20 марта Понедельник

Международный день счастья

21 марта Вторник

Всемирный день поэзии

22 марта Среда

День Балтийского моря

23 марта Четверг

День работников гидро- метеоро- логической службы России

24 марта Пятница

140 лет назад родился Алексей Новиков-Прибой, русский писатель-прозаик

25 марта Суббота

День работника культуры России

26 марта Воскресенье

120 лет назад родился Егише Чаренц (ум. 1937), армянский писатель, классик армянской литературы

Сегодня 26 марта 2017 года: 120 лет назад родился Егише Чаренц (ум. 1937), армянский писатель, классик армянской литературы

Достоевский, Прилепин и евнухи

Достоевский, Прилепин и евнухи

Повсеместно я сталкиваюсь с одним забавным обстоятельством: фанаты, почитатели, поклонники известных людей как будто не слышат того, о чём говорят и к чему призывают их кумиры.

За "Я обожаю Достоевского" очень часто не стоит ничего, кроме максимального физического сближения слов "я" и "Достоевский".

Христа, Церковь, славянофильство, "Дневник писателя" и мужика Марея они за собой почему-то тянуть не желают. Это для них либо было давно и неправда, либо "было и такое" (здесь следует снисходительно-стыдливое опускание век).

Тянуть же стоит самобичевание суть самолюбование Фердыщенко-Лебедева-Максимова, а также что-нибудь пикантное, которое пикантность свою приобретает ровно в той мере, в которой испорчен сам его интерпретатор (Набоков сетовал на то, что проститутка Соня Мармеладова в "Преступлении и наказании" ни разу не показана в деле; либеральные витии молятся на роман "Идиот" не потому, что там поднимаются христианские вопросы и критикуется либерализм, но потому, что Тоцкий - педофил).

Достоевский описывал тёмные стороны личности и общества, чтобы выявить в человеке свет. Огромный же пласт его фанатов наслаждается маркиз-де-садовской "клубничкой", любовно и, что самое важное, самостоятельно взрощенной в их собственной душе.

Ещё один пример - уже современный - Захар Прилепин.

Он пришёл из России, о чём заявил давно, и у него именины сердца от разговоров с русской литературой.

Его любят многие, а ещё недавно любили те, кто нынче на дух не переносит.

А отчего такие "перепады давления"?

От того, что не слушали и не слышали, когда он в своё время про Пересвета, Сталина и Разина с Пугачёвым говорил. Не видели, когда у него из-под рубахи маячил православный крест.

Быков восхищался "Патологиями", читая в них не то, что там было написано, а то, что написал после Макаревич ("Моя страна сошла с ума" и проч.). Ещё он наверняка представлял себя куратором быдловатого Саньки, его вождём, который поведёт недалёкого паренька с Болотной площади прямиком в акунинскую счастливую Россию.

Галина Юзефович, написавшая самую пошлую критическую статью о книге "Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы" (не знаю, какой вариант выглядит омерзительнее: тот, что статья эта была проплачена "Медузой" и на деньгах за неё стоял гриф "Мочить любой ценой!", или тот, что Юзефович действительно так думает, как пишет, однако книгу она в любом случае не читала, потому что про "вешал из поэтического любопытства", например, в книге действительно есть, а Юзефович говорит, что нет, и на этом основании обвиняет Прилепина в пропаганде и замалчивании), Антон Долин и прочая братия нахваливали "Обитель" не потому, что там была философия и максимально объективный взгляд, а также интересная полемика с Солженицыным и Лихачёвым, а потому, что видели в ней очередной антисоветский трэшак, столь ими любимый.

Так нахваливали, что некоторые консерваторы заподозрили подвох и, вместо того, чтобы рассказать либералам, что они не то и не так читают в Прилепине, начали ругать Прилепина за то, что тот на самом деле либерал.

В целом же всё получилось фантастически здорово. Прилепин (как, к слову, и Путин: думаю, что Прилепин не обидится на такое сравнение; он поймёт, в отличии от многих своих невнимательных почитателей) обманул всех, никого не обманывая. Он всегда был такой и говорил ровно о том же, о чём говорит сейчас. Только раньше все из его профессионального окружения думали, что он то ли притворяется, то ли у него это вот-вот пройдёт. А теперь все, наконец-то, поняли, что он взаправду такой, но оказалось, что уже поздно.

Достоевского можно обкорнать и любить в кастрированном виде. Он остался в XIX веке и не путается под ногами.

У Прилепина же (по сравнению с Достоевским) имеется несколько недостатков или преимуществ: живой голос, новые тексты, лысина в телевизоре.

Прилепина обкорнать не получится.

От него приходится отворачиваться целиком, забывая все свои вчерашние восторженные крики и вопли.

Одного вы не учли, господа отреченцы.

Отворачиваться от масштабной фигуры, величины, гения - это в первую очередь не в ваших интересах.

Это вы себя кастрируете, а не Достоевского и не Прилепина.

Это вы - евнухи, не признающие звёздного неба.

Ищите себе гарем.

Небу пофигу.

P.S. Проверил: Г.Ю. успела исправить свой текст на "Медузе", чтобы получилось так, как будто она внимательно прочитала книгу. Лучше бы совсем удалила, ей-богу.

Новости
15.03.2017

Премия «Лицей»

До конца приема заявок остался всего месяц!
01.03.2017

Форум «Таврида»

вновь соберет на Крымском полуострове талантливую молодежь со всей страны
20.02.2017

Eurasian Open 2017

14-й открытый евразийский конкурс на лучший художественный перевод проходит С 18 февраля 2017 г. по 26 марта 2017 г.
17.02.2017

"Взмах крыла" в Барвихе

В  Концертном зале Барвиха Luxury Village стартовала финальная неделя III Всероссийского Театрального форума молодежных коллективов "ВЗМАХ КРЫЛА"

Все новости

Книга недели
Декорация трагедии

Декорация трагедии

Максим Замшев. Весна для репортёра, М.: АСТ, 2017. 352 с., 1500 экз.

В следующих номерах

Ты один поддержка и опора

Открываем в редакции «ЛГ», как и обещали («Иностранный как русский», «ЛГ», № 39), Опорный пункт охра­ны русского языка (ОПОРЯ).
Колумнисты ЛГ
Воеводина Татьяна

Взять и отменить

Что ещё поменять в образовании?

Макаров Анатолий

Пристегните ремни!

...но как быть с так называемым художественным жестом?