09 октября Понедельник

470 лет назад родился Мигель де Сервантес, испанский писатель

10 октября Вторник

80-летие отмечает Евгений Суслов советский телеведущий, диктор Центрального телевидения, Заслуженный артист России

11 октября Среда

70-летие празднует Михаил Давыдов, российский ученый, хирург-онколог, профессор, академик

12 октября Четверг

160 лет назад родился Роман Кондратенко, русский генерал-лейтенант, герой обороны крепости Порт-Артур

13 октября Пятница

190 лет назад основана гидрографическая служба российского военного флота

14 октября Суббота

В этот день православные отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы

15 октября Воскресенье

120 лет назад родился Илья Ильф, советский писатель и журналист

Сегодня 13 октября 2017 года: 190 лет назад основана гидрографическая служба российского военного флота

Блог Михаила Лифшица

ЧЕРНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ

После полета Юрия Гагарина США забеспокоились и стали выяснять, почему в космосе первым оказался гражданин СССР, а не США. Выяснили, что дело в образовании – доля ВВП, выделяемая на образование в Союзе, была больше, чем в Штатах. К тому времени относится анекдот про американца: «Как же мы их догоним, когда у них на всех заборах написаны математические формулы: X, Y и еще какой-то знак!» Шутки шутками, но, видимо, так и было.
Сейчас соотношение другое. Американцы тратят на образование 5,4% от своего огромного ВВП, а мы только 4,1% от нашего более скромного. Если верить выводам американцев полувековой давности, то, стоит России увеличить расходы на образование на треть, как мы опять станем лидерами.
Боюсь, что не получится, потому что соотношение цифр другое – мы и сейчас тратим на образование значительно больше, чем написано. К официальным расходам следует добавить огромные неучтенные расходы – оплату репетиторов всех уровней. Деньги тратим, но отстаем, потому что репетиторы не эффективны, их задача – не научить, а натаскать, что они и делают, или не делают.
Были репетиторы 50 лет назад? Да, были. Часть абитуриентов (не все) готовились к вступительным экзаменам в вузы с помощью репетиторов. Репетиторов старались привлекать из числа преподавателей намеченного вуза (эти знали специфику своего учебного заведения, могли помочь при поступлении и прочее). Еще была когорта людей, которые писали чужие диссертации за деньги и за любовь начальства. Вот и весь черный рынок образования в то время. Теперь этот рынок расширился.
Сейчас репетиторов привлекают к занятиям со школьниками обычных школ, даже для учеников  начальных классов. Родители говорят, что ребенку не дается математика, и ищут репетитора. Ученику внушают, что можно не учиться, а нужно взять дополнительного преподавателя, а потом можно будет “считать ворон” и на уроке в школе, и у репетитора на занятии.  Валентин Пикуль писал, что востоковед Каэтан Косович, никак не мог понять цифру «7»: «Никак он с этой цифрой не мог поладить, как будто у него для этого числа не хватало в мозгу особенного органа». Но это – литература, а в жизни каждый нормальный ребенок в состоянии постигнуть школьную арифметику. И родители должны своему чаду объяснить, что к чему. Родители должны позаниматься с ребенком, показать ему доступность, даже прелесть предметов, которые якобы ему не даются: математика, история, иностранный язык.  С тем, чтобы школьник начал учиться самостоятельно. Вместо этого родители приглашают репетиторов.
Следующий этап образовательного процесса – подготовка к ЕГЭ, к поступлению в университет и к вступительному экзамену, если он есть. Особых новшеств тут я не знаю, всегда были репетиторы, поэтому пропускаем этап поступления, идем дальше.
А дальше – неслыханное! Студентам помогают учиться репетиторы. Может и находился в старые времена слабый студент, убоявшийся бездны премудрости, утопающий, взывающий о помощи. Родители потихоньку брали ему одного или нескольких репетиторов. Факт таких занятий сохранялся в тайне. Теперь же наем репетиторов для студентов стал массовым явлением. Применяется наем в разных видах: от примитивных замаскированных взяток штатному преподавателю: «С вами следует провести четыре дополнительных занятия, иначе вы не сдадите». Возможны и честные занятия с другим студентом, который сам понимает и может другому объяснить.  Распространенная форма спасения от «двоек» на экзаменах – привлечение профессиональных репетиторов, передаваемых от одного поколения слабых студентов другому. Тут же рядом лежит и покупка курсовых и дипломных работ. Затем развращенные халтурной учебой люди по привычке покупают диссертации. Не фальшивые «корочки» в подземном переходе или в Интернете, а настоящие документы за фальшивые диссертации.
Все знают - чем выше сидит чиновник или депутат, тем хуже у него диссертация, уже президент России публично упрекает президента РАН, что в академики попадают не те ученые. Несмотря на такую публичность, черный  рынок образовательных и научных услуг только растет.
В ответ на любые попытки улучшить образование в России, армия репетиторов перестраивается и противодействует усилиям реформаторов. Репетиторы как будто говорят ученикам: «Не беспокойтесь, вам не придется учиться, напрягать голову, мучить себя! Мы обеспечим вам возможность сдавать, не учась, получать аттестаты и дипломы, ничего не зная! География не нужна, когда извозчики есть!» И эффективность образовательных реформ снижается. Пример – переход от вступительных экзаменов в университеты к конкурсам по ЕГЭ. Полученный эффект меньше, чем ожидали. Уже раздаются голоса, что было лучше, надо возвращаться к вступительным испытаниям.
Побочным продуктом «кривого» образования является «утечка мозгов». Этим термином обычно обозначают отъезд ученых и специалистов за рубеж. Хотя основные мозги утекают не за рубеж. Сколько человек уехали? Десятки тысяч? Двести, триста тысяч человек? А не пошли в науку или ушли из науки миллионы. Репетиторы, имеющие, в лучшем случае, задачу «сдать экзамен», не могут привить ученику любви и уважения к предмету. Не имея «высокой страсти» для науки «жизни не щадить», молодой человек не пойдет в науку, ведь платят в НИИ мало, да и за границей ученым платят не слишком много. Молодой человек выберет другую стезю, станет бизнесменом, да хоть бы и репетитором. Проще и доходней. Вот тут настоящая «утечка мозгов», не заграничный ручеек, а полноводная река (и без пересечения госграницы).
Когда люди осознают, что успехов в воспитании и образовании добиваются родители и учителя, а не няньки и репетиторы, тогда будут практические результаты реформ образования.

ПОБЕГ ЗЯТЯ МАКСАКОВОЙ

В политику я не лезу. Предпринимательской деятельностью не занимаюсь. В оперном пении ничего не понимаю. Люблю Вахтанговский театр. Поэтому побег из России в Украину экс-депутата Госдумы, предпринимателя, мужа оперной певицы Марии Максаковой г-на Вороненкова вызвал у меня сначала такой отклик: «Сбежал зять Людмилы Максаковой». Подумаешь, у хорошей актрисы Вахтанговского театра зять оказался предателем, не велика трагедия.
Но зашевелилось в душе  еще что-то, ассоциация некая беспокоила. О подобном беспокойстве рассказывал мне один очень хороший инженер: «Читаю я материалы по новой американской ракете XYZ и чувствую, что-то знакомое. И вдруг, батюшки! Я ведь это сам изобрел десять лет тому назад!» Вот, что-то подобное… Я, конечно, не А.Н.Толстой, который гиперболоид инженера Гарина придумал до изобретения лазера, но деятеля типа г-на Вороненкова я описал в небольшой детективной повести «Дуэльная ситуация» еще два с половиной года назад.  Мой антигерой Серж Гусаров, тоже депутат Госдумы, оказался предателем, даже агентом влияния, которого разоблачил герой повести симпатичный следователь Следственного комитета России. За это детектив мой был отмечен СКР (на фотографии В.И.Маркин вручает диплом моему сыну).
Г-н Вороненков, состоял во фракции КПРФ, но был даже еще большим оппозиционером, чем вся эта фракция, от своей оппозиционности он даже со всякими смешными инициативами выступал, так сильно его корчило от любви к народу (как у Леонида Филатова «утром мажешь бутерброд, сразу мысль – а как народ?»). Кроме того г-н Вороненков бизнес крутил на грани законности. Еще он был ученым незаурядным (у нас, если политик не ленивый, то обязательно станет доктором наук и профессором). Теперь г-на Вороненкова из партии выгнали («ложь на стол партбилет»), а СКР объявил его в розыск. Из ученых его тоже, наверное, выгонят, когда внимательно почитают его диссертации и через «Антиплагиат» пропустят.
Сержа Гусарова в моем детективе его западные хозяева убили, имитировали несчастный случай. Судьба г-на Вороненкова не столь трагична. Живет в сопредельном государстве. И опять он самый честный, но с другой стороны: за «Крымнаш» не голосовал, а тех, кто голосовал, г-н Вороненков враз разоблачил, мол, купленные они, и прочее.
Главный вывод прост: бойтесь лояльных подхалимов, среди них больше изменников и воров, чем среди протестующих диссидентов. Второй вывод – читайте книжки, в этом занятии есть определенная польза.

ВОПЛЬ СТАРОГО ПЕДАГОГА

Три явления губительны для развивающегося общества: учащиеся ничего не понимают и не запоминают, специалисты ничего не знают и работают «просто так», преподаватели учат тому, о чем не имеют представления.
Эти явления наблюдались во все времена и во всех странах, и писатели представляли обществу подобные безобразия. В замечательном романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Аннинька и Любинька не понимают  своих столичных кузенов, и только напрягаются, чтобы понять «из истории это или из географии». В романе английского писателя А. Кронина «Цитадель» подробно описано, как  врач с высокими формальными отличиями  по некомпетентности зарезал пациента при рядовой операции. Профессор Серебряков в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня» всю жизнь писал об искусстве, ничего в искусстве не понимая.
Так что качественно в этих явлениях нет ничего нового. Пугают количественные изменения,  масштабы, пропорции, экспансия фиктивного образования и халтурной работы, в частности, преподавательской.
Начинается порча человека с младых ногтей. Учат плавать, водят в бассейн, платят деньги инструктору, получают диплом о том, что ребенок умеет плавать. Хорошо, если родители или другие близкие люди потом потратят силы и по-настоящему научат малыша плавать, иначе утонет ребенок вместе с дипломом.
Учат английскому, возят на самые лучшие (и самые дорогие) в городе курсы. Бывает, что по пробкам везет папин водитель, еще сопровождает няня. А папа с мамой по своим делам едут на метро или на такси. Объясняют себе и другим: «Если есть возможность развивать ребенка, надо развивать!» А ребенок за три года ни бэ, ни мэ, ни кукареку по-английски.
Определяют подросшего ребенка учиться в Сорбонну. Платят немалые деньги. А он привозит диплом, но ничего не знает «по выбранной профессии», как в музыкальной комедии Игоря Ускова «Табачный капитан». Но в той оперетте за барина учился холоп. А как мой герой сдавал экзамены, я ума не приложу.
Особенно развито фиктивное образование в «промежуточных» науках, не гуманитарных, не естественных, не технических. Таких, как «экономика», «менеджмент», и т. п. Я случайно ознакомился с объяснением теории сравнительных преимуществ  Д. Рикардо в ныне действующем университетском учебнике по экономике на примере «задачи о сукне и вине». Теория непростая, но тоже «не бином Ньютона», да и жил экономист Д. Рикардо 200 лет назад. С удивлением обнаружил, что авторы учебника, экономические профессора не понимают задачи. Пишут разные слова «просто так», да еще придумывают ненужные коэффициенты, которые только запутывают студентов. Сразу становится страшно, что наши ведущие экономисты, имена которых у всех на слуху, тоже ничего в экономике не понимают, только преследуют личные цели.
И вот результат - ракеты падают, потому что маленький датчик не так поставили. Но ведь его «не так» не поставишь, там же штифты! А молотком постучали, стал «на место» и против штифтов. И ГЭС разнесло, хотя были признаки необходимости ремонта, понятные специалистам. Только специалистов в том престижном месте не было, их туда не пустили, а поставили ребят «после Сорбонны». Люди гибнут просто так. Миллиарды идут коту под хвост.
Что же делать? Как остановить экспансию халтуры? Эффективно воздействовать можно страхом. Вон, шуганул же В. В. Путин липовых академиков и членкоров. Половина их решила отказаться от академических притязаний, начальники же из другой половины потеряли должности и стали простыми российскими академиками, но без портфеля. Это путь эффективный, но «точечный», осуществляется в «ручном режиме». А как бы воздействовать «в масштабах всей Республики»?
Нужны конкретные шаги, иначе дети писать и считать не научатся, работать будут только гастарбайтеры, а все чиновники и их не умеющие читать дети станут профессорами и академиками.
Первым шагом могло бы быть закрытие фиктивных университетов. Увы, шагнуть в этом направлении не удается, хоть и пытаются. В последние годы закрыли РГТУ, где ректором был С.Н.Бабурин, а на обучение студента тратилось всего лишь 50 тысяч  рублей в год. Этот университет просто выдавал дипломы государственного образца, и больше ничего. Но закрытие  липового вуза было связано с громким скандалом, поэтому, хоть РГТУ и закрыли, но другие подобные «университеты» трогать не решаются.
Еще один шаг – пересмотр отношения к платному образованию, в частности, к школьному и внешкольному. Оплата обучения в некоторых частных школах превышает оплату не только в Московском университете, но и в престижных английских школах с вековой традицией, и в американских университетах.
При этом школьников во многих платных школах учат плохо, балуют, к реальной непривилегированной жизни не готовят. Да и  водят детей в платные детские сады и школы далеко не каждый день – то увозят их на горных лыжах кататься в разгар учебного года, то в парикмахерскую ведут делать дорогую прическу. Так что они не схватывают даже того, что можно было бы схватить. В платных спортивных секциях не учат плавать, бегать, прыгать, играть в мяч. Платные студенты университетов не стремятся учиться, потому что считают, что раз уплачено, то  положен зачет.
Это не гимн бесплатному образованию, просто, в России на современном этапе платное обучению часто бывает фиктивным. Платное образование выгодно только тем, кто получает деньги, а для страны платное образование разорительно. Когда положение изменится, можно будет снова поощрять платное образование – почему бы не поучить за деньги способных детей сверх программы?
Несогласные покажут прекрасных детей, воспитанных в платных учебных заведениях. Они есть, но их немного. Большинство ребят развиты очень плохо, поддерживать разговор не умеют, разговаривают междометиями, другими людьми не интересуются. «Средь шумного бала» достают свой навороченный телефон и смотрят на экран. И ни на один вопрос ответить не могут, не сразу понимают, «из истории это или из географии».
Любой из шагов в сфере образования нужно делать очень аккуратно, а то можно дров наломать. Начнут закрывать липовые учебные заведения, а закроют прекрасный центр, в котором энтузиасты учат талантливых детей и, чтобы существовать, берут с родителей деньги. Как тут быть? Какой гениальный реформатор для этого нужен, который, к  тому же взяток не берет?! Но без переделки системы образования никак нельзя, пропадем, как государство.

Шестидесятнические страсти. Роман и шум времени

По первому каналу ТВ идет литературный сериал – экранизация последнего романа Василия Аксенова. Фильм хороший и вполне соответствует своей литературной основе. Зрители смотрят с удовольствием и приговаривают: «Вот, раньше-то как было!» В связи с этим привожу свою рецензию почти семилетней давности, в которой высказывается мысль, что «было и так, и не так».
Рецензия на книгу Аксенова "Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках". Газета "Культура" №5 (7718) 11-17 февраля 2010г.
Последнюю книгу Василия Аксенова "Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках" читать очень приятно: написано хорошо, несколько небрежно, умелой рукой мэтра. Написано с умилением от себя тогдашнего, молодого и талантливого, и от своих молодых и талантливых друзей. Масса интересных подробностей. Пожилому читателю, мне, например, многое вспоминается, ведь когда Аксенов был молодым писателем, я был совсем юным читателем "Затоваренной бочкотары" в "Юности".
У героев романа знакомые и громкие имена (автор их изменил, чтобы въедливые читатели не придирались к мелочам: Евгений Евтушенко - Ян Тушинский, Роберт Рождественский - Роберт Эр, Владимир Высоцкий - Влад Вертикалов и т.д.). В книге много стихотворных цитат. Очень хорошие стихи. "Жил огненно-рыжий художник Гоген, богема, а в прошлом - торговый агент..." Что тут такого? А как здорово! Мы тогда из Москвы ездили в Иваново на поэтический спектакль, который поставила Мария Гринберг по стихам Андрея Вознесенского, и были не единственными зрителями издалека. Поэты были популярны, купались в славе, иногда халтурили, но слово чувствовали, тщательно работали над словом, признавая однако первенство "музыки стиха". "Шепотом, потом полушепотом, потом уже молча: любимая, спи..." Неправильная череда, ведь полушепот громче шепота! Сейчас трудно объяснить читателю, в чем тут заковыка, а Евтушенко (Тушинский) страдал от этого пустяка.
Поэты и писатели, властители дум моего поколения. Все тогда читали поэму Евтушенко про бетонщицу Буртову Нюшку, про диспетчера света Изю Крамера. От Вознесенского все знали, что "девочка писает по биссектрисе". Сейчас так же популярны только строчки из песен. От Рождественского (или от Кикабидзе): "мои года - мое богатство". От Высоцкого: "придешь домой - там ты сидишь". А тогда Евтушенко и Вознесенский объясняли Высоцкому, что стихи он пишет ненастоящие.
В общем, рекомендую книгу любителям мемуаров и советской истории, знающим к тому же о некоторых партийно-писательских разборках (не знающим легко запутаться в смеси псевдонимов одних героев и истинных имен других). Основные вехи романа: посещение Хрущевым выставки в Манеже, той, на которой была стычка с Эрнстом Неизвестным (в романе - Генрих Известнов), встреча руководства с творческой интеллигенцией в Кремле, на которой Хрущев унижал Рождественского, Вознесенского, Аксенова и других, много Коктебеля, процесс Даниэля и Синявского, реакция интеллигенции на события в Чехословакии 1968 года, альманах "Метрополь", отъезды из СССР и другое памятное. В некоторых главах, например, в главе про альманах "Метрополь", мемуары приобретают ярко выраженный корпоративный оттенок: воспоминания о своих, написанные для своих. Кто из читателей помнит функционеров Московской писательской организации, пленумы и акции, связанные с "Метрополем"? А без таких сведений глава впечатляет не столь сильно, вся шумиха вокруг альманаха кажется надуманной.
Одна мысль, книгой навеянная, портит удовольствие от чтения. Кто они, эти лидеры молодежи - шестидесятники, эти враги режима и борцы за человеческие ценности, откуда они взялись и на что жили? С высоты прожитых лет, оценивая книгу Василия Аксенова, вижу, что нашла эти таланты и сделала их настоящими писателями и поэтами родная коммунистическая партия. Партия обеспечила им раскрутку, посильнее, чем покойный Айзеншпис Диме Билану. Партия обеспечила им многомиллионные тиражи книг, загранкомандировки, дала им квартиры в центре Москвы и сосиски в кремлевском буфете. Конечно, партия своих детей порола иногда, как положено заботливой родительнице, а потом прощала. После порки литераторы ехали на такси в ресторан ЦДЛ и там "отмокали". Нужды они не знали: деньги были и на такси, и на ресторан. Чего не скажешь о большинстве читателей, у которых и денег не было, и от партии они ничего не получали. Василий Аксенов описал такие порки, при которых у наказуемых душа в пятки уходила. А потом ничего, сходило с рук. Евтушенко писал: "Я - подорожник", меня потопчут, а я потом поднимусь. Партия поругает и простит.
Тех, кого партия не отобрала в писатели, могли пробиться сами, как Александр Солженицын и Иосиф Бродский, но редко у кого это получалось. (Да и то, в период публикации "Ивана Денисовича" Солженицын был не совсем ничьим.) Остальные пропадали в безвестности.
Некоторые же из избранников партии потом заигрывались, переставали просить прощения после порки. Позабыли, кто их вырастил, стали думать, что пробились только благодаря своему таланту. Сами так думали и наивных иностранцев в этом убеждали. Партия сильно гневалась, но времена изменились, и непослушные ребята оказывались не в лагере, а заграницей.
Теперь КПСС нет, может быть, поэтому стихи и поэты стали совсем никому не нужны, а писателями называются и получают литературные премии люди значительно меньшего таланта, чем упомянутые в романе Василия Аксенова. Сейчас процветают не писатели, а скорее умелые деятели, участники "проектов". Сейчас пробиваются не талантливые, но активные. Правда, и читателей не стало, подрастает уже второе не читающее поколение.
Мысль о сытой, хоть и несколько нервной жизни шестидесятников, возникающая при прочтении романа Василия Аксенова "Таинственная страсть", мешает относиться к ней как к документу эпохи. Эта книга - мемуары писателя, который прожил жизнь в созвездии изумительных талантов, опекаемом руководством самой большой и самой читающей страны. И, слава Богу, Аксенов это заслужил, ведь за него отстрадали его родители.

НА ЛИТЕРАТУРНОМ ФРОНТЕ ПЕРЕМЕНЫ

Меня привели в изумление два литературных события последних дней. Я не принадлежу ни к какой литературной группе, окололитературной жизнью не живу, мало интересуюсь писательскими спорами и ничего в них не понимаю. Я плачу  взносы в Союз писателей и хожу изредка в ресторан ЦДЛ, больше ничего. Но  от  этих новостей  я разволновался.
    Юрий Поляков неодобрительно отозвался о А. И. Солженицыне.  
     Юрий Поляков – писатель хороший, написал «Парижская любовь Кости Гуманкова», «ЧП районного масштаба». Вещи мастерские и глубоко изнутри антисоветские.
   Александр Солженицын, лауреат Нобелевской премии, написал «Архипелаг ГУЛАГ», произведение, которое никто полностью  не прочитал, но и частей его  хватает, чтобы возненавидеть Советскую власть. Есть еще «В круге первом», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича».
    Общий подход у писателей разный: если Поляков писал, как человек, состоящий при власти, то Солженицын писал, как жертва власти. Но в глобальном плане, мне казалось, что они – единомышленники: показали своим читателям несовместимость человеческой натуры с коммунистической системой управления.  А тут проявилось принципиальное  несогласие, Поляков обвинил  Солженицына в нелюбви к истории России, в плохом поведении в период жизни в Америке. Вдова писателя Наталья Солженицына оскорбилась и возмутилась. Журналисты кинулись защищать покойного классика.
    А я остался в недоумении, почему Поляков это написал. Неужели, начинается «борьба с очернителями истории»? Горы сходятся, расходятся. Землетрясение.
   Второе событие тоже связано с нобелевским лауреатом, но свежим.  Думаю, что присуждение Нобелевской премии по литературе за 2016 год рок - певцу Бобу Дилану ошарашило всех, не одного меня. Когда шок прошел, специалисты стали объяснять это событие себе и другим.
     Музыковеды пишут, что новый лауреат – это американский Окуджава. Достижения его велики, альбомов у него вышло много. Хотя и признают, что «В России Дилан всегда был скорее музыкантом для музыкантов, а не для широкой публики».  Думаю, что более уместно сравнение Дилана не с Булатом Окуджавой, а с Владимиром Высоцким. Правда, Высоцкий был как раз «для широкой публики», для всех. И был отмечен  Государственной премией СССР через семь лет после смерти.
   Другие специалисты, ученые-словесники, считают, что  границы литературы в наше время расширились. «…литература давно перестала быть той простой и одномерной структурой, какой ее принято считать». То есть простая цепочка роман – повесть – рассказ – поэма – стихотворения -…есть  «узкая одномерная структура». Дошло бы до Нобелевского комитета выдающееся литературное произведение, структура бы не показалась столь узкой! Возможно другое объяснение - ученые имеют в виду, что читать прозу и стихи стали меньше, поэтому не стоит давать высокую премию за романы и поэмы, которые никто не читает, а следует давать за рок – музыку с приличными словами, которые слушает множество народа.
    Я бы дал Нобелевскую премию по литературе В. Высоцкому, вот уж кто действительно расширил традиционные границы литературы.
Наверное, есть еще более удивительные литературные события. Только я о них не знаю. И, слава Богу!

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПРЕМЬЕРУ

b3b393eb4087be85851b1f8cd025c444.png

Дорогие мои друзья и читатели! Приглашаю вас стать моими зрителями!

В Театре на Таганке (основная сцена) состоится премьера.
Синопсис:

Сергей Выгорницкий, отец семейства, ученый и писатель, остался в душе маленьким мальчиком. Главное для него – доказать своей матери, что он – хороший, и достоин ее любви. А эксцентричная мать ест сына поедом, обвиняет его в неблагодарности, распущенности и никчемности, и превращает его жизнь в нелепый балаган.  Мать лукава, ребячлива, саркастична, любопытна и полна несокрушимой жажды жизни.  Сын терпит все  выходки матери  и никак не может понять, когда была перейдена та грань, после которой  мать из красивой, интересной, мудрой и сильной женщины,  превратилась в сумасбродную старуху. Действие балансирует на грани привычного и неожиданного, повседневного и интригующего.
 
Пьеса «Главная роль» создана из повести «Любовь к родителям» и рассказа «Враки». Режиссер спектакля Нина Чусова, продюсер Марина Гавриш. Спектакль -  антреприза, участвуют актеры театра «Шалом», Театра на Таганке и других московских театров.
 
Приходите!

ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЛИДЕРА

«В прошлом любил…изысканно и красиво одеваться, теперь он стал носить только дешевые рабочие костюмы. В прошлом... любил хорошо поесть, понимал толк в дорогих винах, - теперь он стал вегетарианцем и абсолютным трезвенником. В прошлом… любил театр, оперу, балет, - теперь он совершенно отказался от  каких бы то ни было развлечений. В прошлом… был музыкантом, хорошо играл на рояле, - теперь он перестал даже подходить к инструменту… В прошлом… тратил довольно много денег на себя, - теперь он стал жить спартанцем, а свои довольно значительные средства  передавал партии».

Это написал о наркоме иностранных дел Георгии Васильевиче  Чичерине академик и бывший советский посол в Англии Иван Михайлович Майский в своей книге «Люди, события, факты», "Наука", 1973.  

Похвала скромности сильных мира сего звучала и звучит по-прежнему. О деятеле прошлых лет писали и передавали друг другу: передвигается по Москве на троллейбусе, в поликлинике сидит в общей очереди. О восходящей звезде сегодняшней политики сообщают; «нет ни квартиры, ни дачи, не машины». Народу такая скромность импонирует. Телезрителям, радиослушателям и пользователям Интернета нравятся нищие кумиры. Хотя люди понимают, что, даже если сейчас у него и нет ничего, то появится  в скором времени у каждого из аскетов тайный «малый джентельменский набор»: небольшой дворец в Москве, большой дворец в Подмосковье, виллы на Лазурном берегу и во Флориде, квартира в Лондоне, яхта и самолет. Понимают, но с удовольствием слушают сказки про бескорыстных тружеников, любят их, а ненавидят богатых с их явными яхтами и самолетами.

Во всех странах и во все времена проявлялась двойственность человеческой натуры: любить за то, что бедный, добрый и честный, трепетать и раболепствовать перед тем же объектом, потому что понимаешь, что он богатый, бессовестный и безжалостный. Проявлялась эта двойственность, когда сильнее, когда слабее.

ПЫЛИНКА ИСТОРИИ

В Мультимедиа Арт Музее (ММАМ), руководимым Ольгой Свибловой, идет проект «История России в фотографиях». Кандидат искусствоведения Наталья Горленко, работающая в этом проекте, получила письмо, написанное по-английски (откуда, непонятно, почта gmail.com). В письме значилось: дама по имени Audra, автор письма, знает, что у нее есть русский предок, и просит помочь его найти. Но имени предка дама точно не знает, где жил и чем занимался, не знает. Написала, что русское имя прадеда, также  как имя прапрадеда, было Sivan. Прислала фотографию «русского предка». И оборот фотографии, на котором видно, в каком ателье изготовлено фото. Качество  фотографии более, чем столетней давности, невысокое.



Что делать, как помочь  зарубежной корреспондентке в поиске русских предков? Статью про владельца фотоателье Наталья нашла в Интернете и послала любознательной правнучке. А сама занялась идентификацией орденов. Определила, что одна из звезд – знак ордена Св. Владимира 2-й степени.

Получив информацию о владельце фотоателье, зарубежная дама, видимо, испугалась, что получила отписку, и что дело на этом закончится, поэтому получше поискала в собственных архивах и нашла, что прадеда звали Ivan, а фамилия у него была двойная Onuskevicius Jacyna, и был он a General and in the Cavalry.   Это уже много!

Далее найти в списке кавалера высокого ордена с похожим именем было несложно.

Искомым сановником был  Иван Феликсович Оношкович-Яцына (1843-1913), управляющий делами Александровского комитета о раненых, председатель Центрального Совета Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, действительный тайный советник (чин 2-го класса, действительно равный генералу от кавалерии, от инфантерии, т. е. «полному генералу»).

Такой высокий гражданский чин имели даже не все министры. Видимо, Иван Феликсович был выдающимся администратором. Об этом свидетельствуют и высшие царские ордена.

В семейной жизни Иван Феликсович также был мужем, достойным подражания, имел четверых детей. Дочь его Олимпиада (Ада) Оношкович-Яцына – поэтесса и переводчик «Серебряного века», считалась ученицей Н. С. Гумилева и М. Л. Лозинского, и была автором первой русской книги переводов Р. Киплинга.

Наиболее известное стихотворение Р.Киплинга в переводе Ады Оношкович-Яцыны «Пыль, пыль, пыль от шагающих сапог…» про солдат на англо-бурской войне. До сих пор исследователи творчества Р. Киплинга спорят, правильно ли переведено «…отпуска нет на войне…», или Р. Киплинг имел в виду  нечто другое.

На основе этого  стихотворения Евгений Агранович (автор песен к кинофильмам «Я в весеннем лесу пил березовый сок…», «От героев былых времен…») в 1941 году сочинил песню, которую можно послушать в авторском исполнении.

Вот такая цепочка, пылинка истории России.

Усталость кинематографистов

Уже писал про усталость кинематографа. Усталость отрасли проявляется через усталость ее ведущих представителей.

Талантливый, умный и обаятельный Карен Шахназаров рассказал о современном российском кинематографе. Шахназаров - прекрасный, любимый мной режиссер (один фильм "Сны" чего стоит!) и сильный многолетний руководитель Мосфильма. Но каждый его тезис в этом интервью вызывает у меня протест.

Зачем очередная "Анна Каренина"? Шахназаров объясняет, зачем. Объяснение обычное, попытка перевести простое в сложное. Такие же объяснения дают все авторы ремейков. Хотя всем ясно, что снимают повторы, потому что не могут найти новой литературной основы для хорошего кино. Талант и мастерство у режиссера есть, снимать хочется, "замах" большой, а снимать нечего. Вот и перепевают старое. Схема простая - люди читать перестали, писатели пишут плохо, критики имеют низкую квалификацию и не могут отыскать и предложить кинематографу достойные экранизации современные произведения. Остается экранизировать многократно экранизированное и доказывать зрителю, что это - другое кино.

Про "Анну Каренину" - главный вопрос, тема интервью. На сопутствующие вопросы Карен Шахназаров тоже дает лукавые ответы: "Если бы вы сейчас были молодым кинематографистом, вы бы добились успеха?" - "Сомневаюсь. Таких возможностей, какие были в СССР, у нас сейчас нет". Понятно, что Карену Шахназарову сейчас было бы труднее пробиться, чем при Брежневе! И все интервью в том же духе.

Рассказ усталого мэтра о своей тяжелой творческой жизни…

Существо человека

Есть в переменчивом море человеческой души твердокаменные утесы. Их не очень много, но они незыблемы. Если общественный строй опирается на эти твердыни, человечество процветает, если государство пытается эти твердыни разрушить, то оно обречено. Примеров много.

Социализм отменил естественные стимулы человека к труду, захотел создать новые, неестественные. Производительность труда стала низкой, поэтому социализм не прошел.

Читателей стало меньше, и читать стали по-другому. Ищут в книгах не ответы на душевные запросы, а спецэффекты. Не учатся у мудрецов и знатоков человеческой души. Да еще и винят в этом великую русскую литературу. Нашли цитату: "Порой после чтения русских писателей [...], например Достоевского, Чехова и даже Пушкина, я невольно спрашивал себя, почему у них так много ненормальных героев…" Думаю, что французский писатель Луи-Фердинанд Селин в 1936 году неудачно пытался найти объяснение начинающимся репрессиям в СССР и додумался свалить вину на литературных классиков, теперь его цитируют. Все наоборот, сейчас беда в том, что классиков не читают, Чехов кажется скучным, души молодых людей не формируются. Вот они, воспитанные няньками, и гоняют по улицам, давят людей, а их чиновные папаши отмазывают их от ответственности, покупают им призовые места на олимпиадах и высокие должности (после покупки диплома). Как говорил сказочный король, связи связями, но надо же и совесть иметь! Еще один утес, необходимый для благополучной жизни страны. Общество, где будут заправлять подросшие нянькины дети чиновных родителей, обязательно рухнет.

Воркотня, конечно, но совет, Как британская литература может избавить от "групп смерти" кажется мне странным.

Усталость кинематографа

Старики, уставшие от жизни, плохо воспринимают новую информацию. Например, человек, запоем читавший книги в молодости, в старости меньше читает, больше перечитывает. Также и у кино бывают, наверное, периоды усталости, как у человека. В эти периоды начинают "перечитывать", переснимать хорошие фильмы прошлых лет. Создатели нового варианта так и говорят: "Денег на фильм про войну мало, а нужен успех? Тогда переснимем "А зори здесь тихие"". И "Тихий Дон", и "Экипаж". Получается иногда неплохо. К тому же, появляется тема ремейк-споров: "Какой Григорий Мелихов лучше – тот, или этот?"

Зачем переснимают? В ответ ученые киноведы рассказывают про концепции, трактовки образов и становится ясно, что сквозь их плотные ряды никому не пробиться с новым произведением. В театре, когда Джульетте под шестьдесят, нужно снова ставить спектакль, чтобы у нового поколения были свои "Ромео и Джульетта". Но в кино-то Аксинья вечно молодая и прекрасная! Никто роман "Тихий Дон" заново не переписывает, а кино переснимают.

Период усталости пройдет, кинематограф отдохнет и двинется вперед к новым шедеврам. Опасно только, что придется догонять, компенсировать потерянное на ремейки время.

Принцип Мироненко

Сергей Владимирович Мироненко! Будьте здоровы и счастливы на новой должности! Вы - замечательный ученый. Ваша квалификация и принципиальность вызывают восхищение. Я верю тому, что слышу от Вас.

Когда лукавый телевизионный батюшка заставлял Вас признать, что немецкая принцесса приняла православие по душевной склонности, а не ради русской короны, я следил за этим диалогом с напряжением. Священник и с одной стороны подходил, и с другой. Но Вы не дрогнули, не отступили от истины: переход в православие нужен был для того, чтобы немецкой аристократке стать русской царицей. А уж как собеседник хотел услышать, что фрейлен, будущая «Ваше величество», с детства мечтала о смене веры!

И 28 героев-панфиловцев, и другие исторические события дальних и недавних времен нуждаются в оценках таких ученых, как Вы. Потому что историки-подхалимы, статистики-обманщики, исследователи-фальсификаторы губят страну, позволяют политикам творить, что хотят, обосновывают наглость и неумелость политиков с помощью ложных исторических и статистических данных.

История не должна управлять современностью, не следует черпать в исторических событиях обиды, негодование, ужас содеянного. Но история, без сомнения, должна предоставлять достоверный справочный материал для современника. Решить эту важнейшую для страны задачу в состоянии только такие ученые, как Вы!

Легкой жизни я просил у Бога, // Легкой смерти надо бы просить.

Автор этих строк Иван Иванович Тхоржевский (1878 – 1951) – замечательный человек, крупный чиновник, соратник С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, камергер (придворный генерал, имеющий такое звание – без сомнения успешный человек, как Кузьма Петрович в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, который «сам был с ключом, и сыну ключ умел доставить») и действительный статский советник (штатский генерал). В 1916 году Тхоржевский вышел в отставку и стал банкиром – новый виток  карьеры. После революции И.И.Тхоржевский активно боролся с большевиками, работал во Врангелевском правительстве, затем, в Европе, выступал, как публицист.

Французская и итальянская поэзия с детства привлекали Ивана Ивановича, обстановка в семье способствовала этой склонности. Родители его выпустили полное собрание песен Беранже в переводах русских поэтов. Актер в пьесе А.М.Горького «На дне» произносит «Господа! Если к правде святой мир дорогу найти не умеет …» из книги родителей Тхоржевского, скорей всего, в этой книге пролетарский писатель нашел стихотворение Беранже «Безумцы». Семейная склонность проявилась у Ивана Ивановича - в 1930 году в Париже он выпустил труд «Новые поэты Франции» - стихотворения более чем пятидесяти французских поэтов в переводе Ив. Тхоржевского.

И вот – незавершенная книга «Последний Петербург. Воспоминания камергера». Книгу подготовил к печати уже в наши дни племянник С.С.Тхоржевский.  Книга автобиографическая, но, во-первых, жизнь человека, который с 24-х лет ощутимо воздействовал на судьбу России, очень интересна. Во-вторых, в книге содержатся такие оценки исторических личностей и групп людей начала  ХХ века, каких я никогда не читал. Вот, например, на стр. 31: «…те круги высшей бюрократии, с которыми я соприкоснулся впервые, сразу показались мне самыми культурными, самыми дисциплинированными и наиболее европейскими изо всего, что было тогда в России». В наши дни завидно читать. И много еще есть удивительных фрагментов. Тхоржевский даже Л.Троцкого цитирует в положительном смысле.

Такая судьба – выдающийся юридический и административный талант, блестящая карьера, разнообразная деятельность на гребне важнейших событий ХХ века, способности писателя-мемуариста, поэта и переводчика, умение выжить и сохранить себя в тяжелых условиях… за несколько десятков лет все это ушло, забылось. Как хорошо, что остались строки, вынесенные в заголовок, благодаря которым Ивана Ивановича Тхоржевского будут помнить.
Фото:
>

Комиксы про войну

На рисунке Моисей, Будда, Христос и Магомет смотрят новости по телевизору и вместе восклицают: «Мы вас этому не учили!». Добрая, талантливая и веселая картинка. Но власти города, где ее напечатали, испугались, что кто-то может счесть картинку «карикатурой на пророка Мухаммеда», уволили редактора, еще кого-то.

В Челябинске вышла книжка комиксов о Великой Отечественной войне. И развернулась дискуссия – можно ли о Войне сообщать в жанре комиксов, тоже испугались чего-то. Конечно, можно! Издеваться нельзя, а рассказывать о войне можно в любом жанре. «Василий Теркин» А. Твардовского – тоже комикс.

С помощью такого простого и доступного для восприятия жанра, как комикс, можно многое рассказать о войне: и передать принятую сейчас упрощенную историческую схему (Начало войны – Битва под Москвой – Сталинград – Курская дуга и т.д.), и добавить новое. И расширить географию войны; Тихий океан, Африка, Балканы – о боевых действиях в этих областях сейчас знают не все.

82c4a787ae1723eabe286ee729b95799.jpg

КГБ, Тора, диссиденты и диалог с Солженицыным

В 2015 году в издательстве «Эксмо» вышла книга израильского публициста и общественного деятеля Авигдора Эскина «Еврейский взгляд на русский вопрос».

Если вам нравятся статьи о мировых проблемах, напечатанные в районных газетах, то эту книгу вы сможете читать. Тот же стиль провинциального журналиста. Плюс тщеславие автора: «С 1981 года по 1985-й мне довелось сыграть существенную роль в пробуждении общественного мнения в США…Особенно я преуспел в лоббировании в Вашингтоне», «Мое выступление в 13 лет в защиту Солженицына было осмысленным шагом протеста», «Мое слово пробило себе дорогу в России» и т. п. Плюс еврейская специфика: «Мой путь к Сиону начался в 1974 году…» Плюс сплетни про врагов: «Вот он… юдофобствующий полуеврей, воисламленный православный, гомосексуальничающий гомофоб». Все это быстро утомляет.

fb559f73d6c80f97f2997f96c042f6c1.jpg

Я взялся читать эту книгу из-за упоминания в аннотации труда А.И. Солженицына «Двести лет вместе». Представлено, что Авигдор Эскин продолжил русско-еврейский диалог, начатый классиком. Я когда-то внимательно прочитал двухтомник А.И. Солженицына. Основной вывод А.И. Солженицына – евреев отделяет от других народов Земли непреодолимая преграда. Эта преграда становится все выше, т.к.  «…чем больше еврейство дробится физически, тем более оно внутренне сплачивается». Оценка деятельности русских евреев в книге А.И. Солженицына дана как сугубо негативная, даже такие важные для страны «еврейские проекты», как строительство железных дорог, организация торговли хлебом, развитие банковского дела – не принесли пользы России. И главная беда – революция осени 17-го года – тоже от них.  

Интересно мне стало, какой такой диалог продолжил сионист и каббалист с покойным писателем, автором фундаментального антисемитского двухтомника.

Вся четвертая глава посвящена спору с А.И. Солженицыным. Точнее, оправданиям и опровержениям самых несправедливых антисемитских нападок писателя. Всегда эти оправдания, опровержения, даже угрозы выглядят жалко, как у А.П. Чехова в рассказе «Скрипка Ротшильда»: «Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке». Ничего нового, обычная песня – не такие уж евреи плохие, как вы говорите. В послесловии – благодарность Александру Исаевичу Солженицыну за его двухтомный труд.

В книге – калейдоскоп отрывочных сведений про КГБ, Тору, террористов, арабов, диссидентов, мелких и крупных политиков (мертвых и живых).  Название содержанию не соответствует.

В общем, книга Авигдора Эскина «Еврейский взгляд на русский вопрос» сама отвечает на вопрос, вынесенный на обложку: «Станет ли Авигдор Эскин тем самым лидером?...» Не станет!


Новости
12.10.2017

«Долготерпение Государя принималось за слабоволие…»

Митрополит Калужский и Боровский Климент
06.10.2017

Знай наших!

Новым главой общественного совета стал писатель Юрий Поляков.
05.10.2017

«Октябрьские вечера»

Такой программой Москва встретит 125-летие Марины Цветаевой
02.10.2017

Посвящение Международному дню музыки

6 октября в 17.00 в зале Атриум состоится праздничный концерт учащихся Центральной музыкальной школы при Государственной консерватории им. П.И. Чайковского

Все новости

Книга недели
О великих режиссёрах

О великих режиссёрах

Сергей Эйзенштейн. Андрей Тарковский. Василий Шукшин
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Воеводина Татьяна

Одноразовые вещи

Относительное сельскохозяйственное благополучие последних лет позволяет агропред...

Данилин Юрий

Поездка к Шопену

В зале Корто в Париже с большим успехом выступили лауреаты VI Международного кон...