Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2023 г.
Литература Интервью

Версия осмысленности

Талант – не предмет торговли, им можно только делиться

11 декабря 2023
По мнению Александра И. Строева, жизнь – это война мифологий, которые к самой жизни отношения не имеют

Авторский музыкальный проект писателя, кинорежиссёра и исполнителя Александра И. Строева «Каникулы Гегеля» в начале 2023 года отметил 25-летие. К этой дате вышел первый сборник рок-текстов песен группы – «33 оборота». Публикуем беседу с автором и одно из вошедших в книгу стихотворений.

– О природе поэзии и литературного дара (как и любого другого) многое сказано и написано. А как смотрите на этот вопрос вы?

– Талант – это не подарок, это всегда дополнительная обязанность к тому, что тебе как обыкновенному человеку всё равно приходится делать, как и всем смертным.

Это никак не связано, например, с монетизацией для обеспечения хотя бы собственного существования. Это просто дело, которое ты обязан осознанно ежедневно делать. Это твой такой вот, пусть и невостребованный миллионами, вклад в энергию жизни. Важно просто осознать, в чём твой талант, признать его наличие и служить ему. И в этом никто тебя, кроме себя самого, не убедит. Разочаровать и сбить с пути могут – точно. Сколько раз я слышал: оставь, не твоё это, не делай, ты – про другое, это никому не нужно, ты только мучаешь окружающих, заставляя всё это слушать, сквозь твои тексты нужно продираться так, что ободраться можно. Но ощущение, что жизнь в принципе, а не только моя, без этого обеднеет точно, никак не даёт возможности прислушиваться к таким вот добрым советам.

Дар – он потому и дар, что по-да-рен тебе безвозмездно. За что – уж бог весть. И значит, ну не можешь ты по определению его делать предметом торговли, а только делиться им следует, иначе тебе дарить перестанут. И без-дар-ным сделаешься. Первый и главный дар – это жизнь. Попробуйте её сделать предметом торговли, и жизнь закончится – что мы сегодня не по книжкам, а воочию наблюдаем.

– В предисловии к сборнику вы написали, что хотели быть «автором для немногих, избранных, но тех, кто дышит со мной в такт». Какой он – ваш слушатель и читатель? И что вас связывает?

– Всегда хотелось настоящей любви, правильной, верной и внезапной встречи со своими. Особенно после переосмысления фильма о том, как конструировалась сутенёрами от искусства вся слава незамысловатой, но бесспорно одарённой группы «Битлз», не пожелавшей в определённый момент стать инструментом нечистой политики. Но вот в чём фокус-то. Настоящая любовь – это всегда интимная встреча двух людей. И определяются их чувства друг к другу не шумом, не ажиотажем, а спокойным счастьем иметь друг друга в собственном сердце и знать, что тебя ждут...

Мне, конечно, кажется, что нам нужны огромные, но тихие и внимательные залы – просто для взаимно необходимых встреч. Передать, поделиться вживую – поспеть нужно.

– Как бы сформулировали основную суть своей жизненной философии?

– Вообще, жизнь – это война мифологий (как неких объясняющих концепций счастливого существования) и процесс навязывания их друг другу, вместо того чтобы осознать, что нужно быть просто благодарным и внимательным к жизни, которая есть путь узнавания и познания – и в этом её главная ценность. Что у нас есть некоторое количество времени, чтобы навести порядок в словах, звуках, смыслах, отношениях, хотя бы до тех пор, пока всё это опять не сдуло ветром и не покрыло обломки пылью.

Версия осмысленности, правда, у каждого своя, но там, где ваши версии по большому счёту имеют общее (не навязанное) место, – это счастье, до которого каждый дошёл своими ногами, сердцем, ушами, мозгами, глазами. Это и есть зона творчества «Каникул Гегеля» – моего, Алексея Воронкова, Александра Миткевича, Николая Мызикова и Дмитрия Ивакова. По крайней мере, я так это ощущаю. А вообще-то, просто дело надо делать, господа, – созидательное и доброе, а не мировоззрениями меряться. А творчество, как подход к жизни, само уже и есть – мировоззрение, через которое к «образу и подобию» есть шанс двигаться.

– А если говорить о жанровой принадлежности вашего творчества?

– Как-то был концерт в ЦДЛ у меня в одиночку.

У «Каникул Гегеля» есть, кстати, ещё одно название, когда я один куда-нибудь езжу «петь – читать – кино казать», – «Строллинг Мьюз» («Странствующая Муза» – от слова «странно», конечно). Так вот, один пожилой и, вероятно, так же малоизвестный литератор подошёл ко мне и говорит: «Вот вы перед началом сказали, Александр, что затрудняетесь определить жанр, в котором вы как автор существуете. Кажется, мне удалось сформулировать – это «соц-сюр-реализм» – дарю!»

Рассмеялись вместе. А неплохое определение ведь выдал.

Ну, это счастье, конечно же, – в творчестве: автору и слушателю наконец-то найти друг друга, и главное – потом ещё и не потерять.

В места скопления народа люди ходят обычно за подтверждением своей правоты. Чтобы слиться с энергией большинства, а щемящую пустоту заменить ликованием и эйфорией. Там главное – чтобы кто-то стройно и ритмично сфор-му-ли-ро-вал за них, что с ними происходит, и взял за это ответственность.

Ну вот любят люди формулы, девизы, речовки – повторяют, и легче им вроде жить становится... Вопрос только: кто придумал и что повторяют-то?!

Страшновато звучит, правда?! Зато – честно.

А потом в храм идут. Как на водопой – страждущие. Но молитвенную горечь этой воды не все выдержать могут. И опять на стороне чего-то, что побыстрее, послаще, попроще, ищут.

В нашем новом альбоме «Обет Немолчания» есть песня «Мантра» со следующим припевом: «Лучшее, что сделано нами, – сделано не за деньги». От денег, к сожалению не избавиться, хотя они сами и есть путь утопии. Но если вытащить это понятие из системы взаимоотношений – всё в мире наладится. По крайней мере в нашей собственной голове, если эту мантру почаще про себя повторять.

По случаю выхода альбома познакомиться с творчеством группы «Каникулы Гегеля» можно совершенно свободно – придя на концерт-презентацию в клуб «Imagine» («Имеджин»), который любезно нам предоставил возможность такой безбилетной роскоши.

Адрес: ул. Покровка, 16/16, стр. 1. 18 декабря 2023 года, понедельник. Начало концерта в 20.00.

Море

                                                Моим друзьям

Море обеззараживает наши помыслы...

Жизнь нам такая выпала,

                                 что поиграть, да бросить...

Солнце лохматит кожу и белит волосы,

Время пустые раковины

                                  под ноги мне выносит...


В детстве лукавом, о, Море, – вся мощь твоя

Точкой-тире морзянит под чуткой кожей,

Но ощущение своей беспомощности

Приходит к тебе уже значительно позже...


Море такое дело –

                     что не присесть за семечки,

Будто в театре летнем с биноклем в ложе,

Море такое дело, что прѝдёт времечко –

И никто и ничем тебе уже не поможет...


Слышать тебя, о, Море,

                    всем нам, неприкаянным, лестно! –

Уж и на этом – огромный поклон родителям,

Чтоб совмещать неприятное с бесполезным

И принимать нежелаемое за недействительное...


Кто за базар ответил… Кто потерял лицо…

Кто на счастливый билет наскрёб,

                                          да перепутал станции…

При попытке пролезть в булавочное кольцо

Черепаха крестится и расстаётся с панцирем...


Все мы выплыли к целям каким-то

                                                 в своих Затмениях,

Все друг для друга мы где-то да что-то значили...

Сложно теперь припомнить,

                                        чем нас от Времени,

А Время от нас на нас же и выворачивало...


Горевать ли об этом?! Такая мы – часть истории!

По дачам кочуем, чтоб лето прожечь за рабицей,

Но любим друг друга, светлее и непритворнее,

Что Тайн святых причастия не понадобится!


Славно заметить, что с наступлением возраста

Чайка в меню – уже ни одна не гадит,

И радует радуга в капле – у стрекозы на лопасти,

И сердце живёт в Москве, а душа – в Ленинграде.


И времени – ноль уже – и моя пуста голова!

Так без норова и без корысти,

Мне успеть бы довыговорить все Любви слова

На максимально предельной скорости!


Помнишь ли, как в звездопад

                                 из рогаток целились?!

И у всех по карманам звон... А у нас – не слышно!

Помнишь ли день, когда мы с тобою встретились?!

Вспомнишь ли год, когда ничего не вышло?!


Так что – дрань с плеч долой! И уже лечу

В пене слёз укачаться в твоём раздолье!

Обнажаться больше ни перед кем не хочу,

Но только перед тобой – МОРЕ!


Обсудить в группе Telegram

Людмила Тарасова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS