День России

13 июня Вторник

205 лет назад родился Измаил Срезневский (ум. 1880), филолог-славист, этнограф, академик

14 июня Среда

115 лет назад родился Николай Экк (Ивакин; ум. 1976), кинорежиссёр, постановщик первых советских звуковых и цветного фильмов

15 июня Четверг

135 лет назад родился Митрофан Греков (Мартыщенко) (ум. 1934), художник-баталист («Тачанка»)

16 июня Пятница

150 лет назад родился Константин Бальмонт (ум. 1942), русский поэт-символист

17 июня Суббота

135 лет назад родился Игорь Стравинский русский композитор, дирижер, пианист

110 лет назад родился Варлам Шаламов, советский прозаик и поэт

Сегодня 16 июня 2017 года: 150 лет назад родился Константин Бальмонт (ум. 1942), русский поэт-символист

Достоевский, Прилепин и евнухи

Достоевский, Прилепин и евнухи

Повсеместно я сталкиваюсь с одним забавным обстоятельством: фанаты, почитатели, поклонники известных людей как будто не слышат того, о чём говорят и к чему призывают их кумиры.

За "Я обожаю Достоевского" очень часто не стоит ничего, кроме максимального физического сближения слов "я" и "Достоевский".

Христа, Церковь, славянофильство, "Дневник писателя" и мужика Марея они за собой почему-то тянуть не желают. Это для них либо было давно и неправда, либо "было и такое" (здесь следует снисходительно-стыдливое опускание век).

Тянуть же стоит самобичевание суть самолюбование Фердыщенко-Лебедева-Максимова, а также что-нибудь пикантное, которое пикантность свою приобретает ровно в той мере, в которой испорчен сам его интерпретатор (Набоков сетовал на то, что проститутка Соня Мармеладова в "Преступлении и наказании" ни разу не показана в деле; либеральные витии молятся на роман "Идиот" не потому, что там поднимаются христианские вопросы и критикуется либерализм, но потому, что Тоцкий - педофил).

Достоевский описывал тёмные стороны личности и общества, чтобы выявить в человеке свет. Огромный же пласт его фанатов наслаждается маркиз-де-садовской "клубничкой", любовно и, что самое важное, самостоятельно взрощенной в их собственной душе.

Ещё один пример - уже современный - Захар Прилепин.

Он пришёл из России, о чём заявил давно, и у него именины сердца от разговоров с русской литературой.

Его любят многие, а ещё недавно любили те, кто нынче на дух не переносит.

А отчего такие "перепады давления"?

От того, что не слушали и не слышали, когда он в своё время про Пересвета, Сталина и Разина с Пугачёвым говорил. Не видели, когда у него из-под рубахи маячил православный крест.

Быков восхищался "Патологиями", читая в них не то, что там было написано, а то, что написал после Макаревич ("Моя страна сошла с ума" и проч.). Ещё он наверняка представлял себя куратором быдловатого Саньки, его вождём, который поведёт недалёкого паренька с Болотной площади прямиком в акунинскую счастливую Россию.

Галина Юзефович, написавшая самую пошлую критическую статью о книге "Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы" (не знаю, какой вариант выглядит омерзительнее: тот, что статья эта была проплачена "Медузой" и на деньгах за неё стоял гриф "Мочить любой ценой!", или тот, что Юзефович действительно так думает, как пишет, однако книгу она в любом случае не читала, потому что про "вешал из поэтического любопытства", например, в книге действительно есть, а Юзефович говорит, что нет, и на этом основании обвиняет Прилепина в пропаганде и замалчивании), Антон Долин и прочая братия нахваливали "Обитель" не потому, что там была философия и максимально объективный взгляд, а также интересная полемика с Солженицыным и Лихачёвым, а потому, что видели в ней очередной антисоветский трэшак, столь ими любимый.

Так нахваливали, что некоторые консерваторы заподозрили подвох и, вместо того, чтобы рассказать либералам, что они не то и не так читают в Прилепине, начали ругать Прилепина за то, что тот на самом деле либерал.

В целом же всё получилось фантастически здорово. Прилепин (как, к слову, и Путин: думаю, что Прилепин не обидится на такое сравнение; он поймёт, в отличии от многих своих невнимательных почитателей) обманул всех, никого не обманывая. Он всегда был такой и говорил ровно о том же, о чём говорит сейчас. Только раньше все из его профессионального окружения думали, что он то ли притворяется, то ли у него это вот-вот пройдёт. А теперь все, наконец-то, поняли, что он взаправду такой, но оказалось, что уже поздно.

Достоевского можно обкорнать и любить в кастрированном виде. Он остался в XIX веке и не путается под ногами.

У Прилепина же (по сравнению с Достоевским) имеется несколько недостатков или преимуществ: живой голос, новые тексты, лысина в телевизоре.

Прилепина обкорнать не получится.

От него приходится отворачиваться целиком, забывая все свои вчерашние восторженные крики и вопли.

Одного вы не учли, господа отреченцы.

Отворачиваться от масштабной фигуры, величины, гения - это в первую очередь не в ваших интересах.

Это вы себя кастрируете, а не Достоевского и не Прилепина.

Это вы - евнухи, не признающие звёздного неба.

Ищите себе гарем.

Небу пофигу.

P.S. Проверил: Г.Ю. успела исправить свой текст на "Медузе", чтобы получилось так, как будто она внимательно прочитала книгу. Лучше бы совсем удалила, ей-богу.

Новости
15.06.2017

Ушел артист-романтик

15 июня скончался Народный артист СССР Алексей Баталов

12.06.2017

Россия – Родина моя

Эмин Бабаев – вместе со своими слушателями в День России
10.06.2017

На Красной площади зажглись новые звезды

6 июня на Красной площади назвали лауреатов первого сезона ежегодной премии «Лицей» для молодых прозаиков и поэтов
02.06.2017

Живая классика

6 июня в 12.00 на Красной площади выступят лучшие юные чтецы страны

Все новости

Книга недели
Неизданное

Неизданное

Константин Бальмонт. Несобранное и забытое из творческого наследия. В 2 томах
В следующих номерах

Ты один поддержка и опора

Открываем в редакции «ЛГ», как и обещали («Иностранный как русский», «ЛГ», № 39), Опорный пункт охра­ны русского языка (ОПОРЯ).
Колумнисты ЛГ
Неменский Олег

Империя лжи

Авторы политики тотального очернения России на самом деле вполне рациональны...

Привалов Кирилл

Версальские тайны

Читал книгу «Искусство Древней Греции и Рима» и наткнулся на персонажа, которого...