Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 февраля 2019 г.
  4. № 6 (6678) (13.02.2019)
Литература Библиосфера

Станет горько и светло

Пространство и время Виктора Куллэ – не только поэтическое, но и яркое метафизическое явление в современной литературе.

12 февраля 2019

Виктор Куллэ. Стойкость и Свет. Избранные стихотворения и переводы 1977–2017.
– М.: Изд-во Б.С.Г.-Пресс, 2018.
– 512 с.

«Стойкость и Свет» – долгожданная книга поэта, создавшего своё пространство и время в мире ожесточенного неприятия живого и подлинного. Держать её в руках уже радость (полиграфия и оформление на высшем издательском уровне), а читать – радоваться вдвойне содержанию собранных под общей обложкой книг, несущих в себе великую библейскую традицию знаний и откровений: «Я ошибся уже не годами, а веками и памятью…». Пространство и время Виктора Куллэ – не просто яркое метафизическое явление в современной литературе, а сотворённое стойким поэтическим пером мироздание, пронизанное ярким внутренним светом. «Бог с тобою», «Жизнь спустя», «Пограничье», «Память о будущем», «Карфагенская глина», «Переводы из Уильяма Шекспира»… – четырнадцать книг (разделов), в которых поэт представил избранные стихи, поэмы, переводы, написанные в течение полувека. Когда-нибудь каждую будут изучать литературоведы, ну а пока задача – куда скромнее – поздравить читателей с открытием Большого Поэта.

 

Если мир уже не спасут,

что есть истинная красота?

Огонь погаснет, треснет сосуд,

но останется свет с креста.

 

Но не религиозным, а эстетически-мистическим чувством наполнено мироздание Виктора Куллэ, созданнное из самого прочного материала – «слов», всплывающих из «назойливой бездны» и выстраданных вместе с поэтами христианской цивилизации: Данте, Шекспиром, Пушкиным, Блоком, Мандельштамом, Пастернаком, Бродским, Губановым… Десятки судеб и имен названных и не названных, растворённых в авторских строках, образах, метафорах. Порой возникает ощущение, что поэт защищается ими от «мира потомков обезьян», где «будущего вовсе нет». Или наоборот – защищает их, великих поэтов, своей пронзительной любовью и памятью от «злокачественного цейтнота», при этом не желая (пока не смея?) быть на равных. А дистанцию ему позволяет держать осознание своего предназначения и утончённая самоирония – авторская стилистическая особенность, по которой безошибочно узнаётся поэт Куллэ.

 

Я памятник себе не возведу –

достаточно под задницею стула.

Я просто охраняю высоту

       До смены караула…

 

Отсюда и обилие внутренних цитат, сокровенность диалогов с классиками, аранжировка знакомых мелодий.

 

Пусть стадо множится баранами,

нагуливающими бока –

по вечерам над ресторанами

курится запах шашлыка…

 

Конечно, невозможно не услышать в этих строках блоковский аромат «Незнакомки», как невозможно не почувствовать в коротком стихотворении «Определение» дух Пастернака из его «Определение поэзии» и поэтического напутствия Пушкина о «единственном порядке единственно возможных слов». Но кто читатель? Безусловно, это знаток и большой любитель поэзии глубокой и высокой, способный встроится в мироздание поэта и его время, вектор которого направлен к истокам изначального бытия.

 

Не милости, ни славы не прошу –

но просто слушаю, пишу, дышу,

беспечно полагая наперёд,

что выдохнутый воздух не умрёт

(точней, умрёт не сразу), что от слов

кому-то станет горько и светло –

ведь истончаясь и сходя на нет,

непраздный сердцем оставляет свет

и не подозревает, одинок,

пожар вполнеба или огонёк

зажечь на память суждено ему,

когда сойдёт в целительную тьму…

В любом раскладе все его труды –

лишь отсвет промыслительной Звезды.

 

Поэзия Виктора Куллэ эпична, лирична и трагична одновременно, Взаимопроникновение происходит за счет постоянного смещения в строфах смысловых пластов, их игры. Так, наверное, играли с Космосом античные боги, так играют в песочнице дети, создавая куличи-планеты и разрушая их легким ударом совочка, чтобы вновь собрать в форму песок. Но чем пристальнее вглядываешься в эту игру, тем отчётливее понимаешь, насколько она страшна, ибо смертельна, ведь поэт в одиночку сражается с коварным и беспощадным врагом, имя которому – «пошлость». Сражается и побеждает, осознавая, что «эпоха пошла лишь вблизи», а свобода от неё – абсолютна.

 

Проходит всё, и жизнь пройдёт,

иллюзии круша.

Но твой единственный оплот –

свободная душа.

 

Книгу Виктора Куллэ предваряет авторская программная Речь на вручении ему Новой Пушкинской премии, а завершает – подборка цитат-откликов известных современных поэтов и прозаиков. Искушенный читатель несомненно согласится с каждым из них, мысленно поблагодарив Большого Поэта за «Стойкость и Свет».

Надежда Осьминина


Тэги: Надежда Осьминина
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS