Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2023 г.
Телеведение

Потомок Чингисхана

К 60-летию Владимира Машкова

27 ноября 2023
Владимир Машков в роли Емельяна Пугачёва / Валерий Бушухин / ИТАР-ТАСС

Машков совпал с эрой безвластия, когда можно всё.

Женщин, казалось, раздевал взглядом.

Мужчин – топтал.

В перерывах смеялся.


Такие герои невозможны в стабильное время, но пануют и ураганят на сломе эпох. И, будто сознавая конечность краткого окна возможностей, всё время торопятся – урвать кусок, нагнуть всех, не пропустить ни крохи: денег, баб, кира, упоительного поединка, застыть на миг в судороге мужского удовольствия – и снова в гущу большого хапка. Его герои – Пугачёв, олигарх Платон Маковский, сетевой корсар Иван Ворошилов – лихорадочно сверкали цыганскими белками и будто метили окрестную территорию, не успевая вытирать рук от мясного жира, крови, жгучего пойла и женской секреции. Пугачёвские казни и раздача благ счастливчикам, с запоем и поцелуями взасос, – апофеоз жизнелюбия и бешеного куража. Так, вероятно, правил Пётр: этого на кол, этому звезду, кубки полны, почему не пляшем. Цыгане где. Проезд олигарха на слоне в чаду фейерверков стал маркером его кино о жизненном сафари – так же, как стойка хозяина на собственном гигантском причале, озарённом циклопическими буквами V.I.P.: Ворошилов Иван Павлович («Лимита»). Расступись, мир, я иду.

Машков в космосе, баб с Михалковым делит («Русский проект»). Машков в тропических морях, княжну в тонущей лодке дерёт («Любовь на острове смерти»). Машков в Москве, водку с горла глушит («Лимита»). Машков в горах, на американцев охотится («В тылу врага»). Один из его фильмов назывался Quickie и неуклюже переводился в «Давай сделаем это по-быстрому». Блиц, вспышка – нет Машкова. Ускакал куда-то, но обязательно вернётся и с каждого спросит.

Из него так пёрла конфликтная мужская энергия, что почти не попадал в один кадр с женщинами, кроме самых покорных: Дапкунайте, Орбакайте, Редниковой и Пересильд. Непокорная была Настасья Филипповна в «Идиоте», да плохо кончила.

В нулевых много играл в США разных русских отщепенцев. В двадцатых подвергнут санкциям всего англоязычного мира как русский отщепенец.

Удостоен всех – всех! – русских актёрских наград. Почтён всеми проклятьями антирусского мира.

С Евгением Мироновым в фильме «Делай — раз!» / Владимир Майковский / ИТАР-ТАСС

Прессовал Миронова в армии в «Делай – раз!». Бегал от Миронова по джунглям в «Охоте на пиранью».

В «Американской дочери» у него умыкнули в Америку дочь. В жизни единственная дочь свалила в Америку сама, удостоившись свирепых слов вдогон.

В «Маме» был одним из непутёвых сыновей организаторши семейной банды. В «Миллиарде» организовывал такую же банду сам.

В «Распутине» – царь Николай. В «Григории Р.» – сам старец.

В «Кандагаре» – второй пилот, в «Экипаже» – первый пилот. Да ещё и женился на стюардессе Новосибирского авиаотряда Елене Шевченко, которая тоже стала актрисой.

Сыграл весь масштаб и размах национального эго. Русский космос. Русский спорт. Русское разбойничество. Русское еврейство (отмирающий вид: сегодня хочешь быть русским – будь, хочешь евреем – тоже будь, а посерёдке не выйдет, хоть раньше и получалось).

Русскую Америку (тьфу, и такое бывает).

Русское братство – до поножовщины.

Владимир Машков с Нонной Мордюковой в фильме «Мама» / Владимир Майковский / ИТАР-ТАСС

С Мироновым они вместе были в «Лимите», «Маме», «Идиоте» и «Пепле», дважды – в «Делай – раз!» и «Охоте на пиранью» – чуть не перебили друг друга. Наивный правдолюбец и мутный пассионарий, два лица русского мира, питающие друг друга светлой лёгкостью и угрюмой тьмой. В «Охоте» постмодерниста Кавуна махнулись амплуа: Миронов играл по-мироновски восторженного и лёгкого упыря, Машков – по-машковски хмурого и прищуренного идеалиста.

В «Лимите» вместе въезжали в город в кузове грузовика с девками и бухлом. Это был 94-й, для обоих – пятый год в кино, но они уже всё-всё про себя знали, и всё сбылось. Считаные годы назад приехали в Москву из областных центров, с планами и заначкой на чёрный день. Ныне оба руководят театрами в центре столицы и получают всякие блестящие ништяки из рук президента.

Ибо совпали по времени с ростом и самоосмыслением страны – наивной и лютой, лиричной и безбашенной, ранимой и зубастой. Направление задано, вес набран, покой и воля есть. Съев все деньги, всё мясо, всех баб и всех врагов, Машков объявил, что из кино уходит. Теперь время заряженной его озорным бешенством державе жрать мясо, деньги, врагов и континенты.

Единожды вернулся, генерального конструктора играть: любит красивые закольцовки. «Мама» – «Папа». Царь – Распутин. Мент – Вор. Олигарх – киллер.

Предложат новую – вернётся ещё.

Или опять с Мироновым что замутить.

Моцарта с Сальери каких-нибудь.


Тэги: Юбилей
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Ах, Самара-городок

    01.11.2024
  • № 27

  • В 60 лет жизнь только начинается!

  • Дон Кихот Валуйский

  • Ровесник гражданской авиации

  • «Благоприятное лето Господне…»

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS