Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 26 октября 2022 г.

«Раскаты грома слышатся в крови»

О том, как Юрий КУЗНЕЦОВ разрывался между миром и Богом, размышляет Анна ЛЕКСИНА.

26 октября 2022

Одной из величайших проблем русской цивилизации, вдохновлявшей на переосмысление смысла жизни каждого человека, издавна выступала проблема связи между миром земным, заставляющим человека в поте лица добывать хлеб насущный, и Царствием Небесным, идеальным божественным и спасительным пристанищем для взыскующих его.

В поэтическом мире Юрия Кузнецова эта проблема присутствует всегда: трагическое переосмысление поэтом идеального состояния неразорванной связи между человеком и Богом под влиянием текущей ситуации трансформирует этот идеал в его противоположность, разрыв взаимодействия этих двух миров, приводящий к опустошённости человека, не имеющего в душе никаких высших идеалов, отказу от устремленности к Богу и миру священных заветов.

В стихотворении «Полюбите живого Христа» Кузнецов не просто обличает формальную неживую веру фарисеев:

 

Ваша вера суха и темна,

И хромает она.

Костыли, а не крылья у вас,

Вы разрыв, а не связь.

 

Поэт еще и обозначает тот единственно верный путь, благодаря которому эту связь можно восстановить: этот путь неотделим от единения с природой, в которой все и во всем – Бог:

 

Так откройтесь дыханью куста,

Содроганью зарниц

И услышите голос Христа,

А не шорох страниц.

 

Поскольку каждый человек в этом мире – плоть от плоти и кровь от крови Бога, ибо сотворены люди по образу и подобию Бога-творца, Кузнецов предлагает свое ви`дение преодоления разрыва связи между человеком и Богом, переродиться и пройти путем зерна для того, чтобы стать ближе к Богу:

 

Заклятие в горах

 

Когда до Бога не дойдет мой голос

И рухнет вниз с уступа на уступ,

Тогда пускай в зерно вернется колос

И в желудь снова превратится дуб.

 

Иному человечеству приснится,

Как вдаль бредет мой распростертый труп –

А на одной руке растет пшеница,

А на другой – шумит могучий дуб.


В стихотворении «Муха» Кузнецов дает и еще одно четкое указание на то, что провоцирует разрыв между человеком и Богом, и в этом указании уже более явной становится религиозная трактовка проблемы, появляется объект, против которого нужно бороться, чтобы связь была восстановлена:


Я сражалась с оконным стеклом,

Ты сражался с невидимым злом,

Что стоит между миром и Богом...

– Улетай, – говорю, – коли так. –

И разжал молодецкий кулак... –

Ты поведала слишком о многом.

 

Итак, в художественном мире Юрия Кузнецова появляется мотив борьбы с невидимым злом, в которой человек чаще всего проигрывает, но уйти от таких битв невозможно, поскольку именно через участие в них человек и может соприкоснуться с Богом, пусть даже ценой своей гибели и самоотречения.

В стихотворении «Невидимая точка» поэт показывает, что такой выбор даёт возможность восстановить связь между человеком и Богом, даже если мир, окружающий человека, оказался иллюзорным:

 

Я надевал счастливую сорочку,

Скитаясь между солнцем и луной,

И все глядел в невидимую точку –

Она всегда была передо мной.

 

Не засекли ее радары мира,

Не расклевало злое воронье,

Все пули мира пролетали мимо,

И только взгляд мой западал в нее.

 

Я износил счастливую сорочку,

Я проглядел чужое и свое.

И все смотрел в невидимую точку,

Покамест мир не сдвинулся с нее.

 

Смешалось все и стало бесполезно.

Я растерял чужое и свое.

В незримой точке зазияла бездна –

Огонь наружу вышел из нее.

 

И был мне голос. Он как гром раздался:

«– Войди в огонь! Не бойся ничего!»

– А что же с миром? «– Он тебе казался.

Меня ты созерцал, а не его...»

 

И я вошел в огонь, и я восславил

Того, Кто был всегда передо мной.

А пепел свой я навсегда оставил

Скитаться между солнцем и луной.

 

Показателен момент отделения мира от Бога, когда «смешалось все и стало бесполезно», а подобный разрыв активизирует еще один важный мотив, мотив очищения огнем, нередко встречающийся в художественном мире Юрия Кузнецова. Этот мотив отсылает к древней символической функции огня, включающей как очистительную, так и созидательную семантическую составляющую, приводящую к возрождению из пепла, зарождению Вселенной из незримой огненной точки, содержащей ту божественную мудрость, которая предвосхищает и создание мира, и появление в нем человека.

Юрий Кузнецов, как поэт деятельно-активный, не ограничивается вышеназванными возможностями восстановления утраченной связи, он ощущает потребность в постоянных боях за победу над невидимым злом. Очень ярко это представлено в стихотворении «Портрет учителя». Кузнецов показывает путь восстановления разорванной связи в образах трёх вечных войн:


Три битвы, три войны идут от века.

Одна идет, сокрыта тишиной,

Между свободной волей человека

И первородно-личною виной.

Вторая битва меж добром и злом,

Она шумит по всем земным дорогам.

А третья, между дьяволом и Богом,

Она гремит на небе голубом.

В душе и рядом бьется тьма со светом,

И первый крик младенца, он об этом.

Раскаты грома слышатся в крови,

Но говорю вам: истина в любви.

 

Поэту ясно, что божественные истины не даются без боя, прежде всего, боя со своим собственным несовершенством, с невидимым злом в себе.

Однако, как и во всех ситуациях бывают две стороны медали, в трактовке Кузнецовым этого состояния возникает и другая характеристика данной проблемы. Так, в стихотворении «Пузыри» мир воспринимается Кузнецовым и отстраненно, отвергая ценности пустых, надуманных истин, и философски, поскольку поэты и дети воспринимают мир совсем по-другому, давая волю фантазии и воображению:

 

Мир звенит пустыми пузырями

Праздных грез и дутого стекла,

Мыльными мгновенными шарами,

Что пускают слава и хвала.

 

Наложи печати и запреты,

Только ничего не говори,

Потому что дети и поэты

Всё же верят в эти пузыри.

 

Разрывы между миром, человеком и Богом в художественном мире Кузнецова могут преодолеваться именно поэтами, хранящими слово не только своей эпохи, но и, прежде всего, упрочивающими связь с миром предков, с их ценностями и заветами. В одной из частей «Сталинградской хроники» связист Путилов соединяет разорванную связь между мирами ценой своей жизни, Кузнецов тут же проводит параллели и с поэтическим призванием, ведь каждый поэт – хранитель единства между мирами, особенно, если он сам к этому стремится:

 

Кто натянет тот провод на лиру,

Чтоб воспеть славу этому миру?..

Был бы я благодарен судьбе,

Если б вольною волей поэта

Я сумел два разорванных света:

Тот и этот; замкнуть на себе.

 

Судьба и предназначение поэта – отдать всего себя: жизнь, мысли, дух и плоть, пожертвовать собой за сохранение истины. На нем лежит ответственность даже в смутные времена донести её до потомков, трудиться над прояснением Божественного глагола. Заплатить за это всем, что у него есть, своей неприкаянностью среди современников – своим «распростертым трупом», который «иному человечеству приснится». Именно в такой высшей мере ответствен Поэт перед Богом за тех, кто сегодня не в силах сам понять и прочувствовать смысл этих истин.

   

Анна ЛЕКСИНА, к. филол. н., доцент, г. Коломна


Тэги: Память ЛГ Online Русская литература Классика Юрий Кузнецов МИР Бог
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • 46 звёзд на фюзеляже

    21.06.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Романовы были русскими

    263 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS