Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 мая 2023 г.
Общество Политика

Погружение

«ЛГ» представляет новую авторскую рубрику

19 мая 2023
Василий Дворцов

Писатель, публицист, зампредседателя правления СП России Василий Владимирович Дворцов расскажет о своём уникальном опыте. О Донбассе сегодня немало пишут и рассуждают, однако на этот раз он предстанет в неожиданном ракурсе.

Донбасс вбирал меня постепенно. Или впускал? Первые поездки восьмилетней давности не дали понимания сотворения здесь чего-то принципиально нового – ещё одна горячая точка ещё одной окраины некогда великой России. Такими я видел Абхазию, Чечню, Южную Осетию. Та же воспалённость местничества, то же самомнение молодых лидеров при тоскливом смирении стариков. И неверие в худшее женщин. Единственное, что резко отличало от Кавказа, – стремление всё прибрать сразу же после боя: починить окна и крыши, покрасить стены и заборы, прикопать воронки. Это местное нежелание жить в войне, жить войной вызывало тепло некоего кровного родства. Потому как в иных краях под вино над нардами искренне недоумевали: «Какой рэмонт? Мы знали – русские придут, сдэлают». Сюда русским приходить не требовалось, они здесь уже были.

Всё большее погружение в судьбоносные загадки Донбасса следовало за затягиванием решения о его статусе. То, что так легко произошло с Крымом, с Донецком и Луганском, оказывалось почему-то невозможным. Множились встречи с преподавателями вузов, библиотекарями, музейщиками, писателями – с местной творческой молодёжью мы знакомились и в России, на конкурсах, фестивалях и семинарах. Общался с шахтёрами, с врачами. Но я не понимал местных. Сочувствовал – да, но не понимал.

Законсервированные минскими переговорами линии окопов с перманентными автоматно-пулемётными дуэлями то и дело вскипали артиллерийской канонадой и ракетным шипом. От «прилётов» рядом гибли крутые герои 2014 года и дети. Воронки прикапывались, стены красились. Война-не-война? Ночью бухали взрывы, а утром в автобусах и трамваях – студенты и школьники, в витринах магазинов обновилась реклама. Работающие на войне-не-войне шахты, заводы, распаханные и засеянные поля. Шизофрения местной жизни как-то нехорошо резонировала с шизофренией всей страны: с 13-й статьёй Конституции и Гоголь-центром, с чайлдфри и господдержкой абортов, с вывозом Центробанком к геополитическим конкурентам миллиардов долларов при миллионах за чертой бедности. С новогодними разгулами с ноября по март, с никак никем не контролируемой закредитованностью при массовой дебилизации. Необратимое вымирание нации под Comedy Club и «Танцы со звёздами», под секс-проблемы голливудских звёзд… Да, это мы все живём на шизофренической войне-не-войне, все мы – от Анадыря до Ростова. И донбасское нежелание жить этой войной-не-войной, отвращение к войне-не-войне начинало роднить с местными уже не только эмоционально, но и ментально – роднить Российскую Федерацию с Новороссией нежеланием жить так дальше.

Для меня 24 февраля 2022 года «Дневник писателя» Достоевского раскрылся апрелем 1877-го: «Нам нужна эта война и самим; не для одних лишь «братьев-славян», измученных турками, подымаемся мы, а и для собственного спасения: война освежит воздух, которым мы дышим и в котором мы задыхались, сидя в немощи растления и в духовной тесноте»…

Не сразу, но всё же Главное военно-политическое управление Вооружённых сил РФ стало включать членов Союза писателей России в свои «агитбригады», выезжающие в госпитали, институты, военные городки и расположения тыловых частей – про передовую без страховки нельзя было и думать. Благодаря этим поездкам литераторы въявь, порой даже тактильно, познавали безмерность солдатских жертв, ежедневно приносимых на «нам нужной войне». Со вбивающимися в память картинами безногих и безруких молодых, красивых, ненажившихся. И тут же рядом нетерпеливо ждущих повторных операций, после которых можно будет «вернуться в строй» – в казармы и блиндажи к точно таким же молодым, но ещё не познавшим потери радистам, лётчикам, танкистам и сапёрам, уверенным в себе, в своём воинском мастерстве и мощи вверенного оружия. И спасибо Министерству обороны за этот опыт сострадания и восхищения, который возвращает писателей, особенно поэтов, к ответственности за свои порой излишне красивые слова – да, да! – о действительно высоком.

Выезд на место преступления под Северодонецком

Проблема в том, что начало СВО буквально вызвало вал патриотической поэзии. С первых дней операции стихи «на тему» стали писать все и повсюду – кто знал, что такое армия и даже обладал боевым опытом, и кто не имел ни малейшего представления об уставах и верил киногероям. Я не говорю о качестве стихосложения – мастерство или любительство «тема» не губит и не исправляет, и мы знаем немало прекрасных строк, написанных «к дате», но, как правило, только если эти строки опирались на опыт боли или счастья собственного сердца, на картины своей памяти, а не на пересказанное другими. Потому-то мы сегодня с особой надеждой вчитываемся и вслушиваемся в творчество, доносимое с передовой: там, в окопах, у поэтов действительная полнота ручательства за написанное и произнесённое.

Ведь сколько таких же, которым «Рок рукой суровой / Приподнял завесу времён», в 1914-м отгромыхало так же патриотически-кимвально, а через год-другой сникло и стихло, вдохновляясь как «В лепестке лазурево-лилейном/Мир чудесен». И лишь кому «святой Георгий тронул дважды» мы до сих пор верим, что «воистину светло и свято/Дело величавое войны».

Опыт боли или счастья, увиденных сердцем, держит, не отпускает. Не отпускает доверчиво торопливое, полушёпотное уверение худющего, с черняками, как у панды, вокруг глаз парнишки в великоватой больничной пижаме, с досадой поднимающего тяжело загипсованную руку: врачи обещали последнюю операцию, и можно будет вернуться «к себе в разведку» – «ведь мы Изюм брали, опять брать придётся». Не отпускает и не отпустит, пока не напишу о нём…

Абхазия, Чечня, Южная Осетия, Донбасс. Вы знаете, что их объединяет? – плотный, тесный звон цикад и сверчков. У нас в Сибири такого звона нет, только нытьё комариков. Но нет в Сибири и канонады. А ещё в этих местах постоянно приходится избегать материнских глаз. Нестерпимо держать женские взгляды. Сколько бы лет твоей собеседнице ни было – двадцать, сорок, восемьдесят – глаза матерей прожигают болью насквозь, как глаза у Богородицы на иконе «Умягчение злых сердец». Наверное, это и есть глаза войны.

Но недавно мне выпало узнать войну с совершенно нового, неожиданного для себя ракурса («выпало» как компромисс между глаголами «повезло» и «досталось»). Я увидел врагов – вплотную, с касанием рукавами, я разговаривал с врагами, всматривался, вслушивался в них, ловил излучения. Молодые и пожившие, офицеры и мобилизованные, бобыли и многодетные отцы... И все враги. Однозначно враги. Я параллельно вслушивался и в себя, разбирался с собой, пытаясь понять – почему они враги? Почему они мои враги?..

Комбинат им. Ильича в Мариуполе. Прошедшее время

Благодаря договору о сотрудничестве, заключённому меж Союзом писателей России и Следственным комитетом России, а точнее – дружеской настойчивости председателя московского РОО «Союз ветеранов следствия», легендарного детектива и писателя Вадима Владимировича Соловьёва, я стал свидетелем работы следователей, криминалистов и экспертов Луганского военно-следственного управления СК России. Видел, что такое задержание, обыски и допросы диверсанта, присутствовал на следственном эксперименте, на котором вэсэушник показывал, как расстреливал гражданских, присутствовал при эксгумации тел мирных жителей, прихороненных под нацистскими обстрелами во дворах и огородах. Познакомился с работой экспертов по радиоэлектронике, генетике, психологии, в том числе с тестированием убийцы на полиграфе. Мне меж судебных заседаний даже позволяли побеседовать «по душам» с военными преступниками. Вместе со следственно-криминалистской группой я из Луганска выезжал в Мариуполь и Северодонецк, в Меловую, с рассвета до заката трясясь по разбитым дорогам через знаковые для нашего времени Новоайдар, Макеевку, Дебальцево, Донецк, Горловку, Купянск, Волноваху. Я даже начал различать профессии следователя и криминалиста, познакомился с местными луганскими операми, девятый год то ненадолго снимающими бронежилет, то вновь навешивающими поверх разгрузки автомат, для которых «передок» и тыл давно неразличимы.

Может быть, презорство, но, кажется, теперь я начинаю понимать Донбасс, понимаю – зачем он России.

Василий Дворцов

Тэги: Донбасс
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Белый платочек

    05.10.2023
  • Мариуполь. Пирожок подозреваемому

    03.08.2023
  • Убийство под Северодонецком

    30.06.2023
  • Поэт, гражданин, доброволец

    27.11.2022
  • Кость в горле – 2

    05.10.2022
  • Кто хочет жертв?

    1011 голосов
  • Весна на «Азовстали»

    308 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
  • «Буханку» – Донбассу!

    177 голосов
  • Корабль дураков

    169 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS