Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 января 2022 г.
Культура

Тридцать лет спустя

Наконец отшумели новогодние телезастолья

12 января 2022

«Очень хочется в Советский Союз…» – неожиданно запела в ночь на первое января группа «Ундервуд», и ей подпевала вся рок-тусовка новогоднего квартирника НТВ во главе с ведущим Евгением Маргулисом. На Первом канале в шоу «Чао» ностальгировали по советскому ТВ с его трансляциями из Сан-Ремо. Потом упивались воспоминаниями о «Старых песнях о главном», то есть ностальгировали уже по ностальгии. И почти все праздничные фильмы на всех каналах – из советского прошлого.

 

Светлые комедии Гайдая, Данелии, Рязанова, Меньшова в праздники курсировали с канала на канал, и это уже традиция – в Новый год, главный подарок телезрителям: прошлое помоями не поливают. Единственное запомнившееся кино из современных показали на Первом – повтор замечательного лирико-комедийного криминального сериала «Казанова» (2019). Но он тоже о советском времени, правда, время там показывалось не так, как последние тридцать лет, когда только и делали, что изобличали тоталитаризм и кровавую гэбню. Но вселить ненависть к советскому периоду, то есть к себе и своим предкам, так и не удалось.

Но почему многим хочется назад в СССР, ведь они же сейчас живут лучше, чем тогда? Неужели люди хотят в ГУЛАГ? Впрочем, его начиная с 50-х, когда родились нынешние дедушки и бабушки, особо не замечали.

50-е ассоциируются не с послевоенным голодом и лагерями, не с очередями и дефицитом, а с «Карнавальной ночью» и «Укротительницей тигров»;

60-е – с лирическими комедиями «Гусарская баллада», «Полосатый рейс», «Бриллиантовая рука», «Приходите завтра», «Берегись автомобиля»;

70-е – «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы», «Москва слезам не верит», «Мимино», «Обыкновенное чудо»;

80-е – «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Жестокий романс», «Покровские ворота»…

Энциклопедия советских десятилетий.

А какой праздник нам подарили 90-е, нулевые и десятые? Почему не рождаются сейчас весёлые лирико-комедийные ленты? Один «Домашний арест» за тридцать лет, но эта гоголиада, похоже, – исключение, подтверждающее правило, замечательный сериал так и не показали на главных каналах.

В интервью, которое в новом году главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов взял у Александра Ширвиндта, вспоминали постановку Валентина Плучека в Театре сатиры «Женитьба Фигаро», блестяще перенесённую на телеэкран, и прозвучал вопрос, почему в России за тридцать лет не создано ничего сравнимого с советскими комедиями. Александр Анатольевич среди причин назвал то, о чём и мы не раз писали: исчезновение института редактуры. Редакторы на ТВ и киностудиях играли огромную роль, их задачей было находить талантливые тексты, авторов, работать с ними, помогать начинающим, прививать вкус, не пропускать пошлость. Сейчас ищут только деньги!..*

А какие песни родил праздничный эфир этого года? А прошлого? А позапрошлого?.. Нет, это раньше были «Огоньки» и «Песни года», открывавшие новые имена. Тогда – «Алло, мы ищем таланты», а сейчас – алё, гараж, где бабки. Их вкладывают и зарабатывают на давно всем известных звёздах, и они будут петь до последнего, а новые авторы и исполнители, которые, естественно, нуждаются в раскрутке, телевидению не нужны. Если талантливейшая Диана Анкудинова сито шоу «Голос» не прошла, то на что же надеяться менее ярким и пробивным?! И потому мы будем слушать и смотреть тех же, кто пел тридцать лет назад, а где-то всё громче будут скандировать: «Очень хочется в Советский Союз…»


*В радиоинтервью покоробило только одно. Не нашлось редактора, осмелившегося сказать Алексею Алексеевичу, что нельзя в эфире тыкать почти девяностолетнему театральному корифею. Понятно, что инициатива исходила от Александра Анатольевича, наверное, он сам просил обращаться к себе на «ты» и «Шура». Но они же не за рюмкой в театральном буфете, а на радио, где всё и все как будто под увеличительным стеклом. Интервью было очень интересное, острое, но тыканье театральному старейшине, неуместное панибратство его портило.


 

Тэги: Кондрашов Александр Праздник
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Пресволочнейшая штуковина»

    05.10.2022
  • Миссия выполнима

    28.09.2022
  • Жестокая метафора

    14.09.2022
  • В поисках нового

    03.08.2022
  • Назвавший «Председателем»

    20.07.2022
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Оправдывая отцеубийц

    67 голосов
  • Константин Сёмин: «Я не имею права останавливаться»

    61 голосов
  • Дотянуться до Победы

    58 голосов
  • Всё минется, Звягинцев останется?

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS