Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 08 июля 2022 г.
Стихи

«Когда строка берет за горло»

Онтологический аспект поэзии Олега РЯБОВА. Исследование Александра БАЛТИНА.

08 июля 2022

Слово, исследующее реальность при помощи поэтического инструментария, обретает иной вес, нежели слово обыденности; и зажигающиеся переливы смыслов позволяют соотнести свой, читательский опыт с поэтическими построениями, нечто добавив к собственному:

 

Чтобы глаза не выхлестали ветки,

Иду, почти смыкая напрочь веки,

Иду на ощупь или наугад,


Бреду, уже мечтая о ночлеге,

Своей судьбы погонщик или пленник,

Не чувствуя: дождь, град или пурга.

 

Интересно совмещая лирический и метафизический планы, О.Рябов демонстрирует хороший максимализм: просвеченный сущностью бытия:

 

Освоив междометья и артикли,

Мы к чужеродству так и не привыкли.

Я не привык и все мои друзья –

Размазывать оскомину по небу.

Оставшись гордецом, мальчишкой, снобом,

Не поверну, не возвращусь назад.

 

И четкая декларация необходимости собственного, единственного пути впечатляет:

 

Ну что такое: быть одним из многих

И не иметь своей судьбы, дороги?

Не сомневаюсь – я пошел не зря.

 

Поэт исследует феномен поэтической речи, обращаясь к собственному опыту, фильтруя его, чтобы получить золотой песок правды и озерную воду образа:

 

Ты сам не сможешь оценить

Тобою свитое пространство,

Ты лишь нанизывал на нить

Бег времени и постоянство,

Пока ты с небом говорил,

Не ты, увы, – оно решало

Дать иль не дать тебе тех сил,

Которых вечно мало, мало.

 

Возможность разговора с небом: или – выключение из круговращения сует и пестрого мелькания соблазнов – есть высокое право поэта: право, умножаемое на долг, порою берущий за горло.

Пронзительно Рябов исследует феномен власти: и – взаимоотношения слова поэтического, могущего – в потенции – стать пророческим – и косной силы тех, кто назначен был носителем властных регалий:

 

Когда строка берет за горло,

И плакать легче, чем кричать

Не поступи с собою подло,

Власть продолжая величать.


Они назначены – и только!

Они рабы своей судьбы.

Ты тоже б смог, да что в том толку,

Когда тебе пророком быть.

 

Над поэтом раскрываются экзистенциальные бездны, чтобы, бушуя различными оттенками смыслов, вливаться в недра его души, готовой ко всякой боли, лишь бы обогащала стих…

Стих Рябова густ, как свежий мед и пронзителен одновременно; он продут хорошим онтологическим ветром, не допускающим чепухи.

Поэт легко оперирует пластами времени, и, совмещая фантастически далекое былое с отблеском современности, уверенно глаголит:

 

А, Дедал – он мой друг, он – мастер.

Он придумал летучие крылья,

Он натер их воском, покрасил,

Наделил их мускульной силой.

И летал он с Икаром, с сыном…

Вот сидим мы – седой он, старый,

Вспоминает, как в небе синем

Потерял он сына Икара.

 

В это верится легко – поскольку мускульной силой обладает и поэзия Рябова, и ей присущи – натертые воском мысли, и покрашенные в тона радуги – крылья: что поднимают выше и выше, дабы соответствовать бесконечной световой вертикали.

…стихотворение развернется дальше, касаясь античных имён так, будто ближе их в современности нет никого.

Что ж – она вообще условна: современность: скажи «сейчас», и ты уже в грядущем; и поэзия из наивернейших и величественных способов удержать то, что удержать физическим процессом жизни невозможно.

…вот строка разгоняется до максимального предела: чтобы плотнее вместить оттенки ощущений, связанных с театральным делом, с альфой актерства:

 

Аплодисменты, шурша о стены, ползут по залу,

Поклон последний, артист усталый – в столбе софита.

Но вдруг покажется на миг, что сделал мало,

А «бис» провисший, он – не ему, а так, для свиты!

 

Здесь и сомнения, и плеск оттенков оного, и многое завязывается в узел: тугой, психологический.

Рябов фиксирует различные моменты бытия, и стих его виртуозно совмещает воздушность полёта, парения, и земную конкретику…

Яблоки моментов бытия, которые можно взять в руку при необходимости.

Раскрывается чудо леса, увиденного под метафизическим углом, и метафоры, вспыхивающие разноцветными фонариками, дарят пространству своеобразную красоту:

 

Еловой шишки нераскрывшийся бутон,

Как чешуею рыбьей оплетен.



Вот – муравья-друида Эверест,

Его предназначение и крест.



Неспешна комариная возня:

Они как дома у себя в сенях.

 

Поэзия Рябова онтологична: связана с тою мерой постижения бытия, когда тайны остаются тайнами, но, увиденные оком поэта, расцветают лепестками своеобразных открытий…

…времена года у каждого свои: поэт трактует их через своеобразие образной системы, введённой в реальность, и то, как истолковывается, скажем, зима Рябовым, отражается в зеркалах вечности оригинальностью эпитетов и уплотнённостью поэтического строя речи:

 

В Семенове с сосулек капало,

А ночью снова холодало:

Зима своей мохнатой лапою

Из леса стужу нагоняла.

С утра затапливались печки,

Дымки над трубами торчали,

И чудилось, что бесконечна

Зима с морозными ночами.

 

Здесь – домашнее, привычное сочетается с неожиданностью «мохнатой лапы», сильно врезающейся в сознанье, и вызывающей ассоциации и с курчавым инеем, и с убелённым лесным простором, чарами зимы превращённым в чудо.

…кот, становящийся персонажем стихотворения, словно войдёт к вам в душу, и как роскошно увидено небо! колокол, звучащий в бездне, касается мира ощущений, и – вектора воображения:

 

Но вот на мартовское солнышко

Выходит греться кот – он жмурится,

И бирюзой небесный колокол

Накрыл и двор, и нашу улицу.

 

Поэт словно запускает свои часы, изобретает собственное время, не довольствуясь лентами проносящегося, общего.

Плазма жизни густо пропитывает субстанцию поэзии поэта, и любые проявления её даны сочно:

 

Дарил цветы и на свиданья

Я приглашал прекрасных дам.

Там были ручек целованья,

Горели щеки со стыда

При неприличных комплиментах,

Там были вздохи и мечты,

И были тонкие моменты,

И ощущенье пустоты.

 

В букет собираются: очарование, разочарование, шаровая естественность будничности, и – ощущение праздника…

Праздничное видеть в каждом моменте – это ли не великий дар, и О. Рябов щедро делиться им: даже сквозь вспышки пустоты, что логична в человеческом космосе; но и они важны, и их можно превратить в поэтическое действо…

Вывод, к которому подводит поэт, свидетельствует о векторе жизненного поведения, определяющем человеческую реальность:

 

Они прошли, все дамы, мимо,

И потому я, верно, жив,

Что называл своей любимой

Свою жену, а не чужих.

 

Что ж: верность даёт силу, в том числе – побеждать обстоятельства.

Весомость верности значительна, ибо люди проживают как бы одну жизнь, бесконечно обогащая друг друга…

Образ матери, проступающий сквозь контуры болезни, сильно высветлен поэтическим словом: отчаяние одиночества вибрирует в стихах: и те, кто прошёл через уход мамы, мамочки…сожмутся внутренне, ответствуя горем – горю, состраданием на плач «Болезни»

 

Мамочка, согрей меня –

Я опять болею!

Тополь, листьями гремя,

За окном белеет.



Я укрылся под тремя,

Но не помогает.

Мамочка, согрей меня,

Мамочка, родная.

 

--------------------

 

Мамочка, прошу – согрей,

Пусть не в этом мире!

…Ночь жирует во дворе,

Ночь в пустой квартире.

 

Увы, мир часто дает ощущение сплошной, тотальной, затягивающей в себя ночи, и, обращаясь к мамочке, взрослый, становящийся с ребёнком, стремится преодолеть ее…

Сквозная интонация стихотворения проходит по сердцу острым, как биссектриса, ощущением бытия…

Расцветает метафизическим цветком обращение к Богородице: и стихотворение «Казанская» отливает и высокой печалью, и…не менее высоким правом поэта обратиться именно так:

 

Что ты так печальна, Богородица?

Складочки на тонкой переносице,

 

А в глазах — не радость, а мучение.

Знала Ты Его предназначение!



Знала Ты, что сбудутся пророчества:

Крестный путь

в безмолвном одиночестве,

Горечь славы и непонимания,

Через страсти — вечное признание.

 

Вечное признание опускается прозрачным пологом на мир…сколь меняя его?

Остается прежним.

Стихи, однако, увеличивают меру гармонии в оном, и добавляют красоты в дисгармоничность обыденных ритмов…

…Богородица, вечная защитница угнетённых, вечная печальница – слышишь ли ты одинокое сердце поэта, взывающее к тебе?

Кажется, знавшая путь сына, слышит…

Печаль Богородицы – от высот: постижимых ли?

Но печаль эта – светлого порядка, и той силы, которая поможет другим избегнуть кривых шагов и ложных мыслей:

 

Будут храмы возводиться

Твоим именем,

В них –гореть лампады негасимые.

Но печаль в глазах твоих проносится,

И грустишь Ты, Мама – Богородица.

 

Порой в стихах поэта проступает полюс безнадежности: так покажется:

 

Так остался неразгаданным

Грустный нашей жизни ребус,

Будь что будет: рай ли, ад ли –нам

Все равно конец нелепый.

 

Хотя, вглядываясь в рисунок строк, вчитываясь в них, понимаешь, что «Будь что будет…» – по отношению к своей жизни есть вариант высокого стоицизма, ничего общего не имеющего, с – а! махну рукой на все…

Криком, вздымающимся ввысь, взлетает скорбное стихотворение:

 

Родины любовь

Легка и ненадежна.

Родины любовь –

Всегда по бездорожью.

Вся из ям она,

Или конь ослеп?

Ну хотя б луна –

Хоть какой-то свет.

А пойдешь пешком –

Так фонарь разбит,

Да от мужиков

Всех вином разит.

 

И правота этого крика остро вонзается в сознание: всё так, и увиденное поэтом дано шероховатой, наждачной правдой…

…Родины любовь – словно доски, которые придётся полировать собственными судьбами и жизнями, но…есть, что есть.

Необходимость мириться с данностью диктует дискурс стоицизма, не раз демонстрируемый поэтом в суммах созвучий.

…возникает мультикультурность, и лёгкая песенка – из недр англо-саксонского мира разносится над пространством:

 

Налей нам кружки пополней –

Мы не боимся суеверий

И при такой большой волне

С утра уходим в море, Мэри.



Налей нам пинту про запас,

Чтоб захлебнулись в глотку двери.

Ведь только мы, никто за нас

Не выпьет в этом мире, Мэpи.

 

Тут уж вспыхивает лихость отчаяния: и волшебные огни её переливаются многими оттенками мировосприятия.

Резкие зигзаги скал союзны с фиолетовыми тонами предчувствия, мускульная сила строк подтверждает оное:

 

Сталистость Финского залива –

Предчувствие предгрозовое.

 

Но даль, свидетельствующая о величии пространства, остаётся спокойной, как спокоен поэт, творящий свое полотно:

 

В преддверье скорого ненастья:

Тумана, снега или льда,

Как пульс у спящего в запястье,

Спокойна над заливом даль.

 

Даль и определяет строй поэзии Рябова: великолепная, вечно манящая, таинственная.

…различные техники словесной живопись использует Рябов: густо ложатся масляные мазки, плавно возникают акварельные разводы.

А вот – резкая четкость гравюры входит в действительность:

 

Наутро снегом контур веток

Был выверен, как первый оттиск

Гравюры.

 

Ювелирна точность словесной работы.

Картины детства возникают: послевоенное, усложняется оно – и предстоящим ощущением вины, и…метафизической тайной, которую не разгадать:

 

Когда еще играл я в прятки

И стыла в жилах боль войны,

Не знали мы такой вины:

Что не вернулись в сорок пятом

Отцы и братья-пацаны,

А матери вокруг – солдатки.

 

Будущее проступает разными контурами, но будущее для поэзии менее интересно, нежели вечность…

Поэт постепенно созидает свой манускрипт, и, существуя в реальности, он подразумевает грядущее прочтение: именно вечностью…

 

Александр БАЛТИН


Тэги: Поэзия Спецформат Критика Литературоведение Олег Рябов Исследование
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Клуб молодых

    1826 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS