САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Волны демографического ненастья

20.05.2019
Волны демографического ненастья Профессор Анатолий АНТОНОВ полагает, что коренное население будет заменено мигрантами.

Учить и лечить

14.05.2019
Учить и лечить Медколледж Российской академии медицинских наук отпраздновал 60-летний юбилей.

Московские встречи с писателями в мае

11.05.2019
Московские встречи с писателями в мае МГО СП России и «Литературка» приглашают на творческие вечера известных авторов.

Ветреные пейзажи

19.05.2019
Ветреные пейзажи Андрея КОРОВИНА давно не нужно представлять любителям поэзии и читателям «Литературки».

Что такое война...

13.05.2019
Что такое война... Фронтовику Якову ГРИНУ почти 95 лет; он ослеп и оглох, но продолжает писать стихи...

«Там, где солнце ярким орденом…»

10.05.2019
«Там, где солнце ярким орденом…» Марианна СОЛОМКО не только поэт, но и музыкант. И это явственно ощущается в ее стихах.

Главред «ЛГ» Максим Замшев в гостях у радио Mediametrics

Смотреть все...

Парень с рабочей окраины

18.05.2019
Парень с рабочей окраины О поэтическом сборнике Максима ЖУКОВА «Как полный…» размышляет Игорь ПАНИН.

Когда деревья были большими

12.05.2019
Когда деревья были большими Владимир СПЕКТОР о ностальгической книге Владимира КАЗАКОВА «Воскрешение на Патриарших».

«Ни к одной стране судьба не была так жестока...»

07.05.2019
«Ни к одной стране судьба не была так жестока...» Именно на территории Белоруссии начиналось крушение Российской Империи, а затем и СССР, полагает Изяслав КОТЛЯРОВ.
  1. Нужны ли в современной России толстые литературные журналы?

Химия музыки и слов

21.05.2019
Химия музыки и слов В этом году российского зрителя ждут сразу три новых мюзикла Карена КАВАЛЕРЯНА.

Фантастика как прием

17.05.2019
Фантастика как прием Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ о книгах, жанрах и «премиальной истории» в литературе.

Обращение к коллегам

15.05.2019
Обращение к коллегам Глава Русского ПЕН-Центра Евгений ПОПОВ о скандалах вокруг организации.

Блог Валерия Рокотова

  • Архив

    «   Май 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

МОСГОРСУД ПРИЗНАЛ ПЛАГИАТ В ТЕАТРЕ ЕРМОЛОВОЙ, НО...

«Новые Известия»,
19.10.2018
МОСГОРСУД ПРИЗНАЛ ПЛАГИАТ В ТЕАТРЕ ЕРМОЛОВОЙ,
НО ПОЩАДИЛ ВИНОВНИКА

Дело о «левой» постановке в Театре им. Ермоловой повторно разобрал Мосгорсуд. Спектакль «Одесса 913», обогативший продюсера Л. Робермана, был создан с нарушением авторских прав писателя Валерия Рокотова. Суд увеличил сумму компенсации ограбленному автору, но при этом снова освободил от ответственности владельца шоу. Платить за плагиат будут театр и режиссёр.

В этом деле многое удивляет. Главное – никто из ответчиков не может объяснить, как в постановке появились контрафактные персонажи и сцены, а так же дополнительные костюмы и реквизит? Театр утверждает, что к постановке не прикасался. Все изменения вносили продюсер Л. Роберман и нанятый им режиссёр. Все костюмы и реквизит созданы по заказу продюсера и не могли попасть в спектакль без его ведома. Театр представил в суд «грязную» инсценировку, где все нарушения налицо.

Роберман заявляет, что чист, как стёклышко. Он показывает суду «чистую» инсценировку и договоры, где про «левак» – ни слова.

Но «левак» же есть. И его много. На основе чужого материала создан сквозной эпизод – с 3-й по 9-ю сцены. В спектакле – 4 героя повести Рокотова и звучит его текст. На видео – артисты в костюмах, которые неизвестно кем изготовлены, и куча реквизита (включая пулемёт), на который нет документов. Как всё это появилось на сцене Ермоловского? Позиция Робермана: «Не знаю».

Писатель Валерий Рокотов поясняет «НИ»:

- Продавец «палёной» водки тоже предъявляет «чистые» документы. По ним в бутылках – спирт высшего качества с родниковой водой. Но люди почему-то мрут. Вопрос в другом – почему судьи на этот банальный обман ловятся и освобождают предпринимателя от ответственности? Они что, вчера родились? Суд не может не знать разъяснений Верховного суда, где говорится: «Возможность взыскания компенсации за нарушение исключительного права на произведение не зависит от того, знал ли нарушитель о неправомерности своих действий». Здесь вообще нет вопроса: знал ты, милок, или не знал, что у тебя «палёный» спектакль? Нарушения есть, значит, ты отвечаешь.

- Я считаю, что Робермана отмазывают, – предполагает писатель. – Когда я предлагал разойтись миром и делал уступки, продюсер намекнул на то, что у него лежит компромат. И он его, если припрут, предъявит. На кого компромат? Думаю, что на Марка Гурвича. А на кого же ещё? Не на Меньшикова же, который здесь ни при чём совершенно и разгребает чужое «наследие». Гурвич – второй подельник в этой коммерции. Он был директором театра и выпускал эту «Одессу» злосчастную.

Кроме того, Рокотов рассказал об эксперте, которая делала заключение для суда. Это – Татьяна Троицкая, которая в 2008 году помогла вывезти из страны картину Кустодиева «Масленица». Об этом писала «Комсомольская правда». Оценила уникальную картину в 150 тысяч рублей, и её ту же продали на «Сотбис» на 8 миллионов долларов. В 2016 году Троицкая была осуждена на три года условно. Догадайтесь, за что? За содействие контрабанде. Статуэтку Будды 19 века помогала перекинуть через границу. Написала, что это ширпотреб, продающийся в магазинах. Ей было запрещено заниматься экспертной деятельностью. Министерство культуры подтверждает: отозвано у Троицкой это право за её жульничества. Но она продолжает делать экспертизы.

Писатель сообщил «НИ», что сумма компенсации, добавленная Мосгорсудом, незначительна – около 160 тысяч рублей. Такие штрафы за многолетнее нарушение ведут, по его мнению, к поощрению плагиаторов. Ведь за время показов спектакль заработал не один миллион рублей…

От редакции: В 2012 году спектакль «Одесса 913» был награждён премией «Звезда Театрала». Будут ли её отзывать – вопрос на засыпку для вдохновителей и организаторов конкурса.

ИСТОРИЯ ГОЛЛИВУДА: РУССКАЯ ВЕРСИЯ

[CENTER]ИСТОРИЯ ГОЛЛИВУДА: РУССКАЯ ВЕРСИЯ
 

Читать подробнее...

Фото:

ВПЕРЁД, ПЛАГИАТОРЫ!

«Новые Известия», 1.06.2018

редакционная статья

ВПЕРЁД, ПЛАГИАТОРЫ!

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ ТОНЕТ В СУДАХ

30 мая Тверской суд Москвы принял историческое
решение. Оно будет иметь последствия для всех, кто занимается творчеством.Со
вчерашнего дня продюсеру не нужно спрашивать разрешения автора и платить за его
творческий труд. Ему нужно просто дожидаться претензий. Почему? Да потому что
по суду он заплатит гораздо меньше.

Суд признал незаконным использование произведения Валерия Рокотова в постановке «Одесса 913», созданной Театром им. Ермоловой и продюсером Л. Роберманом. О ситуации вокруг неё «НИ» писало в статье «Кастетом от Мельпомены». При этом он назначил не просто небольшую, а ничтожную компенсацию.

По закону, компенсация определяется, исходя из гонорара, полученного нарушителем. Ограбленный автор должен получить сумму гонорара нарушителя, увеличенную вдвое. Это штрафная санкция, соответствующая мировой практике, – чтоб не повадно было. Всего нарушители намолотили за шесть лет 37 миллионов. Успехом своим спектакль обязан именно фрагментам из ограбленной повести. Автор, один из ведущих московских критиков, доказал это, разобрав историю постановок пьесы «Закат» в статье для «НИ» «Как меня ограбили «поклонники Бабеля». Сумма гонорара режиссёра Овчинникова, обокравшего чужую повесть, - 1 миллион 82 тысячи рублей. Вместе с моральной компенсацией истец требовал 2,5 миллиона. Суд назначил – 123 тысячи.

"Суд удовлетворил просьбу ответчиков, которые сами себе назначили компенсацию. Такую, какую хотели. - комментирует решение истец Валерий Рокотов.- А хотели они заплатить не по закону РФ, а по собственному разумению. Для этого они заявили, что по практике арбитражных судов (!) истец доказывает рыночную стоимость своего «продукта». Исходя из этого, принимается решение о компенсации. Рокотов, заявили ответчики, рыночной стоимости своего «продукта» (права на использование своей повести) не определил. И поэтому они сами её устанавливают, да ещё просят снизить эту сумму пропорционально объёму украденного материала".

Объём украденного материала подсчитал эксперт, привлечённый ответчиками. Истец категорически возражал против назначения экспертной организации, не имеющей опыта проведения автороведческих экспертиз, и предлагал известные организации. Ему было отказано. Истец предлагал для экспертизы свои вопросы. Ему было отказано. В итоге экспертизу по вопросам, хитро сформулированным ответчикам, провела уголовная преступница, осуждённая на три года условно за содействие в контрабанде культурных ценностей. Про эту даму писала «Комсомольская правда», называя её помощником «культурной мафии». В 2008 году она оценила картину Кустодиева «Масленица» в 150 тысяч рублей, а через месяц её продали на аукционе «Сотбис» за 8 миллионов долларов. Эта дама хорошо известна в Министерстве культуры, которое оповещало инстанции, что она не имеет права выдавать справки. Московский Арбитраж не принимает её справок, указывая на судимость.

А в гражданском суде – всё иначе. Истец сообщил о судимости эксперта, его репутации и очевидной ангажированности. Никакого впечатления на суд это не произвело. Он принял заключение судимого и безграмотного эксперта, который лепит ошибки, даже цитируя текст повести.

В спектакле используются 4 персонажа Рокотова. На материале повести созданы самые яркие сцены спектакля. На нём же, по системе Станиславского, созданы «сквозной действие» и конфликт, без которых вообще нет спектакля. Фрагменты повести, вставленные в «Одессу 913», изъять нельзя, без разрушения всего замысла. Но эксперт говорит: можно. Он подсчитывает только дословные совпадения, а незаконную компиляцию и использование персонажей оправдывает «переделкой» и «дополнениями». Это прямо противоречит закону об Авторском праве и смежных правах. Но суд эти доводы принимает, и «экспертизу», которая ни в какие правовые ворота не лезет, кладёт в основу решения.

Интересно, что на протяжении всего процесса судья пытался выгородить продюсера Робермана – избавить его от ответственности. Он заявлял, что не понимает, за что его привлекать? (Это есть на записях, которые редакции «НИ» предоставил истец.) Судью пришлось убеждать в том, что по статье 1250 ГПК РФ и разъяснениям Верховного Суда предприниматель отвечает за свой бизнес даже в отсутствии вины. Подтасовка документов не освобождает предпринимателя от ответственности.

Суд, по закону, должен войти во все обстоятельства дела. Но «должен» не значит «будет». На этом процессе так и не выяснилось, как в спектакле оказались 4 персонажа из повести Рокотова, кто заказал эскизы «левых» костюмов, сшил их и оплатил эти работы? Так же осталось невыясненным, как в спектакле оказался «левый» реквизит, изготовленный для сцен с нарушениями? Прояснить вопрос может бывший директор Театра им. Ермоловой Марк Гурвич. Именно он выпустил спектакль перед уходом в Театр Сатиры. Но Гурвич сильно занят на посту председателя Совета директоров театров Москвы.

Ответчики на вопросы о «левых» костюмах и реквизите отвечать отказались. Театр не признался, была ли у него подпольная мастерская? Роберман заявил, что впервые видит эти костюмы и этот реквизит в своей постановке. Происходящее на суде явно напоминало цирк – развлечение для всех, кроме ограбленного истца.

Решение Тверского суда пока не вступило в законную силу. Дело должно пройти апелляцию. Но ссылаться на это решение уже можно. Вперёд, плагиаторы!

https://newizv.ru/news/society/01-06-2018/vpered-plagiatory-sistema-avtorskih-prav-tonet-v-sudah

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ОВЧИННИКОВУ, РОБЕРМАНУ И ГУРВИЧУ

[JUSTIFY]

Читать подробнее...

Фото:

ПО ПОВОДУ ДРАКИ ВЧЕРАШНЕЙ

Одиночный пикет разрешён законом. Согласовывать его не требуется. Поэтому ничего противоправного в действиях моих не было. Пусть охрана не врёт. Я имел право встать в пикет с плакатом и раздавать листовки о том, что «Одесса 913» – это контрафактный спектакль, и зрители имеют право вернуть свои деньги.
Когда выскочили, я всё объяснил популярно: театр шесть лет меня грабит, пора с этим заканчивать, по закону имею право. «Да наср… на ваши права, наср… на закон. Убери свой ср… плакат». Это было начало общения. А потом начали рвать мой плакат, и произошло то, что произошло. В двух заявлениях, которые на меня подали, указано, что я избил охрану, вёл себя очень нехорошо: испортил штаны, купленные в бутике, и разбил какие-то часы офигительные. Я заявления подавать не стал. У меня же на этом фоне – сущая мелочь: сломали нос, ударили в затылок. Что ж, у мальчиков такое случается. Поэтому не будем тревожиться по пустякам.
Не пустяк здесь другое. Был у меня друг, Володя Ларионов, человек редкого обаяния. Умер от цирроза печени – такую выбрал форму самоубийства. И основной причиной было не то, что его довели до отчаяния крокодилы из нашей реальности (разрушили бизнес, который он долго выстраивал), и не то, что его не поддержала семья. Основной причиной, как я понял, было то, что ему не удавалось творить. Он писал, а у него рождалось то, что его никак не устраивало. Он впал в беспросветное отчаяние, стал вести страшный дневник, бросая обвинения богу, и погиб. Прости его, Спас.  
И вот зачем я про это пишу. Творчество – это великая ценность. Искусство (когда ты прорываешься и восходишь) спасает. Оно связано с драмой человечности, со счастьем человечности так, что не разорвать. Это для охранника брюки из бутика – великая ценность, а разбитые часы – драма, почти трагедия. Для художника ценности и драмы – в другом.
Поэтому творчество своё, не позволяющее отчаяться, как бы х…во не приходилось, никому отдавать нельзя.

ОБРАЩЕНИЕ К АРТИСТАМ ЕРМОЛОВСКОГО ТЕАТРА

Господа артисты! «Одесса 913» – это воровское произведение. Её сварганили деляги из девяностых. Афиши сообщают, что она поставлена по произведениям Исаака Бабеля. Но не сообщают, что она поставлена и по повести Валерия Рокотова «Трагедия чёрного рыцаря» (оно же «Рыцарь с большой дороги»).
Это произведение было опубликовано в газете «Совершенно секретно», книге «Великие авантюристы России» и экранизировано Первым каналом.
Режиссёр Овчинников и продюсер Роберман смешали тексты двух авторов и торгуют контрафактным товаром уже шесть лет.
В 2015 году они были предупреждены о нарушениях, но продолжили в том же духе. Об «Одессе 913», как плагиате, написала «Литературная газета». Весной 2017 года автор повести подал на нарушителей в суд. Процесс идёт полгода. Ответчики тянут его, как могут, потому что каждая постановка приносит под миллион прибыли. Адвокат Овчинникова ссылается на частичную потерю памяти своего клиента. Он не помнит, ставил ли сцены, нарушающие чужие авторские права? А таких сцен четыре: №№ 3, 5, 7, 9. Адвокат Робермана не может объяснить, как в постановку попали герои, которых нет ни у Бабеля, ни в официальном тексте инсценировки. Адвокат театра не может объяснить, куда исчезли акты приёма-передачи костюмов двух персонажей.
По документам идёт одна постановка, а на деле – другая.
Дорогие Елена Пурис, Екатерина Кузнецова и Наталья Сычёва! Вы играете Лизу Мельникову, русскую анархистку. Такого персонажа у Бабеля нет. Как нет и сцен налёта на варьете «Мон амур», и ограбления банка под анархистскую проповедь. Это героиня и сцены из моей повести. Платье, которое вы надеваете, сшито подпольно в цеху имени Гурвича, бывшего директора Театра Ермоловой.
Дорогой Андрей Попов! Вы играете бандита-неудачника «Мимо Кассы». Такого персонажа у Бабеля нет. Как нет у него и сцены наказания «Мимо Кассы» за ограбление Фёдора Шаляпина. Эти персонаж и сцена вырваны из моей повести. Костюм, который Вы надеваете, сшит подпольно в цеху имени Гурвича.
Дорогой Григорий Антипенко! Вы играете Беню Крика. Ваш герой просто сыплет цитатами из моей повести. Он наделён чертами, которых у героя Бабеля нет: ярко выраженным артистизмом и благоговением перед людьми искусства.
У меня к артистам претензий нет. Но есть предложение – прекратить этот театральный позор и отказаться от участия в воровской антрепризе.
Валерий Рокотов,
писатель и сценарист

ВЧЕРА РОДИЛАСЬ

У либералов появилось мощное идеологическое оружие – девочка, которая вчера родилась. В этой среде меняются поколения публицистов, и из рук старших товарищей в руки цветущей юности передаётся эстафета либерализма.

Новый публицист выращен в колбе. Девочку мудро оберегали от избыточных знаний и ненужных волнений. Её кормили чистым искусством. Она ничего не знает о девяностых: сбросе общества в нищету и разгроме культуры, бандитско-ментовском беспределе и втягивании гибнущего государства в войну. Ей сказали, что это был «модернизационный скачок». Она не знает о союзе олигархии и либеральной интеллигенции, и их совместной работе по организации грабежа и дебилизации населения. Она не знает о демографической катастрофе – «русском кресте». Ей сказали, что байки про девяностые сочиняют те, кто чужд свободе и толерантности. Девочке впечатали в сознание пропагандистские штампы, и она стала машиной их повторения. Для неё всё, что находится за границами либерального примитива, враждебно и отвратительно.

Когда читаешь девичьи тексты и слышишь звонкий голос из колбы, возникает ощущение дежавю. Тебе до боли знаком весь этот презрительный антипатриотизм, все эти карикатуры на русский тип сознания – дремучего, дегенеративного, желающего водки и военных парадов. Это публицистика перестройки, которая сегодня воспринимается как нечто забавное.

Мы, дремучие, дегенеративные, пьющие милитаристы, худо-бедно продвинулись. Мы без бутылки разобрались в причинах краха могучего, вооруженного до зубов государства и практике идеологических войн. Мы осознали, как работают превращённые формы, и всмотрелись в искусство и философию, несущие смерть. Мы отодвинули в сторону все банальности и полюбили сложность рефлексии. А наши либеральные друзья тратили время, деньги и силы на направлении совершенно ином. Они создавали девочку, которой теперь передают идеологическую труху и убеждают нести её дальше.

Нельзя сказать, что девочка не талантлива. Она примечательна именно тем, что старается стать публицистом – взросло артикулирует, овладевает искусством вещания. Но есть проблема, о которой она не догадывается и которая со временем разнесёт её сознание вдребезги.

Кураторы, которые ставят девочке руку, знают, что делают. Они в своей «школе гражданской журналистики» производят гомункулов для либеральных изданий. Им вовсе не улыбается исправлять недостатки системы (этим занималась советская журналистика). Им нужны охотники за здешним уродством, поддерживающие протестный огонь и по сигналу раздувающие пожары. Не случайно же, «школу» окормляют знаковые структуры. Кураторы в стараниях своих предельно циничны. А девочка-то ещё нет. Она живая. Она принимает то, что ей внушили, за истину, и негодует на происходящее за стеклом. Она атакует «святош», душащих передовое искусство, не понимая, что атака на символ веры – это правило информационной войны. Она показывает ублюдочность «патриотической моды», не понимая, что все эти шорты с медалями шьют провокаторы. Девочка нападает на «гомофобов», не понимая, что легализация ЛГБД – это способ превращения общества в слизь. И заняты этим крупные корпорации, которые строят мир Постмодерна. Она спешит за словом правды к «порядочным людям», не понимая, что в её уши и микрофон дуют прожжённые лицемеры.

Её вдохновляют оппозиционность и свободомыслие. Она смотрит на свои отражения и видит героя, светоносца, перед которым простирается царство тьмы.

В её наивном сознании обязательно произойдёт слом. Рано или поздно она столкнётся со сложностью, и тогда колба лопнет. Она увидит нечто, находящееся по ту сторону примитива, по ту сторону ироничности. Девочка увидит, что идёт война мировых проектов, война метафизик, и «вечный бой», про который писал поэт, совсем не фигура речи. Она откроет для себя, что нонконформизм связан не с эпатажем и нападками на ветхие нормы, а с противостоянием мощному тренду насаждения гнили, и её вызубренные штампы перестанут убеждать даже её саму. Девочка увидит, что там, на территории, которую она считает сумрачной и населённой злобными орками, живёт Эрос и открываются пути восхождения. А там, где она бултыхается, возможны лишь сектантский протестантизм и танатальное прозябание.

И тогда исчезнут её кураж и самоуверенность. Она хмуро осознает либерализм как профессию. Как то, что приносит ей деньги. Шустрая девочка, ставшая медлительной дамой, продолжит писать, остывая и мучительно признавая, что каждый новый текст даётся тяжелее вчерашнего.

Она осознает, что у неё нет читателя, и даже босс, который платит и гладит по седеющей голове, её не читает. Это крайне мучительное состояние, которое, как правило, переходит в психоз.

В один прекрасный день дама взовьётся и начнёт орать матом. Она захочет, чтобы её услышал весь мир – чтобы враз повернулись все головы. Мы посмотрим на неё в этот момент и увидим очередного либерального профи, впавшего в сумасшествие. Мы увидим пародию на гражданского публициста. И нам станет мучительно жаль девочку, которой вложили в руки не факел, а кадило нелепое, и загубили талант и здоровье.





Эссе впервые опубликовано на сайте "Свободная пресса".

КОГО ОН ХОЧЕТ ОБМАНУТЬ?

Зюганов зачастил в Кремль. Кому-то кажется, что его интересует расположение Путина. Подозреваю, что его больше интересуют бумажники, часы и казённые авторучки. Я бы предложил коменданту Кремля проверять у Зюганова карманы на выходе. Логика здесь проста: если он с друзьями по партии автора этих строк обокрал (подробности – в эссе «Почему коммунисты воруют»), то и любого другого может.

Инициатива, которую лидер КПРФ на днях сгенерировал, очевидно хитра. Интерес к ней со стороны Президента можно объяснить лишь усталостью, на которую, в принципе, и делается расчёт. Все увидели по телевизору два лица – уставшее и свеженькое. Почему лица разные – ясно. Один собеседник занят историческим делом, а другой анекдоты рассказывает.

Давайте рассмотрим последнюю инициативу лидера садово-дачного кооператива, объединяющего людей с партбилетами. Вот он призывает «красных» и «белых» подписать великий акт примирения. Здесь очень много возникает недоумений.

А кто у нас «красные» и кто «белые»? В принципе, это известно. «Красные» у нас – это Кургинян и его окружение. В России никто другой красную метафизику не развивает и ей присягать не торопится. «Суть времени» на этом поле выглядит трагически одинокой, и понятно, почему оно так. Современный коммунизм – это до чрезвычайности сложно, это крутой подъём, который по силам немногим. Никаким Зюгановым здесь просто не пахнет. Зюганов и его лавка заняты монетизацией советской ностальгии и социального недовольства. Он просто не имеет права подписывать акт примирения от имени «красных». От имени политических приспособленцев или вороватых работодателей – может, а от имени «красных» – нет. И это недоумение первое.

В «белых» у нас – тьма народу: от режиссёра Михалкова до публициста Просвирнина. На этом фланге не только тесно. Здесь люди подобрались очень разные – искренние и хитрые, здравые и буйно помешанные. Здесь кто-то просто «белый», а кто-то – «чёрно-белый». В этом лагере одни мечтают возродить монархию, другие вынести Ленина, третьи – улучшить позиции в бизнесе и во власти, а четвёртые – расстреливать «красных» из пулемёта на полигонах с криком «Ещё! Ещё!». «Белым» между собой договориться непросто. И это недоумение номер два.

Ситуацию, при которой Кургинян подписывает акт примирения с Михалковым представить легко, потому что они друг другу приятны и потому что Михалков – романтик, который не лезет в политику. Он снимает кино и мягко, с большим искусством проповедует по телевизору. А вот с другими персонами – едва ли возможно или невозможно вообще. С другими идёт большая драка под лозунгом «В огне брода нет!» Какое там примирение? И это недоумение третье.

В «белой» среде есть люди, интегрированные в мировые элиты. Это игроки высшей политической категории, которые играют свою игру. Зюганов с ними собирается договариваться? А чьи интересы он будет иметь в виду? Это недоумение номер четыре.

Пятое недоумение состоит в том, что объединение «красных» и «белых» патриотов – это дело неновое. Им много лет занят Проханов и его «Завтра». Им занят Изборский клуб. При чём здесь Зюганов? Он рядом с этим не стоял никогда. Он хочет оттеснить Проханова и за раз сделать то, над чем другие работают четверть века? А вальсом его вдоль забора не попросят пойти? Что Зюганов для этого объединения сделал? Что он об этом сложнейшем синтезе, когда соединяется то, что можно соединить, вообще знает? Да он просто ведёт себя как политический вор, если не хуже. Когда с идеей примирения направляются к игрокам, то результатом становится сдача позиций. «Красные» на это согласны? Очень сомнительно. А если в процесс примирения втягиваются ещё и непримиримые, то процессу конец.

Дальше недоумения лишь нарастают. Если подписывать акт примирения, то надо подписывать его широко. Почему только «белые» и «красные» патриоты? А патриоты и либералы? А церковь и бесы? А натуралы и члены ЛГБД? Все должны подписать акт примирения. Вот только зачем он либералам, бесам и ЛГБДшникам? Во имя России, стабильности и национального процветания? Они на всё это забили.

Они могут подписать лишь в одном случае: если что-то получат. А значит, патриоты, церковь и натуралы должны будут им что-то дать. Требования либералов известны: отдать Крым и Донбасс бандеровцам, заплатить 50 миллиардов долларов Ходорковскому и сдаться американцам. Бесам нужно, чтобы церковь учредила день открытых дверей и позволила им танцевать у Царских врат в балаклавах. Ребятам из ЛГБД требуется разрешение проводить гей-парады, совращать малолеток и публично обнажать член. Это очень сомнительный путь к общественному согласию.

Если вдуматься, такой акт патриотам, церкви и натуралам тоже без надобности. Зачем им подписывать акт с сидящими по щелям маргиналами? Чтобы обеспечить им респектабельность и вытащить из щелей? Это Зюганов хочет?

Инициатива кремлёвского гостя производит весьма странное впечатление. Хорошо, если это его личный способ проникнуть в Кремль и что-нибудь в карман положить. Ну а если планы другие? Если он нацелился не на бумажники или мелочь казённую, не на плоды чужой давней страсти, а на президентство, которое он может получить только в результате внутренних потрясений? Поедет с «актом» по адресам и доездится – предложит себя в качестве компромиссной фигуры тем, кто заточился на Путина и имеет выход на Запад. Значит, на словах – примирение, а на деле – разъединение «красных» и «белых» патриотов, активизация маргиналов и новый русский майдан?

Так ведь, дорогой товарищ?


PS. Однажды во время записи передачи к автору этих строк подошёл Зюганов и заговорил о своём визите в Америку. Он стал рассказывать о том, как его потрясающе принимали, как возили по стране с лекциями и как ему стоя аплодировали американские студенты. Он светился в этот момент, переживал наслаждение заново. Было видно, что эти почести для него суперважны.

У нас был один такой, обменявший огромную страну на аплодисменты, а потом основавший маленький фонд имени себя. Нам второго не надо.

ПРОЩАЙ, НОСТАЛЬГИЯ!

Иногда тянет купить бутылку, поставить фильм «Неуловимые мстители» и хотя бы на время про всё забыть. Про нынешние волчьи законы и низменную, душную суету. Это рецепт исцеления души, когда ты вместе с диваном въезжаешь в светлое прошлое. Тебе становится потрясающе хорошо.

Жаль только длится радость недолго. Картина кончается, прекращается чудесное действие алкоголя, и ты возвращаешься в современность. Ты видишь бескрылый мир с его обыденным беззаконием, рвачеством и позором современной культуры, где глумливому постмодернизму противостоит бездарный официоз.

Ты наполняешься презрением, горечью и снова бежишь. Тебя влечёт экранное зазеркалье – потрясающий мир иного, утраченного навсегда бытия, и все трудности жизни при социализме представляются тебе потрясающей мелочью. Ты видишь великое благо, заслоняющее все эти дефициты и очереди: культуру, обращённую к лучшему в человеке, работающий закон, веер социальных гарантий. Ты вспоминаешь другие лица, атмосферу доверия, счастье насыщенного мыслью общения, и тебя охватывает чувство острой тоски.

В какой-то момент ты срываешься: начинаешь ставить один советский фильм за другим, глушить водку стаканами, и внезапно осознаешь себя проигравшим.

Ты отдал себя на съедение ностальгии. Ты по собственному хотению уехал на печке в прошлое. И в этом не только беда твоя, но и вина.

Ты капитулировал перед реальностью. Она, конечно, сволочная и вязкая, но ты даже не попробовал найти в ней точки опоры.

Ты проиграл. И кому? Посмотри на эти лица фуршетные, на эти «классовые» тусовки, которые никакие ивент-агентства не способны расшевелить. Посмотри внимательно, и ты увидишь, что «это» способно побеждать только при условии паралича твоей воли. Почитай внимательно журналы и сайты, опекаемые наднациональными группами, и ты поймёшь: твоё бегство, твой эскапизм – это ровно то, что им нужно. Они очень рады твоей мучительной ностальгии. Они подпитывают её всеми этими зовущими в прошлое сериалами. Они творят миражи, к которым ты тянешься, оставляя им современность. Твоё исчезновение позволяет им говорить от её имени на безальтернативной основе.

И будь уверен: они накачают её пустотой до предела. Их мельница всё перемелет скрипучими жерновами Танатоса. Какие бы чувства ни охватывали страну в результате воссоединения территорий, как бы ни  умножался «Бессмертный полк», они сотрут всё это счастье и эту гордость в песок.

Недавно в адрес одного патриотического писателя прозвучало: «Мы не оставим о тебе даже сноски в энциклопедии». Это не пустая угроза, слетевшая с языка. Это вполне серьёзно.

Существует технология мирного умерщвления, сведения температуры общественного тела к нулю, и она мастерами спецкреатива освоена. Они будут выпячивать всё эпатажное и подменять интеллектуалистику культорологическим мусором. Они будут поощрять энтропию, наращивать пошлость, возводить в культ абсурд и ждать, пока современность вызовет отвращение у людей культуры, и ностальгия утянет их в прошлое. И тогда они исполнят свои угрозы – всё живое в искусстве будет проклято или выстебано и окажется за бортом. Русский мир уподобится гигантскому дряхлому кораблю из рассказа Эдгара По, который некая неназванная сила несёт к краю бездны.

Поэтому, пока не поздно, надо отрываться от миражей. Прошлое нельзя боготворить. В него нельзя возвращаться. Прошлое нужно понимать, и это понимание делать достоянием современности, отвоёвывая её у тех, кто в ней по-наглому разместился.

Это сложнее, чем пить водку у телевизора, но в этом есть то, за что можно себя уважать. Вот за вписанность в сегодняшнюю торгашескую реальность себя уважать нельзя. А за постижение советской трагедии, за творческое противостояние инфернальному, за строительство здания метафизики – можно.

Поэтому прощай, ностальгия!
>



Новости
22.05.2019

Мобильная версия «Литературки»

Читать нашу газету с телефонов и планшетов – одно удовольствие.
22.05.2019

Умер Леонид Колганов

В Польше  на 64-м году жизни скончался известный поэт.
22.05.2019

Конан Дойлу – 160

22 мая – 160 лет со дня рождения создателя Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
21.05.2019

Уличные песни на Новом Арбате

Влад Маленко презентует свою новую книгу «Зонги».
21.05.2019

Большая книжная ярмарка в Перми

Третий год подряд мероприятие состоится 23-26 мая в центре города.

Все новости

Книга недели
Маяковский и Шенгели

Маяковский и Шенгели

Забытое имя Георгия Шенгели
Колумнисты ЛГ
Попов Валерий

Торг здесь неуместен

Знаменитая будка Ахматовой уплывает на аукцион, вместе с такими же домиками, окр...

Неменский Олег

Не смешно...

Проголосовав за Зеленского, русскоязычное население подписало себе приговор, пре...

Крашенинникова Вероника

За кого пропаганда?

Нацистский Третий рейх был разгромлен 74 года назад. Но идеология фашизма как ин...

Попов Валерий

Озорные экскурсии

И вдруг рябой светлый зайчик со скоростью, недоступной материальным предметам, п...

Минаков Станислав

Он из Харькова

Уроженец Славянска (теперь – символическое место в связи с войной в Донбассе...