САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Страсти по Дмитрию Быкову

22.04.2019
Страсти по Дмитрию Быкову Пока писатель лежал в коме, ему активно перемывали косточки.

Место встречи изменить нельзя

18.04.2019
Место встречи изменить нельзя Новый сезон проекта «Встречи с писателями» стартует в «Библионочь – 2019».

Наградили за русофобию?

15.04.2019
Наградили за русофобию? Народ в России возмутился награждением грузинского режиссера Отара ИОСЕЛИАНИ.

Венгерские мотивы

23.04.2019
Венгерские мотивы В рассказе Владимира ЛОРЧЕНКОВА не только детство и Венгрия, но еще и писатель ПРОХАНОВ.

«Сибирский тракт». Часть вторая

19.04.2019
«Сибирский тракт». Часть вторая «Литературка» продолжает знакомить читателей с поэтическим товариществом «СТ».

Не играйте в шахматы с китайцами

14.04.2019
Не играйте в шахматы с китайцами В одном из рассказов Вячеслава ХАРЧЕНКО вы найдете четкий ответ – почему не стоит этого делать.

Главред «ЛГ» Максим Замшев в гостях у радио Mediametrics

Смотреть все...

Лев Толстой в Саратове

24.04.2019
 Лев Толстой в Саратове О том, как будущий классик по Волге путешествовал, рассказывает Валерий ГАНСКИЙ.

Писатели, которые потрясли мир

20.04.2019
Писатели, которые потрясли мир Владимир СПЕКТОР пишет об увлекательной книге Елены САЗАНОВИЧ.

Речной иконостас

15.04.2019
Речной иконостас О новом сборнике стихов Алексея ПОЛУБОТЫ «Вечность» рассказывает Юлия СКРЫЛЕВА.
  1. Нужны ли в современной России толстые литературные журналы?

Ассанжа нельзя экстрадировать в США

21.04.2019
Ассанжа нельзя экстрадировать в США С таким заявлением выступил Международный ПЕН.

О пожаре в Notre-Dame de Paris – стихами

18.04.2019
О пожаре в Notre-Dame de Paris – стихами Надежда ОСЬМИНИНА пишет о громком событии и о том, какие чувства оно вызвало в ее душе.

Отмывание денег глазами писателя

16.04.2019
Отмывание денег глазами писателя Андрей РУБАНОВ об особенностях отечественного капитализма.

Их песня метала душу...

Их песня метала душу...

О чём кричали царственные птицы

Ох уж эта «Матильда»! Столько о ней шума и разговоров было ещё до выхода на экраны, хотя самого Учителя лишь с натяжкой можно называть первопроходцем темы, для многих художников просто неподъёмной. В искусстве всё, как в жизни: о зачинщиках узнают потом…

83c314c939fb62a47af03335aeb05400.jpg

И кто же они? Создатели семейной картины, судя по титрам: в авторах сценария не только сам режиссёр Глеб Панфилов, но, разумеется, и жена (Инна Чурикова) и даже сын-ресторатор, которого с детства приучали к игровому кино. В их фильме «Романовы. Венценосная семья», вышедшем в свет в 2000 году и получившем национальный приз «Золотой овен», Кшесинская хотя и появляется только на фотографиях, но эти два знаковых эпизода являются своего рода кинематографической предтечей.

Сначала «заветные» карточки Матильды, спрятанные в книгу с малиновым окладом, император трепетно разглядывает в царском поезде, следующем в Ставку в канун роковых петроградских событий. Ещё немного, и монарх, взбодрённый коньячком, расчувствуется и пустит слезу...

Фотографическая деталь не только тенденциозна, но и недостоверна: она не является историческим фактом. Зато какую несёт нагрузку! Матильда — это любовь до Ипатьевского дома, до последнего вздоха, в чём зрителя настойчиво пытаются убедить создатели... У нас ведь так: «шёл в комнату — попал в другую», где правит бал Радзинский и тихо, славно наговаривает пикантные подробности из жизни Дома Романовых.

Затем эти карточки, как чеховское ружьё, «стреляют» снова, когда поезд с царской семьёй, следуя в Сибирь, делает остановку прямо у реки, а мужчины намерены искупаться.

И здесь улики против мужа тут как тут: они веером падают из кармана офицерской гимнастёрки и сразу же оказываются в поле зрения Александры Фёдоровны.

— Что это? Что за создание? — негодующе вопрошает она.

— Это… лебедь, — собирает рассыпавшиеся фотокарточки обескураженный супруг и босыми ногами семенит за уходящей и разгневанной женой. — Аликс, ты неправильно меня поняла…

Нигде, ни в каких источниках, я не нашёл запротоколированные подробности этого эпизода, хотя остановка на северной ветке Транссиба всё-таки была: «3-го августа. Проехали Пермь в 4 ч. и гуляли за г. Кунгуром вдоль реки Сылве по очень красивой долине» («Дневник Николая Второго»). А если «гуляли», стало быть, и купались, — почему не допустить некоторые фривольности?  

И всё, дело сделано — образ мужа-шкодника создан и любовный треугольник обозначен! И пусть историки потом гадают: было это по дороге в Тобольск или не было, или же снимки примы Императорского театра, возникшие вдруг в пути, плод фантазии семьи Панфиловых.

Что ж, пусть фотографические эпизоды спорного не только в мелочах фильма останутся на совести двух профессионалов. А теперь уже и третьего — режиссёра Алексея Учителя. Приступая к «Матильде», ему было «делать жизнь с кого».

И вот ведь странное дело: теперь даже стойкие, казалось бы, оппоненты пошли на попятную и публично заявляют, что фильм Учителя снят профессионально. Если это единственный критерий, то я решительно против такого искусства: в основе «первой древнейшей» тоже, как известно, лежит профессионализм. Не это ли имел в виду Андрей Тарковский, когда обозначил своё творческое кредо: «Для меня кино — это занятие нравственное, а не профессиональное»?

Нравственную сторону проблемы предельно рельефно обозначило событие, случившееся ранним утром 31 июля 1917 года. В этот день, когда семья Романовых навсегда покидала Царское Село, на пруду кричали чёрные лебеди.

«Это были протяжные, певучие вскрики тоски, безысходной печали, рыдания по невозвратно уходящему, необъяснимо прекрасному, неоценимо дорогому и незаменимо родному, — уже в эмиграции вспоминал командир гвардейских стрелков полковник Николай Артабалевский. — Их песня метала душу... Тогда, когда не может быть места человеческому голосу, — царственная птица взывает к Богу».

Наш мир перевернулся: грациозная птица, вместе с Царственными мучениками улетевшая в вечность, выше и чище современного человека!  

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК



Новости
24.04.2019

Максим Замшев в Telegram

Главный редактор «ЛГ» открыл канал в популярном мессенджере.
24.04.2019

«Судьба» китайского деревенщика

Издательство «Шанс» выпустило знаковую повесть Лу Яо.
24.04.2019

Язык до Тегерана доведет

С 24 апреля по 4 мая пройдет XXXII Тегеранская международная книжная ярмарка.
24.04.2019

Никто не забыт, ничто не забыто

В Санкт-Петербурге прошла V просветительская программа для молодых соотечественников «Читаем Блокадную книгу», посвященная 75-летию освобождения Ленинграда.
24.04.2019

«Симбирская книга» завершается

В Ульяновске подходит к концу Всероссийская книжная выставка-ярмарка.

Все новости

Книга недели
Игра в пустяки, или «Золото Маккены»

Игра в пустяки, или «Золото Маккены»

Автор выбрал иностранные фильмы, на которые народ валил толпами, которые любил и знал наизусть
Колумнисты ЛГ
 Анатолий Белкин

Сыщик-сатирик

Наш сегодняшний гость – великий писатель XVIII века, основоположник английского ...

Воеводина Татьяна

Бациллы дерибана

Выступая недавно на заседании коллегии Генпрокуратуры, президент говорил и о защите...

Макаров Анатолий

Средства от богатства

С детства под влиянием незабываемых впечатлений исповедую народную заповедь: от ...

Крашенинникова Вероника

Польские «Прометеи»

Среди «идей» Варшавы давно есть Междуморье. Термину около ста лет. Междуморье – ...

Болдырев Юрий

За всё – спасибо!..

Приняты законы против оскорбления власти и распространения недостоверных новосте...