Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 ноября 2023 г.
Культура

Раздвигающие горизонты

В Казанском ТЮЗе прошёл II Всероссийский фестиваль детских театральных коллективов «Поколение будущего».

05 ноября 2023
Участники спектакля  МАЛЯВКА / Фото предоставлено Казанским ТЮЗом и Народным театром-студией «Новая сцена»

В этом году в конкурсе участвовало более 80 театральных коллективов из 29 регионов нашей страны. Лауреатами стали театральная студия «Дети райка» (Москва), детская театральная студия «Апуш» (Казань), детский образцовый коллектив «Театр «Серебряный ключик» (Санкт-Петербург), Народный театр-студия «Новая сцена» (Переславль-Залесский), Школьный инклюзивный театр «Зеленая шуба» (Казань), студии «Создавая театр» и «Театралка» совместно со студией «Ихлас» (Казань). Они получили возможность показать свои спектакли на профессиональной сцене и принять участие в образовательной и культурной программе фестиваля: лекциях, экскурсиях, мастер-классах главного режиссёра казанского ТЮЗа Радиона Букаева и ведущих артистов этого театра, а также в творческой встрече с известным артистом театра и кино Сергеем Друзьяком. 

Сцена из спектакля  НЕЖНОСТЬ / Фото предоставлено Казанским ТЮЗом и Народным театром-студией «Новая сцена»

В первый день фестиваля зрителям был представлен уникальный спектакль: три казанские студии – «Создавая театр» и «Театралка» совместно со студией «Ихлас» показали инклюзивный пластический спектакль «Нежность», в котором наряду со здоровыми детьми участвовали дети с синдромом Дауна и детским церебральным параличом. Поразительно, насколько цельным и эмоциональным был этот спектакль, в котором дети разных возрастов – от дошкольников до подростков – играли разные сценки на тему тех или иных жизненных ситуаций исключительно средствами пластики! Одетые в одинаковые черные облегающие костюмы, дети-артисты движениями и эмоциями показывали и «рассказывали» о тех или иных моментах жизни, с которыми сталкивается каждый человек: встреча, забота, любовь, обида, радость и т.п. Особенность спектакля в том, что перерыва между отдельными сценками не было: одна перетекала в другую, причём, в довольно быстром темпе, менялись только исполнители, но абсолютно бесшовно. Впечатлило, насколько дети-артисты хорошо понимают друг друга и насколько они сыграны. Тем, у кого особенности здоровья, были подобраны такие движения, которые ребята могли выполнить с определённым уровнем мастерства и получать удовольствие от того, что они способны на такие свершения.

Следующий спектакль представил Школьный инклюзивный театр «Зелёная шуба» сыгравший пьесу Туфана Миннулина «Старик из деревни Альдермеш». К старику Альмандару, которому исполнился 91 год, приходит Смерть и хочет его унести. А Старик оказывается жизнелюбивым, жизнеспособным, весёлым и всячески пытается отсрочить свой уход из жизни. То, говорит, могилу надо подготовить, то жениться захотел. В итоге смерть зауважала Альмандара и стала стараться оставить его жить. Она дарит ему ещё одну ночь, чтобы забрать на рассвете, и в канун этой ночи он собирает близких на прощальную встречу. Как и в трёх студиях, в этом театре роли юным артистам были подобраны с учётом их индивидуальностей и состояния здоровья, так, чтобы всё было по силам и по физическим возможностям. Костюмы ребятам сшили замечательные, а самый запоминающийся костюм, был, конечно, у Альмандара, которого блистательно, с мастерством и отдачей, неожиданными для подростка, сыграл Анель Имамиев, получивший приз за лучшую мужскую роль.

Невозможно даже представить себе, сколько труда, любви к детям, терпения и, конечно, профессионального мастерства вложено педагогами в каждого маленького артиста этих студий (руководитель – Юрий Блинов) и Школьного инклюзивного театра «Зелёная шуба» (руководитель Надежда Журкина). Неслучайно, поэтому, оба коллектива были удостоены премии за лучший инклюзивный спектакль.

Замечательную постановку «Сказки в комнате с часами», состоящую из нескольких миниатюр – сказок Евгения Клюева, который, как и Ганс Христиан Андерсен, живёт в Дании, представила Театральная студия «Дети райка», группа «Тьерре» (руководитель – Наталья Туровская). Сказки Клюева полны поэзии и добра, их смысл понятен ребёнку, а тонкое иносказание восхищает взрослых. Особенно запомнились «Открытка с моря» и «Цыпленок для супа». В один маленький и совершенно не приморский город отправили Открытку-с-морем, где, по мнению этой открытки, «ни один житель сроду моря не видел». Она очень переживала, что в том маленьком северном городке, куда ей суждено прибыть, море на ней замерзнет навсегда. Однако в городке Открытке-с-морем обрадовались: «Нас помнят, нас любят!» - услышала она, а затем её «поцеловали прямо в самое море!». И на этой финальной фразе горло сжало у многих зрителей.

А сказка «Цыпленок-для-супа» совсем иная. Когда симпатичного толстенького Цыплёнка запаковали в прозрачный пакет, на котором написали «Цыплёнок для супа», Цыплёнок решил, что раньше он «жил пустой жизнью и непонятно, для чего», а теперь у него появилась цель в жизни, и эта цель – суп. Ведь не каждый «может похвастаться тем, что знает, какова цель его жизни!». Когда Цыплёнка положили на стол, собираясь приготовить, на этот же стол вспрыгнул Котёнок, которому Цыплёнок-для-Супа объяснил свою цель в жизни и обескуражил вопросом «Вы, Котёнок, для чего?». Котёнок не знал ответа. «Ни для чего!», - приговорил его Цыплёнок-для-Супа». Когда Цыплёнка-для-Супа положили в кастрюлю, Котёнку стало ужасно стыдно, что он живёт пустой жизнью безо всякой цели. И он много бы дал за то, чтобы быть Котенком-для-Супа!

«Дети райка» очень выразительно – интонационно и пластически - играли все сказки, например, моментально изобразили почтовый ящик, куда бросили открытку, и откуда она потом вышла (сама же Открытка великолепно продемонстрировала попадание в ящик и выползание из него), а в «Цыплёнке-для-Супа» очень зримо изобразили кастрюлю с кипящей водой, куда прыгнул достигший свою цель в жизни Цыплёнок. Недаром педагог по пластике Артём Фантаев получил приз за лучшее пластическое решение, а студия была удостоена звания «Лауреат I степени».

Татарская детская театральная студия «Апуш» (руководитель – Народная артистка Республики Татарстан Зульфия Валеева, педагог и режиссёр – Заслуженная артистка Республики Татарстан Миляуша Шайхутдинова) - самая многочисленная, соответственно, и спектакль она показала такой, где много действующих лиц, - «Малявка» (драматург – Ильгиз Зайниев). Это сказочная история о добре и зле, где добро, конечно, побеждает, а герои одеты в разнообразные затейливые костюмы невероятной красоты, что, разумеется, было вознаграждено по заслугам: художнику «Малявки» Анастасии Бузунеевой присуждена премия за лучшую сценографию. Сама студия стала Лауреатом I степени в средней возрастной группе, а юная актриса Лейла Таишева получила премию за лучшую женскую роль.

Образцовый коллектив Детский музыкальный театр «Серебряный ключик» (руководитель Елена Павлович), ставший лауреатом I степени в старшей возрастной группе, представил спектакль по повести польского писателя и педагога Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Хотя «Матиуш» впервые увидел свет в 1923 году, его содержание, особенно принимая во внимание текущие события, актуально и сейчас – политика, как и международные отношения всегда сложны, что в сказке, что в реальности. Это история о том, как ребёнок пытается донести до взрослых вполне разумные представления того, как сделать, чтобы всем было хорошо. И как пороки и недостатки общества не дают ему это сделать. Эта повесть – настоящая драма, где всё без скидки на детский возраст. У ребят–артистов отлично поставлена сценическая речь, они легко и красиво двигаются по сцене, но у меня закралось предположение, что играемая тема им малоинтересна.

Сцена из спектакля ЭТО МЫ / Фото предоставлено Казанским ТЮЗом и Народным театром-студией «Новая сцена»

Народный театр-студия «Новая сцена» из города Переславль-Залесский (руководитель Наталья Пантелеева, педагог-хореограф – Вера Уткина) актуальным спектаклем «Это мы…» держал внимание зала от первой до последней минуты, потому что «мы» - это не только артисты на сцене, «мы» - это ещё и мы все – и в театральном зале, и дома, и в школе, и на улице. И спектакль «Новой сцены» о нас, о том, что происходит с нашими детьми, почему это происходит, а также взгляд наших детей на разные ситуации, который может радикально отличаться от взгляда на них взрослых, и при этом детский взгляд часто бывает верным. Что интересно, «Новая сцена» - это театральная студия в обычной средней школе. Необычно разве что то, что актовый зал этой школы уже более 20 лет как стал театральным, потому что, по определению самого театра, в нём «встречаются те, кто влюблён в театр. У них разный возраст, занятия, статус, и только «Новая сцена» одна на всех. Одной реальности им уже давно мало, поэтому они и собираются вместе, чтобы творить иные миры и дарить друг другу, а если повезёт, и зрителям ощущение полёта!». «Это мы…» - документальный спектакль. Подростки - артисты театра анонимно писали истории из своей жизни, потом читали их все вместе, а из этих историй режиссёр Наталья Пантелеева создала сценарий. Идея спектакля и её воплощение получили достойную оценку: театр стал лауреатом I степени в номинациях «Лучший спектакль на социально-значимую тему» и «Лучший школьный спектакль».

Церемония награждения победителей была яркой и неформальной. Дипломы и подарки вручались не только руководителям студий и театров, но и каждому ребёнку-артисту. Среди подарков были, например, сертификаты на посещение развлекательного центра и на покупку сладостей в фирменных магазинах, предоставленных партнёрами фестиваля.

Театр – это акт создания жизни, которой не было до того, как мы вышли на сцену, - точно и тонко заметила актриса Самиха Аюб (Египет). А ещё театр раздвигает горизонты как для детей-артистов, так и для зрителей, и это ярко продемонстрировали все представленные на фестивале спектакли-лауреаты.

Тэги: Фестиваль
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Чехов в отражении

    31.01.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS