Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 января 2022 г.
  4. № 4 (6818) (26.01.2022)
Искусство Культура

Русский роман продолжается

Миндаугас Карбаускис: первые пятьдесят

26 января 2022
Лауреат премий «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Триумф» М. Карбаускис


То, как складывалась режиссёрская биография Миндаугаса Карбаускиса, внушает веру в то, что, овладев и не уставая овладевать профессией, можно достичь многого, не прибегая ни к скандальным эпатажам, ни к политическим спекуляциям. 

Он признаётся, правда, что аполитичен, а помочь найти себя помогла школа. Признание это стоит почитать тем, кто утверждал, что школа в режиссуре не нужна, потому что на Западе не учат режиссуре. Но, приехав с Запада, Карбаускис так не считал, когда осознанно решил поступать к Петру Фоменко в ГИТИС. Поскольку ранее увидел в Литве спектакль Мастерской «Волки и овцы» и понял: такое мастерство, лёгкость достигаются штудиями. Поступил, окончил экстерном ГИТИС. Не хотел сидеть на шее у родителей: приходилось платить за обучение. И снова, как после окончания актёрского факультета на родине, ожидал работы. Насколько эта актёрская стезя была его призванием? Он сам шутит, что пошёл в режиссёры, поскольку не любит выходить на сцену.

Достоинство, которое держит режиссёр, хуторское упрямство вкупе с немногословностью, способность концентрировать волю на необходимом, искать сущностное – всё это вызывает особое уважение, поскольку его поколение по-разному вошло в театр, ох как по-разному получило начальственные должности.

У отмечающего 28 января 50-летие Карбаускиса – всё честно, потому что заработано трудом и, конечно же, талантом.

Случай представился. Олег Табаков, возглавив МХТ им. А.П. Чехова, широко открыл двери молодой режиссуре. Карбаускис вошёл в эту дверь и за короткое время сумел стать востребованным и в «Табакерке», и в МХТ: появилось новое режиссёрское имя в самом начале двухтысячных.

Уже по камерной работе для двух актёров «Старосветские помещики», сыгранной на Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова (2001 г.), был явлен особый почерк постановки. Ученик П. Фоменко воспринял уроки игрового театра, но применил их по-своему. Выбирая безжалостные сюжеты, да ещё и жёстко усиливая их, доходя порой даже до элементов лёгкого натурализма, Карбаускис вставлял в свои постановки зоны игры. И это странное сочетание, когда актёры, резво изображая гусей, кошек, ловя воображаемых мух, играли в параллель с этим театральным озорством драму ухода, смерти Пульхерии Ивановны и доживающего жизнь Афанасия Ивановича. Прошло двадцать лет, шутка сказать, а невозможно забыть Александра Семчева, его Афанасия Ивановича, сцену, в которой его насильно кормит грубая дворовая девка, равнодушная к этому страдающему человеку, веселится, взяв ложку, поманив, но не донеся до рта несчастного вдовца. Челядь развлекается.

Такие контрапункты игры вкупе с отчаянием сразу отличали режиссёрский почерк и в спектаклях, поставленных на сцене «Табакерки»: «Долгий рождественский обед» Т. Уайлдера, «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева, «Когда я умирала» У. Фолкнера, «Рассказ о счастливой Москве», не говоря о постановке на сцене МХТ «Похождений» по «Мёртвым душам» Н. Гоголя.

Однако период любви в театре долгим не бывает. В «Табакерку» заступили новые режиссёры. Гадать не будем – Карбаускис ушёл. Спустя несколько лет он в интервью скажет, что его постановка в РАМТе «Ничья длится мгновение» И. Мераса – ответ Табакову. Этот шифр, вероятно, можно вскрыть, предположив, что даже в безвыходных ситуациях есть выход, пусть и обрёкший Карбаускиса на три года простоя. И хотя это решение взять паузу, уверяет режиссёр, было его осознанным выбором, ничья продлилась не мгновение.

Впрочем, у режиссёра началась новая партия. Актёры Театра им. Вл. Маяковского во главе с Евгенией Симоновой добились назначения Карбаускиса на пост худрука. Случай, прямо скажем, исключительный в кадровой политике последнего десятилетия.

Труппа не ошиблась. Карбаускис обладает редким качеством для режиссуры его поколения. Он не рвёт с традицией, но современное вторгается словно исподволь, ненавязчиво, даже когда режиссёр вырывает пьесу из бытового соответствия, как в «Талантах и поклонниках». Однако, соединяя прошлое и настоящее, Карбаускис усложняет, а не упрощает задачу: и тогда, и сейчас незащищённый человек попадает в капкан сильных мира сего. Только в этом спектакле жертва не Негина Ирины Пеговой, а Петя Мелузов (Даниил Спиваковский), неврастеничный безработный интеллигент с непозволительной роскошью иметь идеалы.

Если Карбаускис позволяет себе жёсткий взгляд на Негину, то Обломову (Вячеслав Ковалёв) он отдаёт право жить как ему хочется, не осуждая, что помещик отдаёт предпочтение кисти винограда, нежели пению Ильинской (Анастасия Мишина). Режиссёр даже выставляет за дверь Штольца. Нет никакого социального поражения Ильи Ильича – есть право жить не героически.

Сергей Бархин (1938–2020), выдающийся сценограф, стал верным союзником режиссёра в Театре им. Маяковского и художником спектаклей Миндаугаса. Поколенческая разница лишь укрепляла и делала мощнее это содружество, поскольку им обоим свойственна органика соединения времён, мирного сосуществования традиции и новации.

В послужном списке постановок Миндаугаса Карбаускиса немало пьес, прозаических произведений, поставленных им впервые, что, несомненно, свидетельствует о высоком литературном вкусе, который проявляется прежде всего в выборе современной пьесы. И здесь у режиссёра появился свой автор: глубокий литовский драматург Мариус Ивашкявичюс. Две его пьесы – «Изгнание» и «Русский роман» – в репертуаре театра. Это в своём роде дилогия. Если в первом случае речь идёт об эмигранте в Лондоне, то во втором – о семье Льва Толстого, о русском идеализме, любви, преданности и драме непонимания.

Сам же Карбаускис перед поступлением в ГИТИС уехал в Лондон и вернулся не в Литву, а в Москву. Он резюмировал: «Выбирай не то, что нужно тебе, а то, где ты нужен». Нужен оказался в Москве, чтобы начать и, будем надеяться, продолжить свой русский роман.

Тэги: Ольга Галахова
Обсудить в группе Telegram

Ольга Галахова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Худрука уволили по почте

    23.02.2022
  • Он делает нас счастливыми зрителями

    26.01.2022
  • Появится ли свет при конце света?

    31.08.2021
  • В тишине

    21.07.2021
  • Град без часов

    26.05.2021
  • Он делает нас счастливыми зрителями

    31 голосов
  • Худрука уволили по почте

    30 голосов
  • Разные краски зимней «Радуги»

    9 голосов
  • Град без часов

    8 голосов
  • В тишине

    7 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS