18 сентября Понедельник

135 лет назад родился Михаил Авилов (ум. 1954), русский живописец-баталист ("Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле")

19 сентября Вторник

День оружейника в России - это праздник всех работников предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, создателей отечественного оружия

20 сентября Среда

95 лет назад родился Григорий Поженян (ум. 2005), российский поэт и прозаик

21 сентября Четверг

Юбилей отмечает Ольга Остроумова, российская актриса театра и кино, народная артистка России

22 сентября Пятница

День осеннего равноденствия

23 сентября Суббота

115 лет назад родилась Надежда Кошеверова, советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР

24 сентября Воскресенье

В 2017 г.: День машиностроителя

Сегодня 20 сентября 2017 года: 95 лет назад родился Григорий Поженян (ум. 2005), российский поэт и прозаик

РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ-3

РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ-3

Ремесло, мастерство, традиция - 3
Итак, назовём несколько наиболее распространённых ремёсел и возникшие на их основе промыслы.
Кузнечное ремесло появилось в глубокой древности и, пожалуй, первым резко выделилось из бытовых работ. В том числе и потому, что работа была связана с огнём, с опасностью пожара, и потому требовало отдельного, отстоящего от других построек помещения. Да и сложность этой работы требовала длительного обучения (от мастера – подмастерью) и не могла быть общим занятием. Кузнец в деревне или округе был один (а у него один помощник).
Эта некоторая отъединённость (прочный дом с земляным или даже каменным полом на усторонье, вблизи реки или озера), стихия огня, умение сделать то, что не могут сделать другие – превращали кузнеца в фигуру мистическую. Считалось, что (в языческой культуре) он связан с богом огня Сварогом, в православии (точнее в «народном православии») – с нечистой силой. О кузнецах сочинялись сказки, былички и т. д.
Кузнецов считали знахарями и колдунами. Глагол «ковать» связан со словом «ковы», означающим злой умысел; «ковьник» - замышляющий зло. Слово «коварство» имеет два смысла: более древний – уменье, смышлёность; другой, известный и в наше время – лукавство, неискренность, злоумышление. В то же время считалось, что кузнецы могут «сковать счастье», приворожить. В одной из былин рассказывается, как Святогор поехал к Северным горам узнать у кузнеца о своей судьбе. «В кузнице кует кузнец два тонких волоса. Говорит богатырь таковы слова: «А что ты куёшь, кузнец?» - Отвечает кузнец: «Я кую судьбу. Кому на ком жениться…»
С приходом на Русь христианства, языческий Сварог сменяется святыми Кузьмой и Демьяном, покровителями кузнечного дела. Тут существенную роль сыграло и созвучие имени «Кузьма» с «кузницей», и то, что святых было двое, а у кузнеца тоже всегда был подмастерье…
Русский народ с именами святых Кузьмы и Демьяна соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота. Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин.
По народному представлению, эти святые занимаются кузнечным делом. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Почитались Косьма и Дамиан (подобно древнему кузнецу) покровителями брачных союзов.
В сказках и легендах древнего кузнеца Сварога так же заменили Кузьма и Демьян или (Козьмодемьян).
Вот, например, один из вариантов легенды о борьбе кузнеца со змеем: «Повадился в одну страну летать змей, брать людей на съедение. Дошла очередь до царской дочери. Бежит она мимо кузницы, где куют Кузьма и Демьян. Кузнецы спрятали её в кузне за железной дверью. Прилетел змей, требует выдать ему царскую дочь. «Пролижи языком железную дверь, и мы посадим её тебе на язык», - ответили кузнецы. Змей пролизал дверь, а Кузьма схватил язык раскалёнными щипцами, Демьян же впряг его в плуг. Они пропахали на нём борозду от Киева до Чёрного моря. Так появился Змиев вал».
Впрочем, в своей работе «Ремесло древней Руси»  Б. А. Рыбаков пишет: «… многие историки хозяйства отрицали возможность выработки железных изделий даже для X – XII в.в. н.э., считая, что все железные вещи покупались русскими у иностранных купцов. Одним из аргументов являлась ссылка на удалённость месторождений железа от русских областей. Естественно, что подход к древнему производству с мерками современной нам крупной промышленности не может дать точных результатов. Первые металлурги, варившие железо в очагах и сыродутных горнах, вполне удовлетворялись теми незначительными, но повсеместными запасами сырья, которыми современная промышленность пренебрегает, а карты полезных ископаемых их просто не отмечают».
Конечно, эти мнения давно опровергнуты – можно сказать, что уже досконально изучены способы добычи руды в древности, выплавки металла, производства «кричного» железа, называемого так от слова «крица» - куска металла, получаемого при обработке руды.
С кузнечным делом, кстати, тесно связано и ювелирное производство. Но я не буду здесь на нём останавливаться, отмечу только, что, оказывается, отливка украшений – первоначально была в женских руках. Не случайно «льячка» - обожжённая глиняная ложка для розлива жидкого металла в формы, частый атрибут женских захоронений, наряду с украшениями и другими предметами женских ремёсел. Но затем, что и естественно, изготовление украшений тоже перешло в кузницы и мастерские при них.
Веками накапливался опыт, совершенствовалась техника кузнечного дела. От изготовления подков и ковки лошадей, до хитрых замков, и изукрашенных ларцов – всё было делом кузнецов-мастеров.
На протяжении многих веков в России складывались и развивались промыслы по обработке железа.
В XVI-XIX веках значительные кузнечные производства были сосредоточены в Москве, Устюжне Железнопольской, Великом Устюге, Туле, Ярославле, Нижнем Новгороде. В каждом из этих центров складывались свои традиции, были свои талантливые мастера.
В Великом Устюге в 1620-х годах насчитывалось 47 кузниц. Через 60 лет их было уже 68.
В XVII – XVIII веках в Великом Устюге было широко развито искусство просечного железа. Им украшали секирные замки, дверные накладки. Подзоры из железного кружева обрамляли свесы кровель богатых домов и церквей.
Особенное распространение в быту того времени получили ларцы-теремки и подголовники, служившие для хранения одежды, различных ценностей и деловых бумаг.
В отдельный промысел выделилось в XIX – XX веках в Великом Устюге искусство «мороза по жести», к сожалению ныне утраченное. Секрет этого уникального мастерства состоит в нанесении на поверхность тонкого раскаленного листа жести кислоты, которая, вскипая, оставляет фантастические узоры, подобные рисункам мороза на стекле. Шкатулки «с морозом» славились по всей России и за границей. Целые династии мастеров развивали это ремесло.
Последний мастер «мороза по жести», П. А. Сосновский уже в 60-х годах 20 века пытался обучать своему делу молодёжь. Но в наше время мастеров «мороза по жести», кажется, нет. Хотя, думается, что восстановление этого промысла при желании – возможно.
Там же, в Великом Устюге, появился и, пройдя через годы широкого признания и почти забвения, сохранился и продолжается в наши дни другой знаменитый промысел – северная чернь.
Когда возникло черневое дело на Севере – достоверно неизвестно. Но уже в XVIII веке оно процветало в Великом Устюге, чему способствовали широкие торговые связи города, развитие многих ремёсел, в том числе художественной обработки чёрных и цветных металлов, богатые традиции серебряного дела.
Изделия предприятия «Северная чернь» и сегодня пользуются большим спросом, остаются одним из «брендов» Великого Устюга и всей Вологодчины.
Ещё раз процитирую «Лад» Василия Белова, его поэтический и в то же время абсолютно точный взгляд на деревенскую кузню и техническую смекалку русского человека (всё, всё в жизни взаимосвязано): «Сельская кузница, как и водяная или ветряная мельница, всегда была окружена таинственной дымкой: труд, быт и поэтическое творчество составляли когда-то единый сплав народной жизни. В этом смысле современная сельская мастерская ещё хранит дух деревенской кузницы.
Вообще внедрение в сельскую жизнь техники проявляется порою самым неожиданным образом. Повсюду находятся мудрецы, умеющие приспособить резиновые колёса от сломанного либо разобранного прицепа к молоковозной или навозной телеге. Рыбаки-любители для рыбалки «с лучом» вместо смолья и железной козы – (кстати, вот ещё очень частое изделие кузнецов – «коза», что крепилась на носу лодки, на которую укладывалось горящее «смольё» для лучевания рыбы – Д. Е.) – превосходно пользуются аккумулятором. Паяльная лампа используется не столько для паяния, сколько для разогрева машин, с её же помощью палят свиней на окорок. Для вывешивания ремонтируемых домов давно приспособлены гидравлические домкраты. Такие примеры бесчисленны».
Добавлю, что если на селе «дух деревенской кузницы» хранят мастерские (а мастерские работают там, где есть действующее сельхозпредприятие), то в городах ныне большой популярностью пользуется художественная ковка (богатые люди отгораживаются не просто высокими, но красивыми заборами), и городская скульптура – «памятник чижику-пыжику» и солдатик у ворот Михайловского замка в Санкт-Петербурге; «памятник букве «О» в Вологде – тому примеры.
И ныне живёт (и, наверное, никогда не умрёт) кузнечное дело.
 

Новости
11.09.2017

Во имя Маршака

С 11 по 17 сентября 2017 года в Москве проходит XIX Московский всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма»
07.09.2017

«Чеховская осень - 2017»

VIII Международный литературный фестиваль состоится 28-29 октября 2017 года в Крыму, г. Ялта
06.09.2017

Концерт Филиппа Дареса

«От Атлантики до Урала» в рамках российского турне
05.09.2017

«Гаврош–2017»

С 22 сентября по 1 октября 2017 года в Москве пройдет ХI Международный фестиваль спектаклей «ГАВРОШ. Французский сезон»

Все новости

Книга недели
Год революции

Год революции

БИЧ 1917. События года в сатире современников / Автор идеи Вадим Гусейнов. М. Бослен 2017, 232 с. 1000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Богемная незалежность

Богема всегда и всюду фрондирует. Не следует возмущаться.

Лекух Дмитрий

Политкорректность сломалась

Удивительные вещи происходят в нашем стремительно меняющемся мире.