Перейти к содержанию
  Суббота 23 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    24 марта 2016 г.
Литература Колумнисты Образование

Сочинение как зеркало русского ребёнка

Кабыш Инна Кабыш Инна — 24 марта 2016

Всё-таки сочинение – это уникальная форма работы.

Что выявляет сочинение? Педагогическая наука гласит: «уровень речевой культуры учащегося, его начитанность, умение рассуждать с опорой на литературный материал, а также личностную зрелость». Последнее – выявление личности – мне кажется наиболее важным.

Что же выявили прочитанные мною в этом учебном году сочинения? Какие встают за ними личности, а если шире – кто идёт нам на смену и будет определять облик России в недалёком будущем?

Для начала отмечу, что сочинения современных школьников очень отличаются от тех, что писали, положим, мы. (Я, разумеется, имею в виду не списанные – списанные во все времена одинаковые! – работы, а муки собственного творчества.)

Современные дети пишут смелее, раскрепощённее, извините за сленг, отвязнее. Они никого и ничего не боятся: воистину непоротое поколение! Порой они кажутся инфантильнее и прагматичнее, чем были мы, порой – искреннее и глубже.

Судите сами.

В сочинении на тему «Кем я хочу быть?» почти все называют профессии экономист, юрист, работник Газпрома, предполагающие стабильность, высокий заработок и в конечном счёте личное благополучие. Мы, хотевшие стать, условно говоря, космонавтами, всё-таки думали о благе страны. (Поэтому хотя нынешним шестиклассникам и нравится гоголевский Остап, живший исключительно интересами товарищества, они не осуждают Андрия, мечтавшего о любви, то есть о личном счастье.)

Особенно другие, чем были мы, сейчас девочки. В сочинении на тему «Что такое счастье?» (помните, что на эту тему написала героиня фильма «Доживём до понедельника»? «Я хочу иметь двух мальчиков и двух девочек») они заявляют: «Я не хочу сидеть дома и нянчить детей», «Счастье – это движение, развитие, самореализация, успешность».

Они осуждают Наташу Ростову четвёртого тома – располневшую, опустившуюся, «плодовитую самку», им – будете смеяться – больше по душе эмансипе Вера Павловна с её швейным бизнесом, а из пары Обломов –Штольц они почти единогласно выбирают последнего.

В сочинении на тему «Что такое любовь?» или – как вариант – «О, как убийственно мы любим» они (в первую очередь опять-таки девочки) настолько искренни, что становится неловко: как будто под­смотрел в замочную скважину или подслушал исповедь.

Главное отличие этих сочинений от наших в том, что мы писали о любви как о грядущем, между тем как они – как о случившемся.

Практически у всех старшеклассников опыт любви уже был.

«Любовь – это очень больно, и я больше не хочу». Вот что они вынесли из этого опыта. (Они вообще очень боятся всякой боли, дискомфорта, страданий.)

При этом у них обострённое чувство справедливости. Почти все ученики 6-го класса написали, что Дубровский, ставший разбойником, прав и что они на его месте поступили бы так же.

(Только один ученик написал, что «месть – это тупик».)

А одиннадцатиклассники в сочинениях «Прав ли Блок?» (в смысле: Блок, принявший революцию и сотрудничавший с ней, Блок – автор статьи «Интеллигенция и революция») и «Кто идёт впереди двенадцати?» написали, что, конечно, прав, потому что «революция, несмотря на свою жестокость, имела целью ликвидировать несправедливость и была неизбежна» и что впереди двенадцати, разумеется, идёт «Иисус Христос – защитник всех труждающихся и обременённых».

(И опять-таки только одна ученица написала, что революция – это плохо, «потому что нельзя счастье одних строить на крови других».)

Я искренне рада, что в школу вернулось выпускное сочинение. Потому что по большому счёту это сочинение не по литературе. Это сочинение о себе.

А разве не самое важное для человека – разобраться в себе самом?

А «литература – только повод», как когда-то написала я в одном своём стихотворении.


Филология
168

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Образы пространства в поэтическом мироздании Юрия Кузнецова

27.09.2021

Филология как поэзия, поэзия как филология

23.09.2020

Прямая речь

29.07.2020

Рыцарь филологии

23.10.2019

Право на самобытность

23.05.2018

Бедный, бедный Уильям

902 голосов

Езжай, мой сын, езжай отсель,..

57 голосов

Искусство – точная наука

38 голосов

Что пишем и что на ум пошло

38 голосов

Иностранный как русский

37 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты