Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 ноября 2023 г.
Литература

За верный путь во мгле

20 лет назад, в ноябре 2003-го, не стало Юрия Кузнецова

23 ноября 2023

Особость русского восприятия Бога связана и с русской своеобразной подпольностью-потаённостью, достоевской отчасти, и с русскими крайностями: когда работают два полюса – верхний – героизм и творчество, и низовой – разлив нищебродства с неумением устроить банальную бытовую жизнь, будто – манкируем уютной комфортной сердцевиной, обаянием обыденности, всё подвиг давай, или – творческий захлёб…

Особость таковая, прочувствованная самою сердцевиной сердца, алхимической глубиной оной, своеобразно, таинственно и мистически выражалась Ю. Кузнецовым:

Это было на прошлой войне,

Это Богу приснилось во сне,

Это Он среди свиста и воя

На высокой скрижали прочёл:

Не разведчик, а врач перешёл

Через фронт после вечного боя.


Он пошёл по снегам наугад,

И хранил его – белый халат,

Словно свет милосердного Царства.

Он явился в чужой лазарет

И сказал: «Я оттуда, где нет

Ни Креста, ни бинта, ни лекарства….


Бог, приближающийся к людским лодкам: плывущим по жизни; Бог – странный, не бывалый, не церковный; как, отходя от канонов, толковал историю и жизнь Иисуса Кузнецов в сумме сумм своей: цикле евангельских поэм.

Бездна чревата погибелью или спасеньем.

Есть между смертью Христа и Его воскресеньем

Тайных три дня. В мою душу запали они.

Адом и Раем полны эти долгие дни.

Славен Господь! Он взломал колесо возвращений.

Эй, на Земле! Бог летит как стрела. На колени!

Хватит шататься столбом между злом и добром!

Небо есть ключ, а Земля есть замок... Где же Дом?


Так начинается «Сошествие во Ад»: речь кипит здесь, пересыпанная яхонтами и смарагдами откровений, слишком необычных ощущений, онтологических прорывов; речь, пропитанная сказом и сказкой, настоянная на особости дара, как на безвестных, всемогущих травах, дающая цветовой вариант восприятия мира, где каждый оттенок цвета соответствует какому-то оттенку чувств.

Кузнецов всегда соплетал сложные интеллектуальные орнаменты, даже если внешне стих мерцал упоительной ясностью – кристаллами озёрной воды:

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.


Он пошёл в направленье полёта

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.


Свой сказ творил изначально, свой миф, и, понимая, сколь чреват пресловутый прогресс, вовсе не назад в избы звал, но – прорастал предупреждением: быть осторожными с избыточностью технологической игры, ибо:

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.


Познанье, дающееся такой ценой, мало стоит, если стоит вообще хоть чего-то…

Молитва поэта вьётся своеобразно: специфика её связана с пёстрой легендой, с огнём, перевивающим строки кузнецовской метафизикой, включающей глобальное милосердие и поминовение всех:

На голом острове

растёт чертополох.

Когда-то старцы жили там –

остался вздох.


Как прежде, молится сей вздох

сквозь дождь и снег:

– Ты в небесех – мы во гресех –

помилуй всех!


Слова Кузнецова – крупны, их подбор подтверждает вещее право поэта заглядывать в запредельности – двух бездн – и световой, любовью простёртой над нами, и полной тьмы, что, выплёскиваясь в нас, нас же уродует.

От световой вертикали идя, Кузнецов работал своим стихом на осветление человеческой сути – сложнейшая алхимия!

 …и Христос будет…идущий босым по снегам, пригибаем крестом, сбитым из берёзовых досок, пластов благоухающей древесины: будет: коль и родился… в Вифлееме, конечно, а – будто в русской деревне, ибо зачин поэм Кузнецова звучит, переливаясь серебром небес, так:

Памятью детства навеяна эта поэма.

Встань и сияй надо мною, звезда Вифлеема!

Знаменьем крестным окстил я бумагу. Пора!

Бездна прозрачна. Нечистые, прочь от пера!


Всё началось со свободы у древа познанья

И покатилось, поехало в даль без названья.

Всё пошатнулось, а может, идёт напролом

В рваном и вечном тумане меж злом и добром,

Пень да колода, и всё ещё падает в ноги

Мёртвое яблоко с голосом: будем как боги!

Эй, на земле, где кусает свой хвост василиск!

Славен Господь! Он пошёл на Божественный риск.


Необычность словосочетания обжигает сознание: Божественный риск!

Неужели возможно?

Но поэт, заглядывавший в беспредельность, знает – именно так.

…плач казачий раздаётся:

Мои волосы Богом сосчитаны,

Мои годы кукушка сочла,

Моя слава легла под копытами,

Мою голову сабля снесла.


Только вспомнил, как матушка молвила

На прощанье: «Себя береги!»,

Во всё небо ударила молния,

До сих пор я не вижу ни зги.


Лихости нет: сложное сочетания отчаяния и кротости просматривается, сплетены волокна тугих чувств, и песнь чиста, как свежий мёд, и горька – как хина отчаяния, которой каждому придётся отведать в жизни…

Онтология отчаяния вообще была изрядно изучена Кузнецовым:

Ибо отчаянием звучит:

Я пил из черепа отца

За правду на земле,

За сказку русского лица

И верный путь во мгле.


Вставали солнце и луна

И чокались со мной.

И повторял я имена,

Забытые землёй.


Отчаянием – но и преодолением оного: неистовством этого преодоления, вибрирующим злостью будущего прорыва, неуспокоенностью – с отметиной вечности, но и – счастьем бытования на земле.

Ведь и злость, и отчаяние свидетельствуют о жизни, о продолжение её, о необходимость солнечного света: по-разному преломляющегося в человечестве, в том числе – через высоты поэзии, какие брал, навсегда оставшись, Юрий Кузнецов.

Тэги: Дата
Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS