Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 декабря 2023 г.
Литература

Таинственная правда жизни

К столетию со дня рождения В. Тендрякова (1923 – 1984)

05 декабря 2023

…в Москву!

Вечный, известный более столетия зов; в Москву из глуби и дебрей деревни добираться, в сердце храня вектор мечты: стать художником; а сначала – попасть бы в Третьяковку, увидеть цветовое богатство жизни, переведённое в холсты…

Да только воскресный день, в который Ф. Матёрин оказывается в столице, вспыхивает первым днём невероятной, опровергающей жизнь войны…

«Свидание с Нефертити» В. Тендрякова пропитано субстанцией жизни, и пронизано лучами плазмы оной; строго и точно делаются главы о войне, где вчерашние мальчишки вынуждены абсолютно перестраивать свою жизнь, где пуля, которую определяют, как шальную, уносит навеки того, с кем только что говорил.

Но и мирные главы – о становлении художника, о мучительности выработки собственного почерка: ибо если нет индивидуальности, нет и искусства, – выписаны с той силой и крепостью, что проза расцветает таинственной правдой жизни.

Таинственной.

Сложной.

Но крутая словесная лепка Тендрякова внешне проста.

Конфликты, во многом определяющие книги Тендрякова (помимо стилистической неповторимости), остры, как биссектриса: и то, насколько режут сознание необходимостью выбора нравственного порядка, есть продолжение пульсаций классических традиций русского слова.

Тендряков прошёл войну, первое ранение получил под Сталинградом, после второго – тяжёлого, под Харьковом – был эвакуирован в госпиталь, откуда вернулся инвалидом.

Он учится во ВГИКе, переходит в Литературный институт; по всему – ему бы вписаться в страницы лейтенантской прозы, но он по-другому расшифровал собственное «я», и понял меру своего призвания.

Первый рассказ «Дело моего взвода» публикуется в «Альманахе молодых писателей»…

…и краткие его рассказы рождали радугу эмоций: и сколько б в этой радуге не было тяжёлых цветов, всё равно… пульсации жизни превосходили, словно оправдывая фактом бытия, оные.

«Хлеб для собаки» бьёт в бубен сознания фразами, какие заставляют… словно под иным углом взглянуть на мир: «Больше всего походили на людей те, кто уже успел умереть. Эти покойно лежали – спали»…

Он чувствует время – В. Тендряков: чувствует его сгустками сил: которым надо противостоять, и – разливом работы, какую необходимо совершить.

Внутренние метания – пострашнее внешних бурь, хотя и могут быть спровоцированы ими; такое прекрасно показано в «Находке» – повести, выстроенной совершенно по-тендряковски: весомо и точно, с плотной фразой и медовой густотой письма.

И – скрыто христианское – в лучшем аспекте – проступает сквозь разводы жизни инспектора рыбнадзора, учащегося постепенно видеть в поступках не механические реакции на каверзы яви, а нечто большее, гораздо более сложное…

В. Тендряков словно составил художественный отчёт – о пребывании в том времени, где суждено было жить: и сделал это с размахом умной силы и виртуозностью словесного мастерства, что обеспечило книгам неугасаемое горение.


Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS