САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Волны демографического ненастья

20.05.2019
Волны демографического ненастья Профессор Анатолий АНТОНОВ полагает, что коренное население будет заменено мигрантами.

Учить и лечить

14.05.2019
Учить и лечить Медколледж Российской академии медицинских наук отпраздновал 60-летний юбилей.

Московские встречи с писателями в мае

11.05.2019
Московские встречи с писателями в мае МГО СП России и «Литературка» приглашают на творческие вечера известных авторов.

Химия музыки и слов

21.05.2019
Химия музыки и слов В этом году российского зрителя ждут сразу три новых мюзикла Карена Кавалеряна. Поэт и драматург рассказал «ЛГ» о процессе создания песен, о дорогах, которые мы не выбираем и о «Ромео и Джульетте» со счастливым концом.

Ветреные пейзажи

19.05.2019
Ветреные пейзажи Андрея КОРОВИНА давно не нужно представлять любителям поэзии и читателям «Литературки».

Что такое война...

13.05.2019
Что такое война... Фронтовику Якову ГРИНУ почти 95 лет; он ослеп и оглох, но продолжает писать стихи...

Главред «ЛГ» Максим Замшев в гостях у радио Mediametrics

Смотреть все...

Парень с рабочей окраины

18.05.2019
Парень с рабочей окраины О поэтическом сборнике Максима ЖУКОВА «Как полный…» размышляет Игорь ПАНИН.

Когда деревья были большими

12.05.2019
Когда деревья были большими Владимир СПЕКТОР о ностальгической книге Владимира КАЗАКОВА «Воскрешение на Патриарших».

«Ни к одной стране судьба не была так жестока...»

07.05.2019
«Ни к одной стране судьба не была так жестока...» Именно на территории Белоруссии начиналось крушение Российской Империи, а затем и СССР, полагает Изяслав КОТЛЯРОВ.
  1. Нужны ли в современной России толстые литературные журналы?

Фантастика как прием

17.05.2019
Фантастика как прием Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ о книгах, жанрах и «премиальной истории» в литературе.

Обращение к коллегам

15.05.2019
Обращение к коллегам Глава Русского ПЕН-Центра Евгений ПОПОВ о скандалах вокруг организации.

Сталин ненавидел Ленинград?

09.05.2019
Сталин ненавидел Ленинград? Марина ЮДЕНИЧ дала отповедь Елене ЧИЖОВОЙ в связи с «блокадными» фантазиями.

РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 6

РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 6

Ремесло, мастерство, традиция - 6
Ткачество – ещё одно необходимое для жизни ремесло, развившееся и в художественные промыслы.
На русском Севере главная культура для ткачества – лён. «… в разговоре о прошлом нашего народа культуру тканья можно поставить наравне с культурой земледелия или же строительства. Трудно даже предположить, из каких веков, из каких древних времён тянутся к нам льняные нити холщовой основы», - писал В. И. Белов в очерке «Спутник женской судьбы» из знаменитого «Лада», в котором досконально, от семечка до производства всех видов тканей описал все этапы работы со льном. Здесь же мы лишь обозначаем основные ремёсла и промыслы, к которым относится и ткачество.
Ткачество с давних времен составляло исконное занятие русской женщины. Ещё до 30-х годов ХХ веков оно было распространено в русских деревнях почти повсеместно. В каждой крестьянской семье женщины изготавливали домотканое полотно. Из него шили одежду, скатерти, простыни, полотенца и другие необходимые в быту предметы. В любой избе имелся самодельный ткацкий стан (кросна), представлявший собой сложную деревянную конструкцию. Говорят, что северные деревенские дома такие большие ещё и потому, что осенью, после окончания полевых работ, в них собирались, хранившиеся до этого в разобранном виде, кросна, занимавшие много места. Техника тканья была непростой. «За день хорошая мастерица ткала одну стену  холста. Две стены – около пятнадцати метров – назывались концом», - пишет Василий Белов.
Кроме гладкой холстины, деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. При этом приемы тканья ещё более усложнялись за счёт различных специальных приспособлений, с помощью которых на станке набирался тот или иной узор. Способы украшения тканей орнаментом известны с давних пор. В древних поселениях восточных славян археологами найдены фрагменты узорных тканей X-XII веков. Узорное ткачество нередко совмещалось с вышивкой, набойкой, кружевом.
Некоторые виды работ с тканями становились самостоятельными промыслами. Например, производство «набивных тканей», когда узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм.
Набойным промыслом занимались целые уезды России. Из набойки шили мужскую и женскую одежду, церковные облачения, скатерти, пологи и т. д. Набойка была и в крестьянской избе, и в домах зажиточных горожан.
В XIX веке во многих уездах изготовляли кубовую набойку – ткань с белым узором на синем фоне. На белый холст наносили узор с доски, покрытой «вапой» - смесью глины, купороса и клейкого вещества. Затем ткань опускали в чаны с синей краской, и она окрашивалась, а узор оставался белым.
7
Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом женского рукоделия и очень давним. Неслучайно именно в орнаментах и узорах вышивки сохранились сюжеты древних верований и обрядов. Чаще всего это вышивка красными нитями по белому полотну. А изображались: женские фигуры (Мать-сыра Земля или Макошь), олени, кони и всадники, плавающие и летящие птицы. По словам академик Б. А. Рыбакова: «история культа великой богини жизни оказалась написанной не римскими или греческими учеными, а архангельскими и вологодскими вышивальщицами красными нитями на белом полотне».
К концу XIX века во многих областях образовались вышивальные промыслы. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней – подзоры. Впрочем, вышивкой с не меньшим усердием, чем крестьянки, занимались и девушки и женщины высших сословий. Вышивали крестиком, гладью. Особо ценилось золотошвейное мастерство.
От простейшего, но с вышивкой «Кого люблю, тому дарю», кисета до шитых шёлком и золотом церковных покровов – всё это вышивка, мастерство женских рук и талант народа на создание красоты.  
8
А ведь не так давно и появилось это, казалось бы исконно русское искусство в наши деревнях и городах – в  XIX веке. Кружевные промыслы возникли тогда в Ельце Орловской губернии, в Тверской губернии, и в Вятке… Особо славится и поныне, появившееся в то же время Вологодское кружево.
… Постукивание, позвякивание, то звонкое, то глухое коклюшек; крепкий щёлк булавки, втыкаемой в набитую сеном подушку-куфтырь; и едва слышный певучий звук – то задела мастерица коклюшкой натянутую как струна нить… Звуки эти привычно родные во многих вологодских домах, и в крепких избах села Кубенского, и соседних деревенек, и в купеческих домах городка Кадникова… И заплетается вкруг игольных головок нитка белая, и рождается  чудо, диво-дивное, морозный, снежинчатый узор-кружево…
Бывало, в прежние времена узоры кружевные с морозного окна и срисовывали, потом на сколок узор переносили, и был тот сколок не картонный как нынче, а берестяной…
И верится, что через века и века тянется в наше время кружевная нить… Но, если обратиться к документам – вот, кажется,  первое упоминание о кружеве на Вологодской земле: "сговорная грамота" из 1612 года по поводу женитьбы крестьянина Спасо-Прилуцкого монастыря Марка Скоровского, где записаны «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчужным". В описи другого вологодского жениха 1670 года можно прочесть про "охабень жёлт, камчат, круживо серебряное…»
А теперь надо признать, что «круживо» из 17 века если и имеет, то очень далёкое отношение к тому вологодскому кружеву, которое знаменито сегодня на весь мир.
Появилось вологодское кружево, в нынешнем понимании этого явления (или предмета искусства), не ранее первой половины 19 века, вслед за пришедшей в светские салоны Петербурга модой на голландское кружево. В дворянских усадьбах вокруг Вологды появляются свои мастерские, где обученные, приглашенными из столиц мастерицами, крепостные крестьянки и плели кружева, но не просто копировали иностранные образцы, а вносили и своё – фантазию и душу вкладывали в нитяные узоры. Да и зачем какие-то заморские образцы, если, и правда – только глянь на стекло морозное, на снежинку тихо севшую на варежку… Из усадебных мастерских перешагнуло это искусство и в крестьянские избы, став серьезной статьей дохода для крестьянских семей.
«В Вологде главное занятие небогатой женщины, девицы и девочки лет с семи – плетение кружева», - уже в 1860 году писалось в журнале "Акционер"…
…И сегодня не умерло старинное искусство, славный народный промысел: в Вологде действует губернаторский колледж (в недалеком прошлом профессионально-техническое училище), где девушки обучаются профессии кружевницы, работает Вологодская кружевная фирма «Снежинка», создан музей кружева…
 



Новости
21.05.2019

Уличные песни на Новом Арбате

Влад Маленко презентует свою новую книгу «Зонги».
21.05.2019

Большая книжная ярмарка в Перми

Третий год подряд мероприятие состоится 23-26 мая в центре города.
20.05.2019

Бальзаку – 220

20 мая исполняется 220 лет со дня рождения великого французского писателя Оноре де Бальзака.
20.05.2019

«Лавр» в «Театре на Литейном»

В репертуаре петербургского театра появится сценическая версия романа Евгения Водолазкина.
19.05.2019

Евгений Попов расскажет о ПЕН-Центре

С известным прозаиком и президентом Русского ПЕН-Центра побеседуют в связи с 30-летием организации.

Все новости

Книга недели
Поэт и муза

Поэт и муза

К 110-летию со дня рождения выпущен поэтический сборник автора известных романов «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей».
Колумнисты ЛГ
Крашенинникова Вероника

За кого пропаганда?

Нацистский Третий рейх был разгромлен 74 года назад. Но идеология фашизма как ин...

Попов Валерий

Озорные экскурсии

И вдруг рябой светлый зайчик со скоростью, недоступной материальным предметам, п...

Минаков Станислав

Он из Харькова

Уроженец Славянска (теперь – символическое место в связи с войной в Донбассе...

 Анатолий Белкин

Сыщик-сатирик

Наш сегодняшний гость – великий писатель XVIII века, основоположник английского ...

Воеводина Татьяна

Бациллы дерибана

Выступая недавно на заседании коллегии Генпрокуратуры, президент говорил и о защите...