, стихи, скажем, довольно много издавались, а отдельные строчки – скажем, знаменитая володинская молитва «Простите, простите, простите меня…» – давно уже в нашем сознании живут отдельной жизнью. «Записки нетрезвого человека» и «Оптимистические записки», составившие том прозы Володина, также известны читателю – но здесь эти тексты, тщательно подготовленные составителями и подробнейшим образом прокомментированные, получают новое измерение.

Вот уже на протяжении почти семидесяти лет Александр Моисеевич Володин остаётся одним из самых важных и, если уместно в данном случае это слово, популярных отечественных драматургов. Его пьесы и киносценарии, рождённые советской эпохой и невероятно полно, ёмко и точно иллюстрирующие её, как выясняется, надолго пережили эту самую эпоху и, без всякого сомнения, переживут всех нас. Советская жизнь давно закончилась, удовольствие от текстов Володина не кончается. Как и почему так происходит, едва ли возможно ответить окончательно. Всякий большой талант до конца неизъясним, но попытки разобраться в его природе могут порой доставлять не меньшее удовольствие, чем, собственно, анализируемые произведения. И тут удовольствие от текста, можно сказать, двойное – и от того, как Володин рефлексирует над собственными жизнью и произведениями, и от того, как интерпретируют и анализируют жизнь и творчество Володина подготовившие издание петербургские филологи Игорь Кузьмичёв и Елена Гушанская.

Сергей Князев

Тэги: Книги Книжный ряд
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS