Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 июня 2021 г.
Культура Телеведение

В нужное время в нужном месте

Анатолий Лысенко: «В толерантной стране никто из нас не выжил бы...»

23 июня 2021

20 июня на 85-м году жизни не стало генерального директора Общественного телевидения России, президента Международной академии телевидения и радио (IATR) Анатолия Лысенко, одной из легенд отечественного телевидения. В дни XI Международной конференции «Терроризм и электронные СМИ», проходившей осенью 2015 года в Дагомысе, нашему собкору в Сочи довелось брать интервью у А.Г. Лысенко.

Как отреагирует зритель?

– Удивительно, что в общественно-политическом ток-шоу «Прав! Да?» приглашённые на ОТР спикеры не заходятся в истерике, хотя на других каналах те же самые люди подчас демонстрируют чудеса «подвижности нервной системы».

– Наших гостей всегда предупреждают: «Будете кричать – отключим микрофон!» А ведущим так и говорю: «Не бойтесь показаться неинтеллигентными, делайте замечания». И эксперты быстро понимают: убеждённость рождается не децибелами, а мыслью и аргументами.

Вот и программа «ОТРажение», представляющая новый способ подачи информации, ориентирована на думающую публику, которая присылает нам массу откликов, вопросов, предложений. Ей же адресован и новый утренний канал «Календарь», где герои далеки от гламура – люди спорта, искусства, производства. Наряду с известными именами может появиться зарисовка, например, о достойном токаре.

– В вашем эфире стали чаще появляться руководители регионов. Чем это можно объяснить?

– Желанием наладить диалог с мыслящей и подготовленной аудиторией, стремящейся к действиям. Губернаторы – люди рациональные. Они отдают себе отчёт, что от их выступлений есть отдача, у зрителя возникает понимание ситуации в области. Ведь в чём беда сегодняшнего телевидения? Человек, проживающий во Владимирской области, не знает, что происходит в Ярославской. А как можно сосуществовать, не зная, чем дышат твои соседи? Это большое упущение в плане воспитания! Я жил в доме, где все знали друг друга: идёшь по двору – и «голова отваливается» от приветствий.

Чувства в печатном слове

– Вот и молодёжь, ушедшая от телевидения в интернет, в социальных сетях без устали отвешивает друг другу виртуальные поклоны.

– Я бы назвал это «интеллектуальным информационным онанизмом». Бывает, прочтёшь, что некто поутру уже выпил чашку кофе, и думаешь: зачем об этом «историческом» событии оповещать всю страну? Новый вид эпистолярного жанра? Отнюдь.

Во всех собраниях сочинений я всегда очень любил последние тома, где была переписка. Не понять Маяковского без его переписки с Брик, а Чехова – без писем к Книппер. Это было высочайшее искусство: люди умели выражать свои мысли, формулировать даже самые сложные чувства настолько просто, что сегодняшним юзерам и не снилось. Сегодня «поделюсь мыслями» означает делёжку того, чего нет. Как говорил у нас на заводе начальник отдела кадров, испытывавший слабость к цветастым выражениям, «эти люди хотят проявить мантию величия».

– Вашу первую книгу мемуаров «ТВ: живьём и в записи» вы, по вашему собственному признанию, писать не планировали, однако она вышла в свет и имела резонанс. Как думаете, зачем люди облекают воспоминания в печатные слова? Почему отважились на это вы?

– Есть три типа воспоминаний. Первый – доказать всем, что я был прав, а все остальные вокруг меня не правы; я очень умный, а все остальные – козлы, и если бы они слушались меня, то жизнь была бы сказкой. Второй тип – «а вот сейчас я с ними со всеми сведу счёты». Третий тип воспоминаний – «с кем я спал». Он сейчас очень популярен, особенно у женской половины человечества: душа и бельё нараспашку.

Я никогда не говорил, что прав, поэтому в своей книге эту тему не рассматривал. Сводить счёты тоже не стал – ни о ком не пишу плохо. Если кого-то и критиковал, то только так, как критиковал в разговорах. И о личной жизни писать не счёл нужным, она у каждого своя. Я воспользовался возможностью рассказать о моих друзьях. Немного осталось тех, кто знал Володю Ворошилова так, как я. Он был гений, и как о нём не рассказать? Как не рассказать о гигантах, создавших наше телевидение: Владе Листьеве, Тёме Боровике, Володе Соловьёве, Вадиме Белозёрове, Маргоше Эскиной, Марьяне Краснянской или Саше Маслякове, с которым мы вместе работали ещё на Люблинском литейно-механическом заводе...

– ...он тоже выпускник Московского государственного университета путей сообщения, который раньше назывался МИИТ.

– Да. На телевидении осталось, скорее всего, только два психа, работающих в столь почтенном возрасте. Мне – 78... Это дополнительное время и дополнительная ответственность – рассказать о тех, кто ушёл в первую очередь, и немножко о тех, кто рядом, кого люблю, с кем мы встречаемся, перезваниваемся, шутим, ворчим, жалуемся на болячки. Мы – уходящие натуры, как бы это ни было грустно. Если не напишем, кто напишет? Это уйдёт вместе с нами. Приезжаешь на кладбище, а кругом – сплошь знакомые... «Читал твою книгу и плакал», – признался один наш телевизионный ветеран. А Коля Сванидзе сказал: «Первым делом, конечно, прочитал про себя, потом о знакомых, а теперь буду читать всю книжку».

«После меня – пшик!..»

– История отечественного телевидения и мысли о его развитии могут быть полезны не только профессионалам-асам, но и молодым журналистам?

– Конечно, надо читать воспоминания для того, чтобы понять, кто был до тебя. Молодости свойственно чувство, что до нас вообще ничего не было, всё начинается с нас. А эти старикашки, во-первых, глупые, во-вторых, ничего не понимают, в-третьих, не знают слова «контент» и говорят «редактор», а не «менеджер». Я всегда утешаюсь гениальной фразой Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но, когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел».

После того как я ушёл работать на телевидение, отец долгие годы со мной не разговаривал. Он был убеждён, что от моего приятеля Владика, ставшего корреспондентом ТАСС, хотя бы останется газетная заметка, а после меня – пшик! Телепередача прошла – и поминай как звали. И действительно, когда не было записи, от прямых эфиров доходила лишь эфирная справка: участвовал такой-то, говорил то-то... Поэтому для написания и сбора воспоминаний необходим целый коллектив!

– Анатолий Григорьевич, школьная история про крышку от парты, долетевшую до учительницы, – быль, характеризующая ваш крутой нрав?

– Быль. И хоть нрава я был незлобивого и отходчивого, в характеристике за 8-й класс написали: «Мальчик крайне резкий, несдержанный, вспыльчивый». А всё получилось случайно: отодрал от парты откидывающуюся крышку и по инерции отшвырнул в сторону. Ну дурак был!

– А перед учительницей извинились?

– Разумеется. И она простила, добавив: «Хотя все вы были мерзавцы, но попадались и хорошие люди».

«Фига в кармане»

– Не странно ли для вас самого, что во главе телеканала стоит не журналист, а инженер-железнодорожник?

– У меня вообще очень сложные отношения с профессией «журналист», никогда ей не учился. И насколько знаю, среди руководителей других телеканалов журналистов тоже как-то не наблюдается: Костя Эрнст – биолог, Олег Добродеев – историк...

– Правда, что «деструктивная» программа «Взгляд» была придумана в недрах КГБ для дестабилизации советской власти? Чтобы в результате телеобличений в стране одержали верх демократические силы, которые в короткий срок дискредитировали бы идеи демократии, и всё вернулось на круги своя. По крайней мере, так утверждал один работник спецслужб...

– Сейчас всё валят на КГБ, а идея родилась в отделе пропаганды ЦК КПСС у Александра Яковлева и заключалась в том, чтобы отвлечь молодёжь от зарубежных радиостанций, которые в то время перестали глушить. Комитет госбезопасности нас особо не донимал – однажды настоятельно порекомендовал пригласить в эфир одного политического деятеля. Пригласили, так тот там и остался, теперь всё время выступает...

Просто мы оказались в нужное время в нужном месте.

– Как насчёт «фиги в кармане» у современного российского телевидения?

– Сейчас на телевидении и в печати появилось слишком много «первых учеников», мчащихся впереди своего визга с рассказом о том, чего от них ждут. В фигах отпала необходимость...

Для меня со времён «Взгляда» своеобразным гимном стала песня «Родина-уродина»: пусть и не красавица, но она мне нравится. Да, могу критиковать, могу обижаться, но это моя страна, и всё, что здесь происходит, я должен своей работой улучшать. И ведь улучшают, а если возникает необходимость, идут её защищать и погибают за неё. Очень хочется, чтобы родина была «ух!». При этом в гладенькой, аккуратной, розовой, толерантной стране никто из нас не выжил бы, наверное. Мы – странные особи, непривычные к стерильной обстановке.

Виктор Терентьев

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Анатолий Лысенко родился в 1937 году в Виннице. Поступил в Московский институт инженеров транспорта, был активным участником студенческой самодеятельности. Покорял целину, удостоен знака ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель». По распределению попал на литейно-механический завод, где работал мастером цеха.

Карьера инженера оказалась недолгой. Лысенко променял её на телевидение: в 19 лет принял участие в съёмках передачи о любви и дружбе. От простого редактора дослужился до заместителя главного редактора главной редакции программ для молодёжи Центрального телевидения. Стоял у истоков программ «КВН», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «От всей души», «Что? Где? Когда?», «Алло, мы ищем таланты». Основатель «Взгляда» и телевидения новой России – ВГТРК. Руководил ею с 1990 по 1996 год. Принимал участие в создании канала «ТВ Центр». В 96-м стал председателем Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы. В июле 2012-го указом Президента России назначен генеральным директором ОТР.

Тэги: Эпоха Виктор Терентьев
Обсудить в группе Telegram

Виктор Терентьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я относился к нему, как к сыну»

    10.07.2024
  • Профессия - Ширвиндт

    19.03.2024
  • Поле души человеческой

    05.10.2023
  • Актёрская профессия спасает, огорчает и радует

    13.09.2023
  • «Будущих былин Святогор богатырь…»

    19.07.2023
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
  • Фестиваль испытаний

    1652 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS