Слово «Наири», на слух давно ставшее армянским, а по этимологии восходящее к ассирийским корням, прочно укрепилось и используется в армянском языке с незапамятных времён, которые ведут нас в самую глубь истории.
Несмотря на то что слово «Наири» как топоним до наших дней не сохранилось, оно широко используется как поэтическое название Армении. Вспомним «Страну Наири» Егише Чаренца и патриотический цикл стихов «Страна Наири» Ваана Терьяна, в которых авторы, идеализируя светлый образ родины, называют её страной «Наири». Известным писателем Вардгесом Петросяном была основана культурно-общественно-политическая газета «Еркир Наири», первый номер которой вышел в свет 4 февраля 1994 года... Не перечесть всех произведений армянской литературы и искусства, где «Армения» называется словом «Наири» – словом, выражающим не только любовь к древней стране, но и несущим в себе историческую судьбу народа, его память и веру.
В Армении ныне весьма популярны имена Наири и Наируи, что тоже говорит о живучести слова. Не будем забывать и о коньяке «Наири», который давно стал брендом.
Откуда берёт начало это столь благозвучное слово, ставшее таким родным для сердца каждого армянина? Обратимся к истории.
Топоним «Наири» в первый раз упоминается в текстах ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (XIII в. до н.э.), которому противостояли предводители «43 стран» Наири (в ассирийских источниках они названы «царями»). Топоним «Наири» восходит к ассирийскому «нару» – река и может быть истолкован как «страна рек», каковой является Армения, расположенная у истоков Тигра и Евфрата.
Через полтора столетия после Тукульти-Нинурта I «страны» Наири упоминаются в надписях Тиглатпаласара I (XII–XI вв. до Р. Х.), который называет Наири «обширной, не признающей господства и незнакомой страной». В некоторых первоисточниках Тиглатпаласара I упоминаются 60 и 30 «царей». В дошедшей до наших дней клинописи говорится о том, как Тиглатпаласар I достиг области Маназкерт на северном берегу озера Ван и в память об одержанной победе оставил надпись.
Клинописные источники ассирийского царя Ашшурнасирапала II (883–859 гг. до н.э.) рассказывают о четырёх крупных походах, которые он предпринял против Наири. Причём, если предшественники Ашшурнасирапала II всегда говорят о «союзе» нескольких стран Наири, то в одной части первоисточника Ашшурнасирапала говорится о «странах» Наири, а в другой части Наири представлена как единое государство. Ассирийские цари упоминают «великие города» Наири, «их богатство», «их многочисленные табуны коней и мулов, стада тельцов и их несметное земледельческое имущество». Все эти упоминания говорят о мощи и богатстве страны, которыми она обладала в тот период.
Исследование источников показывает, что в территорию, объединённую под названием Наири, входят бассейн озера Ван («Верхнее море», или «Море страны Наири») и области, расположенные к юго-западу от Вана, где существовало множество государственных образований, объединённых на конфедеративной основе (в клинописных источниках они названы «странами»). Одно из наиболее распространённых определений территориальной протяжённости Наири – это выражение «от Тумме до Дайаене», то есть от южных границ бассейна оз. Урмия до территории Тайка.
«Страны Наири» упоминаются также в клинописных источниках Адад-Нерари II (911–891 гг. до Р. Х.) и Тукульти-Нинурта II (890–884 гг. до Р. Х.).
Как единая страна Наири упоминается в надписях Салманасара III (859–824 гг. до Р. Х.), преемника Ашшурнасирапала.
Вместо топонима «Страна Наири», который упоминается с XIII в. до Р. Х., с 80–70-х гг. IX в. до н.э. на юге Армянского нагорья упоминается единое государственное образование Наири. Приблизительно в 830-х гг. до Р. Х. Сардури I основал столицу Тушпа (Тосп, Ван). В клинописной надписи, сделанной на ассирийском языке и рассказывающей об основании города, Сардури I предстаёт под титулами «великого царя, могучего царя, царя вселенной, царя страны Наири».
В дальнейшем титул «царь Наири» продолжили носить цари Ванского царства (Биайнили).
Согласно археологическим исследованиям, в XII–XI вв. до Р. Х. на Армянском нагорье наступает новая эпоха развития, которую в науке принято называть эпохой раннего железа. Эта эпоха ознаменовалась существенными переменами в общественно-политической жизни Армянского нагорья, обеспечившими переход с IX в. до Р. Х. к централизованному общеармянскому государству – Ванскому царству (Наири, Биайнили, Арарат, Урарту). «Урарту» является ассиро-вавилонским вариантом топонима «А(й)рарат». В ассирийских и вавилонских источниках Армения так называется с начала IX до первой половины IV в. до Р. Х. включительно.
Вступив на международную арену, Ванское царство сыграло исключительно важную роль не только в истории Армении, но и в истории всего Древнего Востока.
Артак Мовсисян, историк, кандидат исторических наук
Материал взят из книги «История Армении», готовящейся к изданию Институтом истории НАН Республики Армения