Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 апреля 2015 г.
Искусство

Русский француз

14 апреля 2015

Столичная галерея «Наши художники» (Сеченовский пер., д. 2) проводит выставку «Тарховъ», продолжающую знакомить российскую публику с творчеством одного из лучших представителей русского импрессионизма, волею судеб оказавшегося за пределами родной страны, а потому и мало известному у нас…

Если в начале 2000-х годов работы Николая Тархова были представлены лишь ГТГ, ГРМ и ряде областных музеев, почти отсутствуя в частных собраниях, то после масштабной ретроспективы - около 100 произведений! - в ГТГ (при участии галереи «Наши художники»)12 лет назад любители искусства смогли в полной мере оценить художественное значение его работ. По уровню живописи Тархов стоит наравне с Константином Коровиным и Игорем Грабарём, но имеет свой почерк и сохранённую на чужбине национальную самобытность.

В 1910 году критик и редактор-издатель журнала «Аполлон» Сергей Маковский писал: «Тархов - подлинный живописец; краски для него - самая сущность природы; только в них и через них видит он формы и ритмы жизни. Всё равно, изображает ли он парижский бульвар в солнечный день, или праздничную толпу предместья, или белых коз на зелёном лугу, или темноволосую женщину, склонившуюся над розовой спящей девочкой, или огромную оранжевую дыню между пучками овощей, или золотую отмель моря, - он хочет, прежде всего, богатства, силы, звучности красок».

Хотелось бы привезти авторитетное мнение знаменитого своим безупречным видением главного в многостилевом искусстве, обрушившемся на публику сто лет назад, художника и искусствоведа Александра Бенуа: «Рядом со звенящими аккордами Тархова, его звонкой желтизной, его откровенными восторгами от синих, красных и зелёных красок, не только Волковы и Клеверы покажутся окончательно плохими <…> Отчего бы кому-нибудь не послушать меня, не попробовать выбросить из своих комнат всякую дрянь, что висит и кривляется на стенах у них <…> а вместо того повесить ликующие картины Тархова».

Родом Николай Тархов из семьи московских купцов, пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но неудачно. На экзамене познакомился с П.Кузнецовым. Начал работать в мастерской К.Коровина совместно с П.Кузнецовым, П.Уткиным, Н.Милиоти - будущими «голуборозовцами». В 1899-м выехал за границу, и после кратковременного пребывания в Мюнхене поселился в Париже. С начала 1900-х Париж становится главным объектом для создания картин-впечатлений Тархова. Натурный пейзажист, он проводит ряд колористических экспериментов, исследует открытия фовизма, ищет возможности синтеза импрессионизма и фовизма…

image005.jpg

Он - активный участник выставок с 1901 по 1926гг.: только в Салоне Независимых - 17 раз! В 1903-1910гг. он состоял членом «Союза русских художников», включающего участников объединений «Мир искусства» и «36-ти художников», и участвовал почти во всех выставках «Союза». Принимая во внимание оживлённую атмосферу, царящую в те времена в современном искусстве, заметим, Тархов выставлялся как в России, так и за рубежом и был достаточно хорошо известен среди коллег. В 1906-м состоялась первая персональная выставка художника в галерее Амбруаза Воллара: 72 полотна в самой модной галерее Парижа! Однако успех выставки обернулся разрывом отношений с Волларом, поскольку жёсткие условия сотрудничества возмутили художника, и в дальнейшем эта ссора отразилась на карьере Тархова. Но в том же году Сергей Дягилев включил 17 работ мастера в состав выставки «Два века русского искусства», организованной в рамках Осеннего салона в Париже. Затем эта выставка переехала в Берлин, в 1907 году - на Венецианскую Бьеннале, а в русской печати, сообщавшей об успехе выставки, имя Тархова стояло в одном ряду с М.Ларионовым, И.Грабарем, К.Юоном. В результате Тархов был избран членом правления Осеннего салона с правом ежегодно выставлять 10 работ, Совет Третьяковской галереи в 1908 приобрёл картина «Козы на солнце» (1904), которая и сейчас находится в постоянной экспозиции музея.

image003.jpg

В 1909-1910гг. Тархов участвует в российской художественной жизни: например, по приглашению С.Маковского экспонируется на «Выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры» (Салон, 1909), собравшей всё самое яркое в искусстве тех лет, а также на выставке «Золотое руно» (1909-1910) и на «Интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики» В. Издебского (1909/1910, Одесса–Киев-Петербург-Рига)…

В октябре-ноябре 1910-го состоялась первая персональная выставка Тархова в России - в Петербурге, в редакции журнала «Аполлон», инициатива принадлежала С.Маковскому, он же написал статью о творчестве художника. Публика увидела около 100 произведений художника. В газете «Речь» вышла статья А. Бенуа, в которой он отмечал самостоятельность, искренность и свежесть его искусства, высокую живописную культуру: «Тархова узнаёшь в парижских салонах среди тысяч картин сразу. Начиная от его нервной, нередко даже судорожной манеры, кончая его тоном, горячим, ярким, именно «звонким», всё лучшее в нём принадлежит ему и только ему. <…> Тархов даже в Париже, даже рядом со своими вдохновителями – французскими импрессионистами, блещет мастерством, кажется не менее жизненным, нежели лучшие из них». С выставки в «Аполлоне», по рекомендации Валентина Серова Третьяковская галерея приобрела живописные работы «Рынок в предместье Парижа» (1907) и «Материнская нежность» (1909-1910), а Русский музей - полотно «Гармония в розовом» (1909), три полотна - французским правительством для Люксембургского музея…

В связи с расколом «Союза русских художников» в 1910-1911 гг. Тархов покидает его состав и становится членом и одним из учредителей нового «Мира искусства». Вместе с петербургскими и московскими художниками он представляет Россию на Международной выставке в Брюсселе и Праге, продолжая жить с семьёй в предместье Парижа. А вскоре грянула Первая мировая война, сократилось количество выставок, упал спрос на искусство в целом и произошёл сдвиг общественных вкусов в сторону авангарда - всё это сказалось не только на материальном положении художника, но и привело к кризису в его творчестве… Николай Тархов умер в Орсэ 5 июня 1930 года, оставаяст и по сей день ярчайшим представителем искусства русской эмиграции.

На выставке «Тарховъ» представлено 40 работ из частных собраний. И мастер выступает здесь разнообразным даже в стилистике самого импрессионизма – течения, воспевающего мимолётность и красоту мгновения, торжество света, цветовое богатство нескончаемых переливов внешнего мира, отзывающегося тончайшими нюансами в душе человека… Картины, панорамирующие пейзаж то деревенской жизни, то морского горизонта, то городского хаоса дают представление о веке минувшем и времени непрерывном. В пестроте цветовых элементов, из которых сотканы полотна Тархова, проступает то, что никак не уходит – художник не отпустил, запечатлев прекрасное мгновение. Эти картины особенные: рука художника даже после долгого пребывания внутри французской школы и новомодных течений так и не утратила свою русскость…


Выставка работает до 26 апреля



image009.jpgimage011.jpg

Тэги: Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • «Живого Есенина» установят в Москве

    03.10.2022
  • Передвижники в Твери

    17.05.2022
  • Разнообразие и красота

    06.01.2022
  • Художники космической стихии

    09.11.2021
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Разоблачение века

    38 голосов
  • Гений русского футуризма

    37 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS