13 ноября Понедельник

Всемирный день доброты

14 ноября Вторник

Международный день логопеда

15 ноября Среда

95 лет назад родился Игорь Стечкин (ум. 2001), российский конструктор стрелкового оружия

16 ноября Четверг

80 лет назад родился Лев Николаев (ум. 2011), российский телеведущий, сценарист, популяризатор науки

17 ноября Пятница

Международный день студентов

18 ноября Суббота

90 лет назад родился Эльдар Рязанов (ум. 2015), российский кинорежиссер, сценарист, Народный артист СССР

19 ноября Воскресенье

95 лет назад родился Юрий Кнорозов (ум. 1999), советский лингвист, расшифровавший письмена майя

Сегодня 19 ноября 2017 года: 95 лет назад родился Юрий Кнорозов (ум. 1999), советский лингвист, расшифровавший письмена майя

"ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАЯК" - АПРЕЛЬ 2016

"ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАЯК" - АПРЕЛЬ 2016

Вышел в свет апрельский номер газеты "Литературный маяк"

https://vk.com/doc320010262_437448594?hash=f76a3d9ccc24c2450d&dl=032314a708d4164c3d

Здесь представляю один из материалов номера.

В апреле исполнилось бы 85 лет вологодскому писателю Глебу Михайловичу Текотеву. Он родился 4 апреля 1931в деревне Билино Вологодской области, умер 22 декабря 1981 в городе Соколе. Самым значительным его произведением стал роман «Серафима»…
Артём КУЛЯБИН
Характеры и судьбы
(Глеб Текотев и его герои)
(Печатается в сокращении)
… «Серафима» шла к читателю долго. От первоначального замысла, опубликования некоторых глав в районной газете до выхода отдельной книгой в 1980 году пройдёт немало времени. Замысел претерпит существенные изменения. Это понятно: дебютировать объёмным произведением сложно.
В архиве Глеба Текотева хранится немало отзывов и рецензий вологодских писателей на рукопись «Серафимы». В них множество замечаний, критических суждений, касающихся, главным образом, сюжетной линии, структуры произведения, языка героев и даже названия. Многие ставили в вину автору злоупотребление диалектизмами… Василий Белов, отметив, что в «Серафиме» много лишнего и недоработанного, есть романтизм и сентиментальность, всё же нашёл  «много прекрасных страниц».
По рукописям, испещрённым карандашными пометками с конкретными замечаниями, можно проследить сложную судьбу «Серафимы». Менялась структура, герои, язык…
Выход «Серафимы» (название осталось прежним) в Северо-Западном книжном издательстве стал заметным событием вологодской литературной жизни. Откликнулись на него и критики, и читатели. Судя по переписке Текотева, шла речь даже об экранизации «Серафимы».
По сюжету действие повести разворачивается в деревне Горка в 1941-44 годах. В центре повествования жизнь колхозников и судьба бригадира-полевода Симы (Серафимы Деменской), которая, будучи обманутой в молодости, не перестаёт верить в человеческую доброту и жить ради односельчан в тяжёлое военное время. Сима выполняет самую тяжёлую работу, практически не думая о себе. В её доме находит приют сирота Санко, о котором она трогательно заботится. В финале повести Сима погибает в огне, спасая загоревшийся скотный двор.
Серафима – образец жертвенности. Она постоянно ощущает свой долг перед народом. Особенно сильно это чувство проявляется в военные годы: «Её мучила мысль, что в этой большой беде она не помогла людям ни сыном, ни мужем. А раз так, то она должна жертвовать собой, жертвовать всем, что у неё есть»… Сельская труженица, ставшая в военное лихолетье главным человеком в колхозе, Серафима хорошо осознаёт свою ответственность перед земляками. А земляки уважают её за принципиальность, бескомпромиссность в хозяйственных и кадровых вопросах…
"Серафима" – пример того, как война поднимает эти взаимоотношения на новый уровень. Здесь, как и в романе Фёдора Абрамова, живут и работают братья и сёстры, объединённые не столько партийно-классовыми, сколько общими духовно-нравственными представлениями о жизни. Не чувство самосохранения движет людьми. Десятилетиями складывавшиеся жизненные приоритеты срабатывают на победу. Без духовного единения путь к этой победе был бы длиннее. Не только взаимовыручка (а её роль огромна),  но и умение понять, поддержать в трудной ситуации (сколько идёт похоронок!) помогает выжить в непростое время. Постучалась беда в один дом, а эхом отзывается в другом, третьем. И катится это долгое эхо по России...
Как глубока сила традиции! Даже война не может её переломить. В лихую годину народ собирается на  святочные гуляния, красочно выведенные Текотевым, старается отметить свадьбу Катерины Ряжевой и Бориса так, как всегда праздновали в деревне. И это не уход от действительности, не желание спрятаться за внешней, обрядовой стороной событий, а стремление, пусть и подсознательное, сохранить общее культурное пространство, не порвать нить, связывающую с прошлым…
Давно развеян миф о том, что в стране победившего социализма жили атеисты. Были, понятно, и безбожники, однако в большинстве своём люди, особенно сельские жители, не смогли отречься от веры. Текотев, конечно, не подчёркивает их религиозность, но она показана на бытовом уровне: нет дождей – люди отправляются в ближайшую действующую церковь за много вёрст, в деревенских избах сохранились красные углы с иконами и т.д. И читатель знает: герои Текотева не оскудели духовно.
«Серафима» стала первой и последней книгой прозаика. Рукопись повестей и рассказов под общим названием «На низинах», готовящаяся к изданию в московском «Современнике», так и не увидела свет. Но некоторые рассказы были знакомы читателю по публикациям в «Литературной России», «Нашем современнике», многим местным газетам. Произведения эти, как и «Серафима» пробивались на страницы столичных периодических изданий трудно…
Рассказы и повести Текотева остросоциальны, публицистичны. Они охватывают большой круг проблем современности: сельское бездорожье («Петровы кулички»), нравственное здоровье общества («Изюминка»), состояние кормовой базы крупного рогатого скота («Пашуня»), вымирание деревни («На низинах»), пьянство («Авдейка и его тётки») и т.д. Прозаик показывает «глухой душевный бунт личности» («Старший брат»), конфликт отцов и детей («Изюминка»), кризис семьи («На своём месте»). Но, пожалуй, главный вопрос, на который автор пытается найти ответ, сформулирован в одном из рассказов: «Откуда у нынешней молодёжи такое неуважение к земле? Да что там к земле, к труду неуважение» («На своём месте»). Если герои «Серафимы» жили заботой о земле, то послевоенное поколение, отправившись искать счастья в город, уже начало отвыкать от сельского труда, но ещё и не приспособилось к труду заводскому….
Наиболее широкий резонанс вызвал рассказ Текотева  «На своём месте» (первоначально – «Развод»). Причина проста: рассказ о современных семейных ценностях был инсценирован известными советскими актёрами и передан по Всесоюзному радио. Текотеву стали приходить письма радиослушателей со всех концов страны. Образ мужа-труженика, противопоставленный бездельнице жене, нашёл живой отклик у представителей различных профессий. В основном, такие письма содержали благодарности, а замечания, как правило, касались отдельных деталей (например, одной радиослушательнице не понравилось, что отрицательного героя автор назвал красивым именем Люба). Впоследствии на радио состоялась дискуссия по этим письмам с участием автора.
В одном из своих лучших рассказов – «Агафоновы странности» (кстати, этот рассказ в исполнении Юрия Яковлева также прозвучал по Всесоюзному радио)  Текотев показывает деревенского «чудака» столяра Агафона Панкратьича. Он, как и Пашуня из одноимённого рассказа, какое-то время жил в городе, но вернулся домой – тянуло к земле: «В городе-то я жил, дак всё время чувствовал: будто душа усыхает. Меньше становится. А здесь кажин день чую – силой наливается. Как встану утром-то, да сюда приду, да в окна посмотрю на поля, на речку, на луговины, да на родную поскотину, где каждый пенёк знаком, где каждый кустик ночевать пустит, так душа-то птахой затрепещет <…> Человек без родины всё равно что пестерь без лямок». Биография Агафона, по советским понятиям, неблагонадёжная: внук диакона, сын кулака... Односельчане считают его чудаком – их удивляют Агафоновы «странности»: в военные годы он взял на себя чужую вину, пожалев многодетных матерей, и попал в заключение, освободившись,  приютил двух сирот в своём доме, большую сумму денег отдал в фонд мира…
Глеб Текотев пробовал силы в разных литературных жанрах. В его архиве – стихи, поэмы, басни, песни, очерки, сказки… Долгое время Текотев писал «в стол». От обнародования своих произведений прозаик отказался после критики одного журналиста, упрекнувшего его в подражательности. «Я на всю жизнь запомнил фразу корреспондента газеты: "Квакать – так квакать по-своему", - вспоминал Текотев в одном из интервью. –  С тех пор я ушёл в подполье. Сам для себя был критиком...». А когда пришёл, наконец, к читателю, времени оставалось немного. В целом ряде своих произведений он так и не  успел поставить последнюю точку. А многое из того, что успел дописать, так и осталось неопубликованным….
На Вологодчине была хорошая традиция приколачивать на избы ветеранов войны красные звёздочки. Пусть знают земляки: из такого дома кто-то ушёл на фронт. Сейчас в иных заброшенных деревнях эти поблёкшие, но каким-то чудом сохранившиеся звёздочки напоминают запёкшуюся кровь – нет пионеров, которые их подкрашивали. Нет стариков, которые рассказывали о войне. Нет никого…
"Деревенская проза" всегда видела деревенскую драму. И, показывая её без прикрас, не раз сталкивалась с раздражением властей, настороженностью критики и цензоров (вспомним, как непросто складывалась издательская судьба беловских «Канунов»). Но горькая правда о коллективизации была сказана. Сказана о войне, о последующих десятилетиях, о «лихих» 90-х и «пустых нулевых». Что же дальше? Есть ли просвет? Хочется ответить на этот вопрос утвердительно. Хочется верить, что возвращение народа к земле не за горами. Как и возвращение к тому, что всегда отличало русского человека.
Вот что нам говорит вологодский прозаик Глеб Текотев из далёких 70-х: "Я думаю, наш народ наделён какой-то высшей мудростью, которая выражается в терпеливости, простоте, честности и доброте. Ведь чего греха таить: мы зачастую подтягиваем ремешки, чтобы другим жилось лучше. <...> Нередко из-за честности, простоты и терпеливости нашего мужика называют дураком. Нет, не дурак он. Дураки те, кто так думает. Наш мужик трудится во имя великой цели – "чтобы всем жилось хорошо". И в этом есть его высшая мудрость". ("На низинах")
А эта мудрость ещё даст о себе знать. Счастье – жить для своего народа.

Новости
16.11.2017

Торжество литературы

С 23 по 27 ноября в столице Урала выберут лучших поэтов и прозаиков страны!
16.11.2017

«Огонь фламенко»

21 декабря танцевально-музыкальное шоу на сцене киноконцертного зала ЦДХ
15.11.2017

Скрипка Паганини

В столицу привозят подлинный раритет – скрипку, принадлежавшую некогда великому скрипачу и композитору
12.11.2017

Телеведущий Борис Ноткин

найден мертвым в поселке Рождествено в Одинцовском районе Московской области

Все новости

Книга недели
Пешком в историю Петербурга

Пешком в историю Петербурга

Борис Кириков. Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площади, мосты М. Центрполиграф 2017 608 с. 1500 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Без штампов

Это не кинорецензия, их уже немало. Это своего рода удовлетворение восстановленн...

Болдырев Юрий

Уважать прошлое ради будущего

Как сегодня оценивать Великую Октябрьскую социалистическую революцию?