Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 мая 2021 г.
Невский проспект Спецпроекты ЛГ

Пронзительная тема

В Доме писателя показали фрагмент спектакля «БлокАда»

05 мая 2021

Музыкально-поэтическую композицию представили на заседании секции драматургии артисты 1-й передвижной бригады Театра Драмы имени Ольги Берггольц: Анна Загребнева, Владимир Гененрайх, Наталья Калинина и Иван Карманов.

Поэтическим стержнем постановки стали произведения Ольги Берггольц: поэма «Февральский дневник», созданная в осаждённом Ленинграде в 1942 году, и стихотворение «Блокадная ласточка», написанное в конце войны. Его последнюю строфу, прочитанную самой Берггольц, зрители услышали на фонограмме с записью голоса ленинградской Мадонны – так стали называть Ольгу Берггольц жители голодающего и замерзающего города.

Гармонично вписалась в драматургию постановки музыкальная цитата Лакримозы из моцартовского «Реквиема», иллюстрирующая строки «Февральского дневника». Её пронзительные интервалы прозвучали во вступлении к песне «Дети войны» в исполнении Анны Загребневой и Владимира Гененрайха.

Мысль о том, «что в сотни раз почётней и трудней / в блокаде, в окруженье палачей / не превратиться в оборотня, в зверя...», была дополнена трогательной историей о коте, дожившем до дня снятия блокады.

В стихах Ольги Берггольц тема человечности и душевной стойкости – одна из главных. Отзвуки этой темы мы также слышим в звуках Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича – «Ленинградской», посвящённой подвигу людей, ежечасно глядящих в лицо смерти. Её исполнение состоялось в осаждённом городе 9 августа 1942 года.

Рассказ о Седьмой симфонии Шостаковича мог бы стать кульминацией спектакля. Но после материала об операции «Искра», наступательных действиях советских войск, за которыми последовал прорыв ленинградской блокады, артисты представили вниманию зрителей стихотворение «Варварство» из цикла «Моабитская тетрадь» татарского поэта Мусы Джалиля. Оно было написано в Моабитской тюрьме и является документальным свидетельством чудовищных преступлений нацистов. Этот текст – поистине сакральный. Именно его исполнение стало кульминационным моментом постановки – и с точки зрения композиции, и по эмоциональному накалу.

В ходе дискуссии, которая началась после спектакля, с сожалением было отмечено, что тема войны недостаточно широко представлена в репертуарном плане театров Санкт-Петербурга. В этом смысле Театр драмы имени Ольги Берггольц представляет счастливое исключение. Все выступающие были единодушны в том, что тема войны и блокады непременно должна звучать с подмостков современных театров, напоминая о том, что «никто не забыт и ничто не забыто».

Марина Кашлачёва

Обсудить в группе Telegram

Марина Кашлачёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Через поколения

    02.05.2025
  • Субсидии для культуры

    02.05.2025
  • По заветам Даниила Гранина

    02.05.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS