Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 марта 2016 г.
Литература Колумнисты Образование

Сочинение как зеркало русского ребёнка

24 марта 2016

Всё-таки сочинение – это уникальная форма работы.

Что выявляет сочинение? Педагогическая наука гласит: «уровень речевой культуры учащегося, его начитанность, умение рассуждать с опорой на литературный материал, а также личностную зрелость». Последнее – выявление личности – мне кажется наиболее важным.

Что же выявили прочитанные мною в этом учебном году сочинения? Какие встают за ними личности, а если шире – кто идёт нам на смену и будет определять облик России в недалёком будущем?

Для начала отмечу, что сочинения современных школьников очень отличаются от тех, что писали, положим, мы. (Я, разумеется, имею в виду не списанные – списанные во все времена одинаковые! – работы, а муки собственного творчества.)

Современные дети пишут смелее, раскрепощённее, извините за сленг, отвязнее. Они никого и ничего не боятся: воистину непоротое поколение! Порой они кажутся инфантильнее и прагматичнее, чем были мы, порой – искреннее и глубже.

Судите сами.

В сочинении на тему «Кем я хочу быть?» почти все называют профессии экономист, юрист, работник Газпрома, предполагающие стабильность, высокий заработок и в конечном счёте личное благополучие. Мы, хотевшие стать, условно говоря, космонавтами, всё-таки думали о благе страны. (Поэтому хотя нынешним шестиклассникам и нравится гоголевский Остап, живший исключительно интересами товарищества, они не осуждают Андрия, мечтавшего о любви, то есть о личном счастье.)

Особенно другие, чем были мы, сейчас девочки. В сочинении на тему «Что такое счастье?» (помните, что на эту тему написала героиня фильма «Доживём до понедельника»? «Я хочу иметь двух мальчиков и двух девочек») они заявляют: «Я не хочу сидеть дома и нянчить детей», «Счастье – это движение, развитие, самореализация, успешность».

Они осуждают Наташу Ростову четвёртого тома – располневшую, опустившуюся, «плодовитую самку», им – будете смеяться – больше по душе эмансипе Вера Павловна с её швейным бизнесом, а из пары Обломов –Штольц они почти единогласно выбирают последнего.

В сочинении на тему «Что такое любовь?» или – как вариант – «О, как убийственно мы любим» они (в первую очередь опять-таки девочки) настолько искренни, что становится неловко: как будто под­смотрел в замочную скважину или подслушал исповедь.

Главное отличие этих сочинений от наших в том, что мы писали о любви как о грядущем, между тем как они – как о случившемся.

Практически у всех старшеклассников опыт любви уже был.

«Любовь – это очень больно, и я больше не хочу». Вот что они вынесли из этого опыта. (Они вообще очень боятся всякой боли, дискомфорта, страданий.)

При этом у них обострённое чувство справедливости. Почти все ученики 6-го класса написали, что Дубровский, ставший разбойником, прав и что они на его месте поступили бы так же.

(Только один ученик написал, что «месть – это тупик».)

А одиннадцатиклассники в сочинениях «Прав ли Блок?» (в смысле: Блок, принявший революцию и сотрудничавший с ней, Блок – автор статьи «Интеллигенция и революция») и «Кто идёт впереди двенадцати?» написали, что, конечно, прав, потому что «революция, несмотря на свою жестокость, имела целью ликвидировать несправедливость и была неизбежна» и что впереди двенадцати, разумеется, идёт «Иисус Христос – защитник всех труждающихся и обременённых».

(И опять-таки только одна ученица написала, что революция – это плохо, «потому что нельзя счастье одних строить на крови других».)

Я искренне рада, что в школу вернулось выпускное сочинение. Потому что по большому счёту это сочинение не по литературе. Это сочинение о себе.

А разве не самое важное для человека – разобраться в себе самом?

А «литература – только повод», как когда-то написала я в одном своём стихотворении.


Тэги: Филология
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Образы пространства в поэтическом мироздании Юрия Кузнецова

    27.09.2021
  • Филология как поэзия, поэзия как филология

    23.09.2020
  • Прямая речь

    29.07.2020
  • Рыцарь филологии

    23.10.2019
  • Право на самобытность

    23.05.2018
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Езжай, мой сын, езжай отсель,..

    57 голосов
  • Искусство – точная наука

    38 голосов
  • Что пишем и что на ум пошло

    38 голосов
  • Иностранный как русский

    37 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS