Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 марта 2021 г.
Невский проспект Спецпроекты ЛГ

Выдающийся чужой

Одарят ли Тютчева петербургской «пропиской»?

17 марта 2021
Степан Александровский. Портрет поэта Фёдора Ивановича Тютчева, 1876 год

Вертикаль власти пронзила литературу. Звания, классы, ранги, степени, чины – для госслужащих предусмотрена разветвлённая система сортировки и поощрения. Служители муз не исключение.

И на ретроспекцию нашёлся ранжир, который «то вознесёт высоко», то «в бездну бросит без следа». Отодвинутые на второй, третий и далее план имена, затёртые фамилии, оттеснённые от программы-минимум, рейтингов и новомодных онлайн-курсов а-ля «Вся русская поэзия в 10 стихах», вызывают или ироничное «хах», или подступающее слезами «ах». Броские, звучные звания вроде «наше всё» врезаются в память, но и отрезают её. Ассоциативный ряд съёживается до навязанных частотой (но не чистотой) употребления ассоциативных пар: поэт – Пушкин, писатель – Толстой (в 2021-м – «в порядке исключения для поощрения» – Достоевский), драматург – Чехов, год – юбилейный. И то ли «третьего не дано», то ли «ненужное вычеркнуть».

Так стоит ли удивляться, что по последнему опросу ВЦИОМ в десятку «самых великих поэтов мира» россияне включили... Л. Толстого и Ф. Достоевского? Время не щадит никого и, как человек порой теряет память, обирает великое наследие прошлого, обкрадывая тем самым и настоящее, и будущее. Забывчивость – не порок, беспамятство – хроническая болезнь, чреватая неблагоприятным исходом.

«Никто не обязан помнить всех второстепенных авторов», – скажет учитель литературы, натаскивающий учеников на ЕГЭ, как собак на зайца, пока сверху не придёт распоряжение о том, что того или иного классика «из подбора» перевели в первостепенные. Эдак не то что не «доживём до понедельника», культуру в прах разметаем, и никакая глубокая криоконсервация не спасёт. Культурный ранжир губителен, и не в том беда, что «аршин общий», а в том, кто измеряет: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», – писал один поэт-дипломат. Бесспорно, первостепенный. Но был и другой – считающийся (сочтённый) «второстепенным». В 1850 году Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» среди многих выделил одного, назвав его «русским первостепенным поэтическим талантом». Но большинство помнит заголовок, а не статью, так и числится с тех пор Фёдор Иванович Тютчев «второстепенным», хотя и достиг степеней известных.

Не привычное чинопочитание страшит, а «чинопоСчитание» наших дней. На почивших, разделённых на великих и «всего-навсего выдающихся» литераторов (и не только) нашлась своя мерка. И это не мерило времени, но, судя по всему, секретный эталон или особые весы, на которых взвешивают те или иные личные дела и, как в случае с царём Валтасаром, «находят их лёгкими». Неужели ошибся «наше всё», вложив в уста своего персонажа: «Они любить умеют только мёртвых»? И этому разучились. В богатейшей русской культуре много достойных имён, но это не повод «оптимизировать» их количество. Не штамповка ведь, штучный товар. И пусть не режет глаз это коммерческое слово, «товар» – то, что участвует в свободном обмене памяти на впечатления, культурных свидетельств на гордость и патриотизм, красоты и духовности на эмоции и чувства сопричастности великой культуре. Это выгодный обмен, в котором обе стороны ничего не теряют, а лишь приумножают культурный капитал.

Вот и «первостепенный из второстепенных» Тютчев, чьё «Умом Россию не понять.» цитируется с высоких трибун от президента России до премьер-министра Японии, на уровне пониже словно бы не котируется. «Без Тютчева нельзя жить», – сказал Лев Толстой, не особо почитавший стихосложение. У него был свой пьедестал: «По моему мнению, Тютчев – первый поэт, потом Лермонтов, потом Пушкин. <.> Тютчев как лирик несравненно глубже Пушкина». «Гениальный, величавый и дитя-старик» – так отозвался Лев Николаевич о Фёдоре Ивановиче, и в этом оксюмороне отразилась вся жизнь поэта. Европейский славянофил, гражданин мира и великодержавник, чиновник и лирик, цензор и поэт, ироничный циник и вдохновенный созерцатель природы – сотканной из противоречий сложной натуры склонное к простой чёрно-белой дуальности общество ему не простило. К Тютчеву по сей день наблюдается насторожённое отношение. Мол, долго жил за границей, полной (романов в том числе) жизнью, был острым на язык, не обойдённым успехом и чинами (тайный советник), – не поэтическая, не неприкаянная биография. Воздавать у нас любят при жизни обойдённым, исстрадавшимся, мученикам. Но заслуженные запоздалые компенсации одним не должны влиять на поддержание памяти о других.

В Мюнхене, в Саду поэтов, памятник Тютчеву с эпитафией «Он служил России в Мюнхене как дипломат, а человечеству – как поэт и философ» соседствует с памятником Гейне. И для памятной доски на доме, где жил поэт, место тоже нашлось. В Овстуге, селе Брянской области, расположился мемориальный историко-литературный музей-заповедник Тютчева и памятник ему. Здесь вообще всё дышит поэзий и кропотливо и заботливо сохраняется память о нём. Не пыльно-музейная – живая, дышащая и одухотворяющая. Есть ещё тютчевский музей-заповедник в Мураново, где поэт не бывал, но имя его там живёт.

И столица не отстаёт. В Москве, в скверике в Армянском переулке, помнят о том, что в здешнем доме Тютчев провёл детство и юность. Об этом напоминает табличка и бюст поэта, а скоро Московский метрополитен пополнится новой, «Тютчевской» станцией. Москва в данном конкретном случае памятлива и щедра, а вот Санкт-Петербург, где поэт прожил почти тридцать лет, почему-то о нём не вспоминает. В Петербурге он служил, любил, писал стихи. Здесь родился его сын и похоронена возлюбленная. Здесь и он обрёл последний покой.

Скупая табличка чёрным по белому на Невском, 42, да могила на Новодевичьем – вот и всё, что помнит о нём город. Но живы пока люди, которые помнят больше. Среди них уникальная Ирина Савельевна Вербловская, в судьбе которой отразился «век минувший» – блокада, эвакуация, сиротство, лагерные мытарства жены «врага народа», реабилитация. Всю жизнь Ирина Савельевна работает экскурсоводом, проводником в историю и культуру великого и многострадального города. Её авторские экскурсии не вычитанные, но прожитые, и равнодушными не оставляют никого. Одна из них – «Тютчев в Петербурге» – прогулка, охватывающая почти весь город и Царское Село. Множество адресов, знаковых мест и воспоминаний хранит Петербург, по которому бродит тень поэта.

Его роман с городом оказался трагичен. Тогдашняя столица, которую он воспевал, – «Глядел я, стоя над Невой, / Как Исаака-великана / Во мгле морозного тумана / Светился купол золотой», – кажется, забыла его. Но Тютчев, которого справедливо называют пророком, предвидел и это:

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.

Нет искр в небесной синеве,
Всё стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.

Во сне ль всё это снится мне,
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?

В доме на Невском, 42, поэт прожил 18 лет. Здесь же написан его знаменитый и самый чувственный «Денисьевский цикл» и сакраментальное «Умом Россию не понять.», известное всему миру. Неужели не найдётся в культурной столице России места для бюста поэту, прославившему Отечество? Так ведь и место есть (аккурат на въезде к его родному дому), и бронзовый бюст готов (скульптор – А.И. Кобилинец, человек неслучайный, автор овстугского памятника поэту и целой серии скульптур, посвящённых ему). Общими усилиями любителей русской словесности, неравнодушных подвижников и меценатов всё готово для возвращения Фёдора Ивановича в буквальном смысле домой. Дело стало лишь за установкой бюста. За пресловутым разрешением, которое не спешит давать город. Может быть, надоумить некому, а может, повода ждут. Так ведь и он не за горами. В 2022-м исполнится 200 лет со дня начала дипломатической службы поэта, а в 2023-м – и самому Фёдору Ивановичу – 220 лет.

«Дайте Тютчеву стрекозу», – по-мандельштамовски может отшутиться город. Значит ли это, что по сей день над Тютчевым будет довлеть проклятье его фамилии – «tutci» – чужой, нездешний, иной? Ещё один чужак в Отечестве? Его последними словами были: «Я исчезаю, исчезаю!..» Неужели и они оказались пророческими и Тютчев исчезнет из культурной памяти города? Небольшой бюст – это даже не памятник, но памяти в нём отлито не меньше.

Живы страницы, крылатые фразы, рифмы, но стираются имена их авторов, лица, судьбы. Не поэту нужны эти посмертные почести, но нам, потомкам. И детям нашим. Бюсты, памятные знаки – это маяки, не дающие сбиться с пути, кануть в забытьё, растеряться и растерять себя в потоке. Ведь мы сотканы из прошлого, прочитанного, увиденного, прожитого. И нет у памяти ранжиров, ведь порой самое незначительное навсегда сопутствует нам, а нечто большое и значимое выветривается.

Много забытых литераторов, ушедших в небытие творцов, так пусть, «перебирая наши даты», Тютчев не пополнит их перечень. А то останется от поэта, а значит, и от культуры в целом недоуменное и разочарованное «тю».

Эмилия Деменцова

Тэги: Эмилия Деменцова
Обсудить в группе Telegram

Эмилия Деменцова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прогулка с Бродским

    11.05.2025
  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS