Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 августа 2023 г.
Культура

Принцесса цирка вернулась в Россию

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии представил новую постановку одной из самых популярных оперетт Имре Кальмана

16 августа 2023
Сцена из спектакля. Феодора – Наталья Савченко, Фёдор Палинский – Павел Иванов / Мария Ковалёва

«Принцесса цирка» («Мистер Икс») была написана в 1926 году. Через год её премьера состоялась в России, где она ставилась затем много раз, но действие переносилось то в Вену, то в Париж, точный год событий не указывался, а русские аристократы превращались в австрийцев или французов. Связано это было с кардинальными переменами в социальной сфере послереволюционной России – в первую очередь с ликвидацией сословных, классовых преград, сломанных революцией. А ведь именно такой конфликт лежит в основе сюжета оперетты – для княгини брачный союз с «шутом-циркачом» означал мезальянс…

Сейчас эти противоречия уже стали историей, и в новой постановке было решено вернуться к оригиналу. Творчески переосмыслив текст пьесы, автор либретто Кирилл Шмаков и режиссёр-постановщик Ольга Субботина максимально приблизили сюжет «Принцессы цирка» к первоначальной версии, согласно которой действие происходит в России, в Санкт-Петербурге, в 1912 году.

Начинается спектакль появлением цирковых артистов, которые демонстрируют своё мастерство прямо в зрительном зале, проходя вдоль рядов. Мы видим акробатов, жонглёров, эквилибристов, даже дрессировщицу с забавными пуделями. А самым эффектным номером стал полёт над партером Мистера Икс на трапеции со скрипкой в руках.

В спектакль ввели авторов: Имре Кальман с либреттистами, увидев загадочного Мистера Икс в маске, решают придумать его историю и положить её в основу оперетты… В целом сюжет нам известен, только привычные имена звучат по-другому. Так, барону де Кревельяку вернули имя князя Сергея Александровича, а директору цирка – фамилию Станиславского (Кальман находился под впечатлением его книги «Моя жизнь в искусстве»). Настоящее имя Мистера Икс в соответствии с оригиналом – Фёдор Палинский, он племянник богатого и знатного князя, мужа Феодоры, который, приревновав его к жене, лишил наследства и разрушил блестящую карьеру гусара.

...Посмотреть смертельный номер под куполом цирка таинственного Мистера Икс собирается весь цвет Петербурга. Здесь и богатая молодая вдова Феодора Палинская в окружении многочисленных поклонников, имеющих виды на её руку и состояние. В их числе князь Сергей Александрович, который после безуспешных попыток добиться от Феодоры согласия на брак планирует отомстить ей, выдав замуж за циркача… В роли Феодоры – очаровательная солистка театра с красивым сочным сопрано, элегантная Наталья Савченко. На роль Фёдора Палинского приглашён ведущий солист Московского театра оперетты Павел Иванов. Высокий красавец с полётным голосом большого диапазона, обладающий ярким артистическим талантом, покорил питерскую публику.

Контраст лирическим главным героям составляет каскадный дуэт циркачки Лизе и её поклонника Тони. Артисты (Анастасия Лошакова и Роман Вокуев) играют увлечённо, замечательно танцуют.

Заряжает публику весельем комедийная пара Пеликан (Антон Олейников) и Карла – матушка Тони (Елена Забродина), искромётная сцена последнего акта сыграна артистами блестяще. К сожалению, не вошёл в постановку зажигательный дуэт Пеликана и Карлы, который мы помним по фильму 1958 года, где его исполнили незабываемые Григорий Ярон и Гликерия Богданова-Чеснокова. Зато добавлена мазурка, открывшая бал, на который по коварному замыслу князя Сергея Александровича прибыл Фёдор Палинский без маски под именем принца Таранто (там и происходит официальное знакомство главных героев). Эту мазурку специально для спектакля написал музыкальный руководитель и дирижёр постановки Андрей Алексеев на основе музыки Кальмана. И она подчеркнула «русскость» действия.

В кульминационной сцене мы видим венчание Феодоры и Фёдора и последовавшее затем «разоблачение»: принц оказывается безродным циркачом Мистером Икс, а Феодору называют принцессой цирка! Чувствуя себя обманутой, она отвергает самозванца, но он называет своё настоящее имя – князь Фёдор Палинский и гордо удаляется...

Спектакль начинался с того, что авторы придумывают сюжет оперетты, а заканчивается тем, что они «дописывают» финал: на сцене появляется Фёдор Палинский, затем – Феодора, которая признаётся ему в любви и говорит, что не может жить, зная, что каждый вечер он рискует жизнью. Под всеобщее ликование влюблённые соединяются...

Над декорациями и костюмами работала японская художница Йоко Сеама, оформлявшая в этом театре мюзикл «Мисс Сайгон». Для создания декораций были придуманы оригинальные сложные технические решения. Впечатляющие декорации бального зала навеяны красотой интерьеров самого Театра музкомедии.

 Что же в итоге? Волшебная музыка короля оперетты Кальмана, удачно подобранные исполнители, красивые костюмы и декорации, настоящие цирковые артисты на сцене и в непосредственной близости к зрителю, праздничная атмосфера – спектакль получился!

Тэги: Театральная площадь Спектакль
Обсудить в группе Telegram

Екатерина Смирнова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Люди – деревья, люди – сад

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS