Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 ноября 2023 г.
Литература

Поэзию губят обманом

Лирические стихи Ольги Воробьёвой-Бахревской гармоничны и цельны

08 ноября 2023
Ольга Воробьёва-Бахревская

Стихи Ольги Воробьёвой-Бахревской наполнены высоким гражданским и патриотическим пафосом, обращены к традициям быта и бытия русского народа, его истории и современности. Часто лирическое начало в них пополняется публицистическими нотами, и это во многом актуализирует темы и темы, поднимаемые поэтессой. Вместе с мужем, известным детским писателем и автором многочисленных исторических романов Владиславом Бахревским, она участвует в различных просветительских проектах, выступает с чтением своих стихов в различных образовательных и общественных учреждениях. И творчество, и активная общественная деятельность О. Воробьёвой-Бахревской как нельзя лучше подтверждают ставшее уже традиционным представление о назначении и роли поэта в нашем обществе.

Стихи О. Воробьёвой-Бахревской публиковались в журналах «Мурзилка», «Александръ», «Литературные знакомства», «Москва», в газетах «Слово», «Литературная Россия», «Литературная газета» и др. Воробьёва-Бахревская – автор двух сборников стихов: «Познакомьтесь, это я» (2015) и «Тихая провинция Руси» (2021). Лауреат премии «Золотой витязь» (2019).

Тематический и проблемный диапазон лирики Воробьёвой-Бахревской разнообразен и широк: от истоков малой родины до стремления объединить прошлое с будущим, опираясь на память народную в поэме «Времена», очевидно и неслучайно так названную автором. А память народная (читай – историческая) – незыблемая основа бытия русского человека.

Историзм и народность – не только завет русских классиков, успешно реализованный в творчестве поэтессы, но и осознание ею необходимости такого подхода к действительности и её отражения в произведении. Всё это и способствует созданию в стихах реалистических и привлекательных своей душевно-духовной наполненностью картин мира, которые выписаны автором с любовью: это и родные Петушки, и любимая мужем Евпатория, и героическое Людиново, и овеянные историей Тобольские картинки.

Высокопоэтичны и проникновенно-лиричны стихи-посвящения любимому мужу, Владиславу Бахревскому. В них поэтессе удалось выразить высокие чувства взаимной любви и уважения людей, обретших настоящее счастье: «Жил в лесу мальчишка…», «Цикламен», «Евпатория» и др.

И конечно, никого не оставят равнодушными стихи о матери, родном доме, семье – о настоящих духовных ценностях, без которых не может существовать ни одно общество: «Маме», «Вера», поэма «Времена» и др.

Продолжая традиции русской классической поэзии, О. Воробьёва-Бахревская предлагает современным читателям вспомнить, как лучшие русские поэты Державин, Пушкин, Некрасов, Твардовский, Рубцов и другие понимали и ставили в своём творчестве вопрос о назначении поэта и поэзии. Прочитав её стихи на эту тему, многие поняли, что и современные поэты чтут и выполняют заветы классиков:

А у поэта – Слово. Слово – Бог.

Моей стране пока не нужно Бога.

Пока. Но мы, я знаю, доживём,

Дожди пройдут ли, сменится ль эпоха –

Поэт России будет возвращён,

И мудрый царь изгонит скоморохов.


Ещё в одном из стихотворений на эту тему поэтесса, акцентируя внимание на современных проблемах, продолжает отстаивать право талантливой личности всегда быть собой, быть самодостаточным человеком, противостоять ханжеству, чванству и пошлости чиновников разных уровней, мещанству и недалёкости так называемой интеллигенции, да и просто обывательски настроенным согражданам. Остро публицистичен её приговор таким явлениям в нашей теперешней жизни: 

И видится тыквой карета,

Хоть рифмы стройны и легки,

Не любят за что-то поэтов

Начальники средней руки.


Поэзию губят обманом:

Бесстыдно, у всех на глазах

Начнут восхвалять графоманов,

Топить в социальных сетях.


А вам – ни пера, ни газеты,

Живите, мол, ниже травы.

Ну как тут не вспомнить при этом,

Что рыба гниёт с головы.


Обеспокоенность судьбой подрастающего поколения, воспитываемого не без участия тех же чиновников от просвещения по западному образцу, – ещё одна великая задача настоящего поэта и гражданина. И эту задачу и осознаёт О. Воробьёва-Бахревская, и настаивает на возвращении к русской традиции обучения и воспитания, очевидность которых доказана самой жизнью, в стихотворении «Быть может, это мелочи…», ибо если воспитывать девочек будет «заморский образец», то и сознанье у них будет американским: «В тех книжках ни Иванушки, ни Василисы нет, Ни поп, ни царь не встретится, ни щедрый гость купец – Воспитывает девочек заморский образец». А в небольшом стихотворении «За право русских жить по-русски», обращённом к событиям на Украине, поэтесса не только сетует по поводу разрушения нашего образования и превращения «великого и могучего» в суржик многими молодыми людьми совершенно сознательно, но ещё и убеждённо призывает знать «язык и корни свои», чтоб не превратиться в Иванов, не помнящих родства, уродующих свою жизнь слепопослушанием и подчинением западным стандартам, навязываемым не только на Украине, но и в России. Сопротивляемость злу у русского человека – генетическое качество, его нельзя изменить или уничтожить и вот именно это и спасает наш народ от окончательного духовного обнищания, от превращения его в бессловесное стадо. Это знает и на это уповает поэтесса.

Сильно, эмоционально выразительно, без ложного пафоса проявлена высокая гражданская позиция О. Воробьёвой-Бахревской в двух циклах стихов: «Людиново» (о судьбе молодёжного подполья во время Великой Отечественной войны в Калужской области) и «Тобольские картинки» (о героическом прошлом и настоящем этого края).

Воссоздавая историческую картину «дивного Людинова» и «Мальцовской сказки» (о развитии чугунолитейного производства Демидовых и Мальцовых), поэтесса словно бы ощущает историческую перекличку времён, взаимосвязь и взаимообусловленность исторически далёких и в то же время близких событий, когда русский человек проявлял свои лучшие душевные качества, творил и созидал историю. Мальцовы строили заводы и дороги, производили хрусталь и сахар, герои Людиновского подполья Алёша Шумавцов, Саша Лясоцкий и их товарищи защищали родную землю от фашистской нечисти, – всё это хранится в музее Людиново, где «интересен каждый экспонат». Воробьёва-Бахревская убеждена в том, что свято сохраняемая историческая память, передаваемая из поколения в поколение (а это характерно именно для русского общества), победит безвременье и сохранит Россию:

В руках мальчишек нынешних – портреты

Их сверстников, ребят времён войны.

Зачислены навеки в полк бессмертный

Безусые защитники страны…


… Бессмертный полк шагает по планете.

 Былым мальчишкам старость не грозит:

 Они геройски обрели бессмертье,

 И каждый жив, и каждый не забыт!


Цикл стихов «Тобольские картинки» непременно найдёт отклик у читателя именно потому, что поэтесса смогла лирично-взволнованно передать ощущение очарованности сибирской природой, людьми, историей – всем, с чем впервые сама соприкоснулась. И эти высокие чувства она переживает с любимым человеком, сопровождая его в поездке по Сибири.

Но не только лирический жанр подвластен таланту поэтессы. Пробует она свои силы и в создании поэмы. «Времена» – так Ольга назвала произведение об истории своей семьи, похожей на тысячи других в России. В главах, посвящённых отцу, матери, дедушке и бабушке, повествуется об их теперь уже ушедшей в прошлое, но не забытой их наследницей жизни и скромном быте. Дорогие и близкие сердцу автора люди предстают в произведении как реально живущие и действующие в своём историческом времени, а поэтесса ведёт с ними душевный разговор.

Творчество О. Воробьёвой-Бахревской наполнено жизнеутверждающим пафосом, борьбой с несправедливостью, стремлением творить добро. Лирические стихи гармоничны и цельны, естественны и правдивы, как сама природа, дарующая человеку счастье и вдохновение.

Алла Науменко-Порохина, доктор филологических наук, профессор Военного университета имени князя Александра Невского, кафедра культуры.


Тэги: Поэзия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS