Повесть Константина Леонтьева на сцене театра «ГЛАС»
Исполнилось 75 лет художественному руководителю Русского духовного театра «ГЛАС», заслуженному деятелю искусств РФ Никите Сергеевичу Астахову. Это повод поговорить с юбиляром, конечно же, о… любимой работе.
– У театра «ГЛАС» большой репертуар, каким бы своим спектаклем вы бы хотели отметить свой юбилей?
Никита Астахов
– Все спектакли как твои дети. Рождаются в муках, взрослеют и мужают во времени. Так, как это происходит в творческом пространстве (хотя и во плоти), то это ближе к детям души, «Дитя души» – на востоке значит воспитанник, дитя, не телом рождённое, а душой принятое; по душе признанное, а не по плоти», и потому предметом нашего разговора может быть одна из последних премьер театра, спектакль «Дитя души» по одноимённой повести великого религиозного писателя Константина Леонтьева. «Дитя души» стал программным спектаклем театра.
– Вы глубоко погрузились в загадочный и малопознанный до сих пор леонтьевский мир. Каков он? Какие мысли и чувства вызывает?
– Леонтьевский мир – религиозный мир. В «Дитя души» автором (театром тоже) исследуется духовный мир религиозного героя. Религиозная линия героя повести по имени Пéтро невольно наталкивает на мысль о герое XXI века – каким ему быть? Если в период Гражданской войны героями были: Чапаев, Будённый, Павка Корчагин, перед Отечественной войной – Чкалов, Стаханов, Паша Ангелина, в Великую Отечественную – Маресьев, Матросов, Гастелло, Космодемьянская, то в последние коммунистические годы (когда система стала вырождаться) появились придуманные герои-правдолюбцы, такие как коммунист-бригадир Потапов из пьесы А. Гельмана «Премия», хорошие партийцы из пьес А. Салынского «Мария», «Сталевары» Г. Бокарева, «Человек со стороны» И. Дворецкого и др.
Я хорошо помню, как в последние годы советской власти без конца велись совещания на тему (мы тогда работали в «Москонцерте»): «Какой он – современный герой?». Руководство страны, общественность искали этого героя и… никак не могли найти. Возникали своего рода поделки в виде «произведений искусства»: может быть, их «герои» и не совершали в жизни описываемые в тех пьесах и романах поступки, но надо было обязательно создать «ореол» вокруг человека, чтобы людям было кому подражать. Таковой была установка сверху. В принципе правильная установка. Однако всё трудней и трудней становилось её осуществлять. Создаваемые «герои» входили в откровенное противоречие с реалиями жизни…
Сегодня многие умы не только в стране, в мире тоже заняты поисками: каким же должен быть современный герой, герой XXI века? Предлагаются супермены, киллеры, секс-символы, рубахи-парни, даже – антигерои… Все они вроде борются за справедливость, но при этом не гнушаются всякого рода провокациями, вплоть до убийств… Какой же это тогда герой, если он убивает людей?!
Но герой в обществе должен быть, нужен этот положительный пример, которому можно подражать. Обществу никак нельзя без героя.
В нашем разговоре принимает участие директор театра «ГЛАС», соратник и супруга Астахова, заслуженная артистка РФ Т.Г. Белевич.
Татьяна Белевич
– Повесть Константина Леонтьева привлекла театр христианским мировоззрением. Нам было интересно то, что повесть насыщена сюжетной и действенной многослойностью, что в ней нет прямого назидательного повествования: так жить хорошо, а этак плохо. Евангелия состоят из притч, Господь говорил притчами, и это было понятно для людей – «Притча о виноградаре», «Притча о блудном сыне»… Такие вот истории. Так и в спектакле «Дитя души» линия главного героя составляет череду историй и случаев. Причём таких, которые случаются в жизни каждого человека: искушения, ошибки, радости... И всё это на примере одного человека, который встречается с разными людьми. Причём людьми не только православными, но и из других конфессий и сословий общества. Вот это-то и интересно, потому что ты узнаёшь себя во всех этих людях: ведь и ты аналогично поступаешь, поступившись когда-то чем-то. Так, например, герой повести Леонтьева обещал построить дом своим приёмным родителям, но потом вдруг возникают ситуации, когда можно это не делать, а можно просто обогатиться самому. И герой решает: ладно, они (родители) привыкли бедно жить, подождут ещё. Как часто мы сами себя оправдываем, успокаиваем и поступаем вопреки необходимости.
Для нас, как постановщиков, такие ситуации очень интересны, потому что в них, как говорится, «душа наизнанку выворачивается» – в этих простых, житейских вещах.
Беседу вёл Юрий Шилов
Факт
Творчество незаслуженно обойдённого вниманием читателей и зрителей самобытного литератора XIX века Константина Леонтьева, которому дал «путёвку в жизнь» И.С. Тургенев, а в зрелые годы поддержал Л.Н. Толстой, обрело (впервые!) жизнь на сцене, и именно театра «ГЛАС».