Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 июля 2023 г.
Искусство Культура Интервью

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

И все же тенора – короли оперы!

05 июля 2023

Он стремительно ворвался в оперное пространство мира, покорив чарующими звуками своего голоса, завораживающим тембром и убедительной актерской игрой слушательскую и зрительскую аудиторию любителей оперы половины стран земного шара (вторая половина еще в ожидании). Перед ним распахнули свои двери лучшие театры планеты.

Хочу представить Сергея Романовского всем тем, кто ещё не знаком с этим оперным феноменом - Орфеем наших дней.

- Сергей, судя по количеству оперных сцен и списку стран, где вы выступали, вы являетесь в настоящее время одним из самых востребованных российских певцов в мире. Как вы попали на оперную орбиту планеты?

- Как бы банально это ни звучало, но, наверное, многое зависит от того, каких людей ты встретишь на своём пути. В мир большой оперы я попал благодаря замечательным педагогам - Ольге Фёдоровне Мироновой и Дмитрию Юрьевичу Вдовину. Они положили много труда, нервов и терпения на то, чтобы влюбить меня в оперное искусство и довести до ума мой непростой голос. И я им безмерно за это благодарен.

- Вы считаете себя последователем российской вокальной школы? Многие относят вас к представителям бельканто «итальянского разлива».

- Ольга Фёдоровна Миронова, мой первый педагог по вокалу, - потрясающая певица. Она, если так можно сказать, моя оперная мама. Благодаря ей я полюбил оперное пение. Ольга Федоровна очень многому научила меня, заложила, так сказать, фундамент. Ноту за нотой, очень кропотливо и терпеливо выстраивала мой голос, доведя его до верхнего ми бемоль. В то время я, не удивляйтесь, очень увлекался брейк-дансом, и вырвать меня из той среды было нелёгким делом. Она формировала мое отношение к музыке, приобщая к ней, вводя в нее. Выступая с труднейшими программами, нередко доверяла мне исполнение нескольких произведений в своих концертах. И даже, когда я не пел, я присутствовал за кулисами, впитывая атмосферу. А в свободные дни мы с друзьями до полуночи отрывались, танцуя брейк-данс.

- Брейк-данс… теперь понятно, откуда у вас такая прекрасная физическая форма. До сих пор балуетесь?

- Ну, это не совсем баловство… физическая форма для певца действительно чрезвычайно важна. Только непосвящённым может показаться, что пение - это так, лёгонькое занятие. На самом деле, это тяжёлый, порою изнуряющий труд: после спектакле теряешь иногда до нескольких килограммов. Но продолжу… А Дмитрия Юрьевича считаю своим оперным отцом. Появился он в моей жизни в самый трудный момент, когда, обучаясь в Московской консерватории, оторванный от Ольги Фёдоровны, я почувствовал, что с пением моим что-то не так. Именно Дмитрий Юрьевич познакомил меня с музыкой Моцарта, композиторов эпохи бельканто (Россини, Беллини, Доницетти), с французской музыкой. Трудно представить себе настолько самоотверженно влюбленного в профессию человека. Он вернул мне веру в себя, дал необходимые знания и привил нужные навыки, что позволило мне снова нормально запеть после двух, как я считаю, практически потерянных лет в консерватории. К тому же у него в классе было просто созвездие талантливых и уже очень мастеровитых певцов, что очень мотивировало. У меня также была возможность заниматься с зарубежными педагогами, концертмейстерами и коучами (прим. педагоги по музыкальным стилям), которых Вдовин приглашал в свой проект «Международная школа вокального мастерства». Среди них были потрясающий пианист Джордж Дарден и репетитор по французской музыке Каролин Дюма из театра Метрополитен-опера, а также очень известный и очень строгий педагог Рудольф Пьерней. Все они внесли свою лепту в мое формирование, но, конечно, основную и самую тяжёлую работу провели наши, российские педагоги. Поэтому я, безусловно, считаю себя последователем российской вокальной школы.

- Насколько мне известно, вы чуть ли не на пятом курсе перешли из знаменитой на весь мир Московской консерватории в Академию хорового искусства. ??? Как это? Зачем?

- Всегда с теплотой вспоминаю консерваторию, её замечательных педагогов и моих однокашников. Чудное было время. На четвёртом курсе меня взяли в театр Новая Опера. Параллельно я занимался в Международной школе вокального мастерства у Вдовина, где готовил партию Графа Либенскофа в опере Россини «Путешествие в Реймс». После успешной премьеры оперы в Москве спектакль должны были показать в Италии, в Ла Скала. Я удачно прошёл прослушивание, и меня утвердили на роль Либенскофа. Мне предстояло спеть три спектакля в знаменитом миланском театре. Можете представить моё состояние: голова шла кругом. Была, однако, небольшая проблема - запланированные даты спектаклей выпадали на период экзаменационной сессии в консерватории. Да ещё это был выпускной курс!!! Деканат мне навстречу не пошёл. Сложный выбор, как вы понимаете, - дебют в Ла Скала или пребывание в консерватории. Пришлось принять непростое решение и по собственному желанию перевестись в хоровую академию, где преподавал на моё счастье Дмитрий Юрьевич. В академии зачли мои консерваторские оценки, и после Милана мне оставалось сдать только два госэкзамена и защитить диплом. Вот как-то так.

- Сложнейшая партия Тонио из оперы Доницетти «Дочь полка» с её знаменитыми девятью «до» является для тенора своего рода «лакмусовой бумажкой» или, проще говоря, проверкой «на вшивость». Вы щёлкаете эти «до», как орешки. Причем они не вымученные, а полнозвучные - такие пульсирующие звёздочки. У вас ощущается большой запас, когда вы берёте высокие ноты. Я имею в виду техническое совершенство. Как вам это удается?

- Так получилось, что мне представилась возможность спеть Тонио. В тот момент эта партия мне очень подходила. Трудились мы над ней долго, но, чего таить, не обошлось и без капельки везения. В нужный момент благодаря талантливому организатору концертных абонементов Михаилу Фихтенгольцу мне, ещё недостаточно опытному, посчастливилось выступить в этой партии в Концертном зале имени Чайковского на одной сцене с большими оперными звёздами Патрицией Чофи и Эленой Цилио.

А техникой звукоизвлечения, дыхания занимаешься всю жизнь, благо, как я уже сказал, мне повезло с педагогами. Запас необходим, нельзя петь на пределе - так можно голос потерять. К сожалению, такое случается.

- Как вы считаете, изменилась ли вокальная техника со времен оперных кумиров наших мам и бабушек Собинова, Лемешева, Козловского, которые завораживали своим пением слушателей? Если да, то как?

- Мне трудно судить о том, как изменилась вокальная техника со времён кумиров наших мам, бабушек и прабабушек (смеётся), потому что делать выводы, опираясь только на записи, на мой взгляд, не совсем корректно, поскольку не все голоса в записи звучат так же, как вживую, и таких примеров очень много. Могу только сказать, что очень люблю и уважаю искусство Собинова, Лемешева и Козловского, как и теноров из других стран, которые творили в ту эпоху - время, когда не было таких возможностей, как у современных певцов: быстрый доступ ко всем оперным клавирам, YouTube, всевозможные мастер-классы и обучающие программы и так далее. Как мне кажется, тогда больше времени и внимания уделялось изучению материала и работе над ролью или произведением. Соответственно, приоритеты были расставленные иначе - качество ценилось больше, чем количество. Сегодня есть ощущение «конвейера», в котором певец - машина для извлечения звука. Поэтому порой «старых» певцов интереснее слушать, чем современных.

- Как вы подбираете репертуар? Что вам ближе - лирические герои-любовники или драматические партии?

- Может быть, когда-нибудь мой голос созреет для более крепкого, драматического репертуара. Но пока в основном я исполняю музыку французских композиторов - Гуно, Бизе, Делиба, Мейербера, также пою в операх-сериа (прим. особый жанр, пользовавшийся популярностью в 17-18 веках) Моцарта и Россини. Наверное, оттого, что в теноровом репертуаре преобладают лирические герои-любовники и мне приходилось и приходится их очень много петь, мне нравятся характеры злодеев в опере. У Россини, например, Антенор («Зельмира»), Родриго («Дева озера»), Агоранте («Риччардо и Зориада»), ну, и Отелло («Отелло»). А так люблю музыку Беллини и Доницетти. Одной из последних работ была партия Роберто в опере Доницетти «Роберто Деверо» в королевском театре Ла Моннэ в Брюсселе. Это было совсем недавно - в апреле месяце. А в мае в Лондоне с «Opera Rara» (прим. компания специализируется на постановке и записи малоизвестных произведений) я принял участие в записи оперы того же композитора «Изгнанник Рима».

- Есть партии, которые вам нравились, но которые вам уже не очень подходят в связи с изменением голоса? Какие у вас любимые партии и герои? К чему вы еще готовитесь и стремитесь?

- Таких партий много. В основном это так называемые оперы буффа (прим. шуточные оперы 18 века в противовес серьезным операм-сериа) Джоакино Россини: «Севильский Цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Золушка». Очень люблю партию Альмавивы из «Севильского». Но наступило время перестать излишне мучить голос разными фиоритурами: колоратура - это красиво, но не всегда это полезно для голоса. Нужно беречь свой аппарат. Естественно, очень люблю русские оперы, например, «Майскую ночь» Римского-Корсакова, «Алеко» Рахманинова. К сожалению, их редко исполняют. Одна из самых любимых ролей - партия Ленского. И, конечно, будучи русским тенором, мечтаю спеть Германа в «Пиковой даме» Чайковского.

- Я как-то в Нью-Йорке задал вопрос Хосе Куре, что для него представляется более важным в опере - вокальная сторона или драматическая. Он сказал, что однозначно драматическая. При этом, правда, с вокалом у него тогда было все тип-топ. А у вас какое на этот счет мнение?

- Я считаю, что вокальная сторона важнее. Драматическая часть должна опираться на крепкое, уверенное пение. Всё-таки опера - это прежде всего пение. Сейчас, надо сказать, очень сильна тенденция, при которой акцент делается на драматическую составляющую. Появился даже такой термин, как «режопера» - режиссерская опера. Вокруг этого идут споры, дискуссии. Что касается меня, то я сторонник традиционной оперы, где на первом месте вокал.

- Сколько лет вы на профессиональной сцене? Вы замечаете, как со временем изменяется ваш голос?

- В 2001 году я спел свою первую оперную партию Господина Фогельзанга в опере Моцарта[V1] «Директор театра» на сцене музыкального училища имени Сафонова в Минеральных Водах. В 18 лет партию Альфреда в «Травиате» Верди в пятигорском Театре оперетты. Мой европейский дебют состоялся в Сан-Себастьяне в Испании в 2007 году. Я пел партию Молодого цыгана в опере Рахманинова «Алеко». Если считать с 2007 года, то получается 16 лет, а если с 2001-го, то 22. Голос и правда имеет свойство меняться со временем. Главное - держать нос по ветру и подбирать правильный репертуар.

- Нос по ветру, а голос в форме.

- Именно так.

- У вас такой плотный график выступлений. Вы не ощущаете того, что называется «усталостью голоса»? Как этому противостоять, и кто может помочь?

- Думаю, у каждого певца бывают трудные моменты, когда идёт перегрузка и приходится разучивать слишком много разных партий. Я в этом смысле не исключение. Однажды в сезоне у меня было 6 новых ролей в разных театрах. Естественно, с переездами и перелётами: под конец, просыпаясь утром, я не сразу понимал, где нахожусь. Голос в результате сильно устал. Поэтому я стал более взвешено принимать решения - что петь, где и когда сказать «нет». Но пока по большому счету проблем с этим у меня нет, так как наконец-то пою абсолютно свой репертуар. К тому же больше не иду на компромиссы и отказался от марафона на износ. То есть, если такая проблема возникает, надо просто остановиться. Может быть, отменить на какое-то время работу и просто хорошо отдохнуть, чтобы получать удовольствие от пения. При этом полезно снова заняться вокалом, техникой дыхания с тем педагогом, который знает твой голос. Лекарство для тенора - арии Моцарта.

- В эпоху Интернета мнение об исполнителях формируется не только критиками и специалистами, но и многомиллионной аудиторией подписчиков в социальных сетях. Судя по публикуемым там отзывам, у вас огромная армия поклонников по всему миру. Многие требуют, чтобы вас признали первым тенором планеты. Один фанат даже грозился совершить самосожжение, если этого не произойдет.

- Интернет для нас: артистов, певцов, музыкантов - большой помощник. Я стараюсь активно вести мои страницы в соцсетях и вовремя информировать о проделанной работе и о будущих проектах. И с каждым годом количество поклонников растёт, чему я очень рад. Полагаю, что история с самосожжением не совсем серьезная, это скорее игра на публику, ведь подписчики взаимодействуют в том числе и друг с другом: спорят, пытаются аргументировать свою позицию - обычная жизнь на поле Интернета.

А прекрасных певцов сейчас очень много, и каждый по-своему хорош. Конечно, я благодарен публике за добрые слова, но к себе, если честно, отношусь очень самокритично.

- Не скажите, хороших теноров много не бывает. Ну так как, согласны стать первым?

- Я понимаю, быть первым в космосе - с этим я пролетел. Или в спорте - это логично. Но оперная сцена - все-таки не футбольное поле и не боксёрский ринг. Если то, что я делаю, доставляет кому-то удовольствие, если кто-то считает меня для себя лучшим и первым, то я не стану возражать. А рвать на себе рубаху и убиваться ради того, чтобы всех переплюнуть, это не для меня. Я хочу достойно делать свою работу и получать от этого удовлетворение. Тогда я в своем сознании первый.

- Согласен. Кстати, вопрос о первенстве - это тема с подводными камнями. В свое время она сыграла злую шутку с Зурабом Соткилавой. Он был с театром на гастролях в США, произвел сильное впечатление, замаячили многообещающие контракты. Один известный критик спросил у него тогда, кого он считает первым тенором мира. В ответ Соткилава неудачно пошутил, и это попало во все газеты. Шутку не оценили. И заманчивые перспективы обернулись пшиком: огромный североамериканский оперный рынок, по словам самого певца, с тех пор был для него заказан.

- Да, к сожалению, и такое случается.

- В отличие от расхожего мнения, что вокалистам интеллект особенно и не нужен, ваш педагог Дмитрий Вдовин считает, что ум и знания совершенно необходимы певцу для того, чтобы стать настоящим артистом - художником. Что вы по этому поводу думаете?

- Абсолютно согласен с моим наставником. Он уже много лет учит певцов тому, что помимо приобретения вокальной техники и обучения исполнению музыки в разных стилях, современный вокалист должен знать, например, несколько иностранных языков. Во-первых, чтобы грамотно на них петь, во-вторых, чтобы не было языкового барьера в общении с работодателями. Так как часто бывает, что именно певец, а не агент, договаривается о выступлении в том или ином театре в личном общении с директором театра, а агент уже договаривается о деталях контракта. Певец должен быть всесторонне развитой личностью, тогда его интересно слушать, потому что ему есть, что сказать публике.

- Какие из мировых оперных сцен особенно запомнились вам и почему? Какие театры вам еще не покорились?

- Для себя считаю родным театр Станиславского и Немировича-Данченко. Также очень люблю Большой театр, Мариинский, Новую Оперу. Оперные театры Цюриха, Брюсселя, Рима, Лондона очень удобные для певца, в них хорошая акустика и атмосфера. Люблю Россиниевский фестиваль в Пезаро, где уже записали три диска с моим участием. Там сама природа солнечной Италии помогает петь. Пока еще не доводилось выступать на сцене Метрополитен-оперы и Опера Гарнье в Париже (прим. у нас больше известен как Гранд-Опера), хотя возможность такая была.

- Оперная публика благодарная и везде тепло, а то и горячо встречает достойных исполнителей. Но всё же есть, наверное, какие-то особые качества у публики в разных странах, или сузим вопрос - на Западе и у нас?

- Трудный вопрос. Многое зависит от самого спектакля и режиссёра. Итальянская публика очень требовательная, и прилететь тебе после арии или на поклонах может даже крепкое словцо. Или свист с «буканьем». Не раз такое наблюдал в отношении режиссёров и дирижёров. Много случаев бывает и с певцами. Меня пока Бог миловал. Английская и немецкая публика намного более сдержанная. Французы очень горячо встречают. И, как ни странно, скандинавы тоже разрывают зал. Но, конечно, родные стены и публика всегда остаются родными!

- Можно только позавидовать вам в том смысле, с кем доводилось петь, кто был вашим партнером по сцене. Назову, хотя бы одного - всемирно известного тенора Хуана Диего Флореса. Как складываются ваши отношения с небожителями сцены? Кто вам особенно запомнился? Мне неоднократно довелось слышать замечательную итальянскую певицу Патрицию Чофи и общаться с ней. Одним из ее партнеров в спектакле «Искатели жемчуга» в Лас-Пальмасе был наш известный баритон Василий Ладюк. Она была в восторге от него. А потом сказала, что вообще «балдеет от русских певцов: они такие мужественные, артистичные, у них такие прекрасные голоса» - и вспомнила о сотрудничестве с вами.

- С Патрицией пел много раз. С ней и меццо Анной Бонитатибус у нас сложились прекрасные отношения, что не часто бывает, когда работаешь с примадоннами. Если брать дирижёров, то однозначно Лорин Маазель. Очень запомнились Суми Чо и Мариэлла Дэвиа – потрясающие голоса, запредельный профессионализм и дисциплина. Ну а с Хуаном Диего мы даже подружились. С ним очень легко и спокойно работать. Вообще, потрясающее ощущение, когда старшие и более опытные коллеги идут тебе навстречу, поддерживают и воспринимают тебя как равного партнера.

Они по-особому открываются, и ты можешь многому у них научиться.

Х.Д. Флорес и С. Романовский («Риччардо и Зораида»)

- По Интернету гуляет ролик – фрагмент из оперы Верди «Риголетто» с вашим участием. Исполняя арию Герцога Мантуанского, вы сбрасываете с себя одежды и в финале арии, сверкая ягодицами, скрываетесь за пологом. Публика неистовствует. Я поначалу думал, что это где-то на Западе, а оказалось в Большом театре. Каково это?

- Знаменитую постановку "Риголетто" канадского режиссёра Роберта Карсена надо смотреть полностью, тогда и раздевание Герцога в конце большой арии во втором действии выглядит логично и убедительно. Да, это провокационно, и многие были против, мол, это слишком. И зрители, и критика разделились на два лагеря. Понимаю обе стороны. Мне переступить через себя было очень непросто. Во время репетиционного процесса, наблюдая за коллегами из других составов, я пришёл к выводу, что без раздевания вся эта сцена не работает. Постановка была показана во многих театрах почти на всех континентах, вот, в частности, и в Большом театре. Многие мои коллеги решались поступить, как я… с самой премьеры, которая состоялась на фестивале в Экс-ан-Провансе во Франции. Но почему-то все обсуждают меня.

- Вероятно, потому что вы провоцировали больше других. У вас при этом такая плотоядная улыбка. Возможно, она добавляет штрих к портрету персонажа.

- Ну, не знаю, мне трудно сказать. Я просто был в образе. Вот вы сами задавали вопрос о драматической составляющей оперы. Опера - жанр музыкально-драматического искусства, в котором актерской игре также отводится не последняя роль. Режиссер ставит задачу, и ты должен воплотить его идею так, чтобы публика поверила тебе. Хочу отметить при этом, что моего героя в этом спектакле нигде и никогда не освистывали - значит, приняли.

- Ясно. Станиславский сказал бы: - Верю!

- Надеюсь.

- Понятно теперь, почему Театр Станиславского для вас родной… Шутка!

Смеётся.

Оперная пара Ж. Исмаилова и С. Романовский

- У вас, я знаю, «вокальная» семья: ваша жена Жаля Исмаилова - тоже певица. С одной стороны, это совсем неплохо - общие интересы, а с другой, соперничество не возникает? Вам приходится вместе выступать?

- Да, семья у нас действительно вокальная - тенор и сопрано! В нашем случае нет никакого соперничества, тем более зависти. У меня очень талантливая и голосистая супруга.

- И любимая?

- Ну, конечно! Она, кстати, выпускница Академии хорового искусства. Мы, можно сказать, только дополняем, поддерживаем друг друга… учимся друг у друга. Мы даже родились в один день.

- О, как удачно! Тогда это точно судьба.

- Мы много чего уже вместе спели: «Евгения Онегина» в разных постановках, «Фауста» в одном из самых красивых театров - в столице Чили Сантьяго, «Алеко», «Летучую Мышь», а также концерты. Сейчас готовимся к «Богеме» Пуччини, которую будем исполнять в Германии, в Дортмунде.

- Я, как, впрочем, и многие ваши поклонники, был уверен, что у вас давно недвижимость на Западе, по крайней мере, вид на жительство, как у некоторых наших оперных звезд (не будем из деликатности называть имена). А тут узнал, что у вас какие-то проблемы с визами были.

- Да, знаю. Многие считают, что я давно обосновался на Западе. Должен вас разочаровать или обрадовать, живем мы в Москве. Были периоды, когда я действительно подолгу жил за пределами страны. Это было связано с работой, с контрактами. Больше всего в Италии, два года в Австрии, затем в Германии и Бельгии. Но меня всегда тянет обратно на Родину. К слову, у моей супруги такое же чувство. Всё-таки жить надо там, где ты свой и где ты чувствуешь себя дома. Ну, а что касается виз, то с этим справимся - не велика проблема.

- Вас не часто услышишь в России. Такое впечатление, что на Западе вас знаю лучше, чем дома.

- Вы правы. И мне тоже хотелось бы чаще петь на Родине. Но, как-то так сложилось…это связано с репертуаром, подходящим моему голосу - раньше в Европе таких возможностей было в разы больше. Те оперы, в которых я мог петь, почти не ставились в России. Но хочу заверить вас, что ситуация меняется. Не далее как в мае я принял участие в грандиозном гала-концерте «Классика на Дворцовой площади» в Санкт-Петербурге. В декабре прошлого года вместе с коллегами по сцене Анной Аглатовой, Полиной Шамаевой, Василием Ладюком и Николаем Казанским мы исполняли программу «Россини гала», которую дирижер Дмитрий Юровский посвятил 230-летнему юбилею великого итальянского композитора. До этого ещё два благотворительных гала под руководством Юрия Башмета - один в Международный день защиты детей с оркестром «Новая Россия», а другой на Большой поляне в усадьбе «Демьяново», который собрал всемирно известных звезд, среди них Светлана Захарова, Вадим Репин, Ильдар Абдразаков. А в сентябре мы с Жалей примем участие в концертном исполнении нашей любимой оперы «Евгений Онегин» в КЗЧ опять же с Юрием Абрамовичем Башметом. Так что мы любим Россию и пользуемся каждой возможностью выступать перед родной публикой.

- Замечательно! С нетерпением будем ждать ваших новых выступлений у нас, причём не только на концертных площадках, но и в оперных театрах. Так что встречи и удачи вам!

- Благодарю.


Тэги: Персона Опера
Обсудить в группе Telegram

Владимир Габышев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хорошая девочка Хибла

    07.03.2025
  • Медийный Мединский

    25.10.2024
  • Почва и судьба

    25.10.2024
  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Двойная игра

    04.08.2024
  • Сергей Шолохов: «Быть вольным во веки веков!»

    1447 голосов
  • Под знамена высокого искусства!

    715 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
  • Чёткий

    91 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS