Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 28 ноября 2022 г.
Рецензия Обзор

Зерна человечности в лодке осени

О 115-ом выпуске литературного тематического журнала «Гостиная» рассказывает Владислав КИТИК.

28 ноября 2022

Оставаясь барометром современного литературного процесса, 115-й выпуск литературного тематического журнала «Гостиная» (выходит в США с 1995 года) настроен на ощущения аспекта осени, описанного поговоркой «Осенью человек добреет». Поэтому в представленных произведениях, как спелые зерна, рассыпаны апелляции к разным проявлениям человечности, часто неожиданным. Нечаянность их появления у персонажей усиливает внимание к сюжетным нюансам, расширяет диапазон оттенков и награждает взыскательного читателя встречей с сокровенным художественным словом.

Авторы подборки, названной «В лодке осени», избегают прямых указаний, выпуклости идеи и, сохраняя сдержанную манеру изложения, деликатно не стремятся к доказательности своей позиции. Но, судя по затаенной глубине высказываний, пишут о пережитом, и полно внять им можно только на волне сопереживания.

Обилие материала ограничивает в желании сделать полный обзор. Но сохраняет возможность обозначить болевые точки предъявленной этики человеколюбия.

Так, нравственная пружина рассказа Ивана Каткова «Пассажир» раскручивается вокруг приглашенного в дом случайного попутчика, которому «просто… нужно помочь». В свою очередь, и гость, несмотря на то, что доставляет неудобства, располагает непосредственностью, становится нужным.

Признанный авторитет живописи, раненый жалостью и отцовской жертвенной заботой об увечном сыне, ставит свою подпись под его бездарными работами, чтобы продажа этих картин спасла того от безденежья (рассказ Елены Колмовской «Старый художник»).

В заключительной фразе обретает разгадку вроде бы затрапезная история про очерствевшего душой алкаша Олега с его единственной бедой, «где выпивки достать?». (Рассказ Виктора Самуйлова «Сапожки»). Оставив его фоновым персонажем, гуманное ядро рассказа концентрируется на случайно встреченной бабе Мане с ее серой жизнью, примитивной, но искренней сердечностью, с ее жалостью к дочери, спившейся от одиночества.

Нежданно к бабе Мане вновь попадает ее полушалок. И возникает экспрессия дрожащей слезы: подаренный ей еще в молодости мужем, этот платок теперь «в сердечко торкнулся».

Еще более щемит заложенная в тексте догадка, что опустившийся выпивоха – бывший ухажер ее дочери, а выросший внук – его сын. Закольцовывает сюжет понимание, что это его детские сапожки завтра отнесет Олег торговке. А баба Маня их наверняка узнает и выкупит за сваренный ею самогон. Так эмоционально подтверждается мысль, что в мире ничего не исчезает и все возвращается. И свершается незримый нравственный труд человеческой любви.

Редкий, почти нереальный случай пожизненной верности первому пробужденному чувству превратила в образ трогательной памяти Марианна Рейбо. (Рассказ «Грифельная дощечка»).

Динамика соотношения человека в миру и его творческой ипостаси находит свое осмысление у Евгения Эрастова. Обычно оценивают созидательность произведения, отстраняясь от интереса к личности автора. Стихи, написанные неким Бибиковым, в рассказе «Забытая рукопись» намного переживают самого поэта, для которого прыжок из окна шестого этажа становится последним полетом.

Глазами женщины «он никогда никого и ничего не любил, кроме стихов». Но – «как человек он был гораздо шире своих стихов».

Так что важнее: креативный итог, измеренный несколькими публикациями, или то, что поэт и в предполагаемом будущем не виделся «ни пошлым коммерческим издателем, ни писателем-пройдохой, ловким получателем… междоусобных премий и грантов, ни членом всяких всеевропейских и прочих фондов… ни книжным спекулянтом-барахольщиком»?

Похожую тему, но усиленную психологическим конфликтом, поднимает Александр Евсюков в рассказе «Лодка Саныча». С первых строк автор сталкивает взгляды старого стихотворца Саныча, несущего занозу душевной боли, с неоформившимися представлениями о жизни первокурсника Литинститута. Один полон иллюзий, другой выжал из себя живительные соки надежд, но утвердился в личной морали, что ценит не столько литературную известность, сколько глубинное выражение себя через слово. По его выражению: «Перо должно колоть в самое сердце».

В итоге неудобный, неуживчивый Саныч, который ожесточенно «гнул свою линию», который через годы тащил в литературу багаж своего опыта, который вопреки подозрениям оказался честен, вызывает уважение как человек-стимулятор. Как пример индивидуальности, выстарадавшей себя своим непризнанным творчеством.

Курс «Лодки осени» продолжается в опубликованных фрагментах главы «Ого, Гюго! Уродство, спасающее красоту» из книги Марины Кудимовой «Кумар долбящий и созависимость. Трезвение и литература». Согласно ее исследованию в символике Гюго человек «часто является далеко не основным вектором сюжета». И все же ему придается значение быть камнем в строении Собора («Собор Парижской богоматери»), который французский писатель наделил «чертами живого существа». И более того – камнем в строении мироздания.

Особой актуальности анализу произведения придает его сходство с великой «сменой вех», вновь наблюдаемой сегодня. А символами уходящего времени становится «урод, любящий красоту, и священник, любящий тайну».

Обзор стихотворной страницы «Гостиной» продолжает Елена Севрюгина в рубрике «Книжная полка». Словно слышен ее голос: «Смотрите! Смотрите! А вы и не заметили?» И демонстрирует на примере одного стихотворения Романа Смирнова «Хорошо ходить по огороду», как автор делегирует знаковые культурные коды импульсам подсознания. И как соотносится контекст его стихотворения с личностью поэта и «отведенной ей особой ролью в общей духовной истории человечества».

В книге «открывателя души предметов» Сергея Пагына «Просто жизнь» Елена показывает «путь, который он прокладывает между земными деталями и явлениями высшего порядка».

Определив поэзию Ксении Август как милосердную, Севрюгина повышает читательский интерес к этой замечательной калининградской поэтессе, известной по сборникам «Преображение» и «Солнечный бумеранг». Помимо технического мастерства, Ксения достигла «высокого звучания ключевых тем» и гармонично соединила в своем художественном сознании «человеческое, природное и поэтическое» начала.            

О книге Галины Булатовой «Я, Бог, любовь и око: стихи, рассказы, эссе» мы через рецензента узнаем, что на ее страницах автору доступно переложить «языческую самобытность» на современный лад, превратив «стихи в поэтический эпос».

…Закрыл страницу «Гостиной». И подумалось, как для нынешнего цифрового времени, когда скрываемые внутренние конфликты приводят к внешней разобщенности, спасительно творчество. Человеческое в человеке становится уже не просто движителем повествования, но – эволюции. Зерна гуманности, как в сложенных ладонях, вспыхивают «В лодке осени».

«Мы все в этой лодке…», – подчеркивает это концептуальное направление во вступительном слове редактор «Гостиной» Вера Зубарева, ибо не пристало людям остаться «в объятьях чуждого, смертельного, бесчеловечного, посягнувшего на душу и любовь».

 

Владислав КИТИК


Тэги: Спецформат Журнал Гостиная
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Голос партии, голос демократии

    04.11.2024
  • Культура – это отбор

    21.03.2024
  • Секрет успеха

    17.03.2024
  • Смыслы скрытые и явленные

    29.02.2024
  • «Нева» осиротела

    14.02.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS