18 сентября Понедельник

135 лет назад родился Михаил Авилов (ум. 1954), русский живописец-баталист ("Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле")

19 сентября Вторник

День оружейника в России - это праздник всех работников предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, создателей отечественного оружия

20 сентября Среда

95 лет назад родился Григорий Поженян (ум. 2005), российский поэт и прозаик

21 сентября Четверг

Юбилей отмечает Ольга Остроумова, российская актриса театра и кино, народная артистка России

22 сентября Пятница

День осеннего равноденствия

23 сентября Суббота

115 лет назад родилась Надежда Кошеверова, советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР

24 сентября Воскресенье

В 2017 г.: День машиностроителя

Сегодня 20 сентября 2017 года: 95 лет назад родился Григорий Поженян (ум. 2005), российский поэт и прозаик

Философия в провинции

«Крики журавлей»

Над дверями домов и над шпилями замков и башен
вы услышите крики моих золотых журавлей.
(Эмиль Мамедов. «Печаль».)

Мой фейсбук напомнил только что о событиях двухлетней давности, когда в Крыму гостила Великая княгиня с сыном. Событие оценивалось одной из ветвей консервативной аналитики как «точка сборки».

В отличие от известного символического жеста Поклонской, в Донбассе намечается альтернативная идея консолидации страны, направленная на усиление «Изборской левой». Само это движение довольно разнородно, и фигура Захара Прилепина, пытающегося объединить вокруг этой идеи поп-, рок- и другие субкультуры, формирует существенно иной тезаурусный набор.

Субстратная основа события, набирающего в регионе силу и мощь, таким образом, остаётся неоднородной. Крым и Новороссия имеют тут существенные отличия, мало того, даже внутри последней не всё вполне идентично. Двуглавый орёл под короной Российской империи (которую не очень афишируют) спорит здесь с пятиконечной красной звездой, символом интернационала.

А между тем, с учётом глобальных раскладов, альтернативы Русскому миру для нас не просматривается. Вот только как найти последнему достойный символ? Когда шло состязание за государственную символику республики, я лелеял надежду, что эмблема «изборцев» будет участвовать в этом конкурсе.

Полагаю, что время ещё не ушло, и под этим новым символом – летящим журавлём-стерхом, расправившим крылья поверх демографического креста России, могут объединиться не только Донецкая и Луганская республики, но и другие регионы Русского мира. А региональная пассионарность обретёт в нём гармонию с артефактами общенациональной культуры.

По следам публикации http://publizist.ru/blogs/0/19327/

«Лёд тронулся»

Гремит плавучих льдин резня
И поножовщина обломков.

Любое весеннее подмораживание кончается рано или поздно настоящей оттепелью. Вот и холодная весна 2017 года в Донецке подтверждает, что «даже пень в апрельский день берёзкой снова стать мечтает». Под неубывный грохот канонады инстанции ведомственного уровня региона приняли решение о полном восстановлении лицензионных материалов по профильному направлению «философия» в нашем вузе. Похоже, не все коллеги до конца осознали, что это может значить. Мечи и стрелы мелькают и сталкиваются, высекая искры, над нашими головами – противники едва наметившейся новой тенденции не жалеют мелочных придирок, чтобы пресечь любые сомнения относительно правильности принятого ими ранее решения. Но авгиевы конюшни той формации науки, которая строилась на схоластике старого курса и грозила снова ограничить нашу свободу, ждут молодых наследников критически мысливших ветеранов, способных, вслед герою античной мифологии, совладать с этой непростой задачей радикальным способом.

Образ загаженных конюшен здесь как нельзя уместен. Учёные подсчитали, что если бы конная тяга осталась главным средством наземного транспорта, Париж к концу позапрошлого столетия утонул бы в навозе. То же самое можно сказать об общественной науке. Победи в ней точка зрения автора «Капитала», и Лубянка, в обоих семантических значениях – и как место стоянки московских извозчиков до революции, и в гораздо более известном и менее романтичном иносказательном смысле этого слова – стала бы символом культурной формации для всего мира. Переход к автомобильным перевозкам в данном контексте не существен, технологии могут опережать изменения в надстройке. Так что «ГАЗ-АА» или «ЗИС-5», в просторечии «полуторка», оборудованная под «хлебную лавку», в любом исполнении диахронно сосуществовала бы с первичной социальной формацией, по признакам которой идентифицируются все общества политарного типа. Сам Маркс рассыпался в комплиментах, когда писал, помнится, для «Гардиан», что США современны, буржуазны с момента их появления. И это притом, что там возродилось и существовало рабство, ничуть не менее суровое, чем крепостное право в России. Вот почему ему пришлось юлить и изворачиваться, отвечая на вопрос о будущем России в письме к Вере Засулич.

Чего не мог заранее предусмотреть Маркс, и во что ему пришлось вникать под влиянием критики со стороны молодых однопартийцев, так это того, что предвидимый и проектируемый им реальный социализм окажется общественным строем, напоминающим все признаки так называемого азиатского способа производства. Парадокс марксовой теории научного коммунизма состоял в том, что разрешение тайны прибавочной стоимости схлестнулось в его учении с объяснением другой тайны – механизма воспроизводства бюрократии. Ожидал ли он, что партийная номенклатура советского типа получит идеологическое оправдание своего привилегированного общественного положения, опираясь на мнимую демистификацию тайны власти-собственности в «Капитале»? А между тем, «русская весна» в Донбассе создала питательную среду для очередного номенклатурного посева в среде учёных и философов, и эта ситуация не может не вызывать нашу озабоченность.

Восстанавливая философскую специализацию в ДонНТУ – если паче чаяния этот проект действительно встаёт в повестку дня  – мы должны готовиться к тому, чтобы дать отпор нашим идейным противникам, пытающимся вернуть нас к научной парадигме, созвучной комплексу идей и принципов первичной научной формации. Такая формация не приемлет плюрализм и тяготеет к авторитаризму и диктатуре не только в политике, но и в организации науки и образования, в сфере которых сотрудник высшей школы не может мыслить себя иначе, нежели представителем номенклатурного слоя, осуществляющим свой сложный труд на благо общества по прописям, оставленным Марксом. Сложность этого труда не выходит, правда, за пределы начётничества и цитатного метода, что, собственно, и составляет мистерию его бюрократического творчества, которое он пытается выдать за последнее слово науки.

Об этом мы уже писали в «жежешке» http://millenarius.livejournal.com/
На днях выйдет также статья на эту тему в одном из российских научных изданий, ссылку на неё добавим постскриптумом.

«В провинции у моря»


Если выпало в империи родиться,  
лучше жить в глухой провинции у моря.

Сшивка научной и поэтической истины, как идея и принцип организации нашего сознания, уходит корнями глубоко в века и может быть проиллюстрирована известными строчками Иосифа Бродского из стихотворения «Письма римскому другу». Воспользуемся ею, чтобы низвести разговор о философии с небес на землю и сделать его понятным для однодумцев и оппонентов. Оставим на время люцифериаду логоцентризма и пойдём путём припоминания интуиций и жизненных впечатлений, через которые проходит каждый философ, в меру высотобоязни пользующийся лествицей Иакова в реализации своего призвания. Параллели между письмами Бродского и Хайдеггера или между славянской темой у Бродского и у Пушкина оставим на потом, чтобы не дразнить гусей.

Начать позволю себе с личного опыта. Дипломированный по кафедре религиоведения философского факультета МГУ и распределённый на работу в Донецкий политехнический институт без малого тридцать лет тому назад, я попал на следующий год, весной 1988-го в школу молодого философа в городе Алушта (Крым). Организатором школы был директор киевского института философии, известный советский и украинский философ Владимир Илларионович Шинкарук. Эта школа представляла собой нечто среднее между круглым столом, научной конференцией и краткосрочной профессиональной стажировкой для философской мелюзги. Она давала возможность участникам выступить в пленарных заседаниях и секциях, не претендуя на публикацию сделанных докладов, а на досуге отдохнуть у моря в промежутке между большими советскими праздниками – кажется, это был интервал между 1 и 9 Мая. В работе школы приняли участие коллеги из московского института философии и других философских столиц страны, включая Киев и Тбилиси.

Это было моё первое близкое знакомство с известными философами нашего тогда ещё единого и дружного отечества – Союза ССР. Многое врезалось в память и производило впечатление, самое яркое из них – выступление московского философа Вадима Межуева. В кулуарах он играл в шахматы с другим столичным гостем Валентином Толстых, слегка смущаясь, парировал его настойчивые предложения определить свою позицию во фронтальном столкновении западников с почвенниками, а в свободное время неспешно прогуливался по набережной Алушты.

На одной из первых пленарных встреч Межуев заговорил о «возвращении в историю». Это было созвучно проблеме исторического выбора страны, поставленной программой перестройки и особенно недавним Февральским пленумом ЦК КПСС, они витали над его замысловатой речью, как амуры и психеи над римскими патрициями в рисунках Фёдора Толстого. Идея его выступления предполагала наличие магистрального пути к планетарной цивилизации и наше возвращение к нему из маргинального состояния, передаваемого метафорой речной заводи. «Омуток» – так это состояние, пусть в несколько ином контексте, определялось в лирической повести на философскую тему, опубликованной в журнале «Москва» ещё в первой половине 70-х и читанной мною в дни службы в армии. Позже у нас в стране заговорят о подобном состоянии, как об историческом тупике, из которого нужно искать выход.

Богатство образного строя мышления – залог универсальности и глубины его философских обобщений. Омут и тупик – не весь ассоциативный набор, уместный в этой теме. Тут сгодился бы и лабиринт, и долголетнее блуждание в пустыне, и стояние на Угре, и «Железный поток» Серафимовича, и переход Суворова через Альпы, и даже переменчивый морской бриз, наводивший Пушкина на размышления об эмиграции, а не только о ножках одесской прелестницы, которой он был приворожён.

Оставим Крым и переместимся на мою родину. Предмет, о котором хочется говорить здесь в первую очередь – это региональная философия Донецка и её судьба. Это тема, которую придётся артикулировать в терминах центра и периферии. Она находится сейчас в состоянии очень близком к состоянию Пушкина, изображённого на совместной картине Айвазовского и Репина. У нас в Донецке существует пока ещё философская специализация, но принято решение о свёртывании этого направления. До нацистского путча донецкая философия могла создавать противовес киевской и львовской школам. С началом гражданской войны она находится под угрозой исчезновения, растворения в ростовской школе, выпускники которой доминируют в штате преподавателей философии, курирующих эту специальность в Донецком национальном техническом университете.

Складывается парадоксальная ситуация, интрига которой состоит в том, что часть высшего руководящего состава донецких вузов – да и не только они, это касается иных элитных групп региона – не испытывает большой заинтересованности в воссоединении Донбасса с Россией. Собственно, на этом главным образом стопорится минский процесс. Разбираться в тонкостях того, кто и как лоббирует подобные конфронтационные интересы, не наше дело, пусть этим занимаются политики и политологи. Нас интересует судьба философии не как факультатива, к которому её хотят свести, а как факультета – добавим для вящей ясности и значимости – нужных вещей.

Кому и зачем это нужно – то есть не убивать, а дать новую жизнь нашей региональной философии? Прежде всего, это могло бы пригодиться как раз тем, кто лоббирует проукраинское политическое будущее региона и при этом заживо её, философию хоронит. Философская специализация в Донецке помогла бы им отцентрировать научную и образовательную политику в проекции на относительную независимость региона в границах украинского федерализма. В более отдалённой перспективе это направление профессиональной подготовки необходимо также и тем социальным и элитным группам региона, которые видят наше будущее в воссоединении с Россией. Именно философия, и ничто иное, способна стать инструментом успешной реализации этого проекта. А каким будет результат их работы, зависит от того, кто в предстоящем духовном противоборстве и борьбе за молодые умы возьмёт верх. И что ещё очень важно, именно философская специализация – это один из наиболее эффективных путей для переформатирования партий гражданской войны с обеих сторон в партии мира.

Резюмируя, отметим, что, согласно Владимиру Ленину, учившему своих молодых коллег диалектике цивилизационного и исторического процесса, в подобном деле, как говорится, кто – кого! И много лучше выступать на ристалище духовного противостояния, чем на поле брани, хотя и то и это в равной мере важно для истории.

PS Рекомендуем наши заметки о донецкой философии в «жежешке».



Новости
11.09.2017

Во имя Маршака

С 11 по 17 сентября 2017 года в Москве проходит XIX Московский всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма»
07.09.2017

«Чеховская осень - 2017»

VIII Международный литературный фестиваль состоится 28-29 октября 2017 года в Крыму, г. Ялта
06.09.2017

Концерт Филиппа Дареса

«От Атлантики до Урала» в рамках российского турне
05.09.2017

«Гаврош–2017»

С 22 сентября по 1 октября 2017 года в Москве пройдет ХI Международный фестиваль спектаклей «ГАВРОШ. Французский сезон»

Все новости

Книга недели
Год революции

Год революции

БИЧ 1917. События года в сатире современников / Автор идеи Вадим Гусейнов. М. Бослен 2017, 232 с. 1000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Богемная незалежность

Богема всегда и всюду фрондирует. Не следует возмущаться.

Лекух Дмитрий

Политкорректность сломалась

Удивительные вещи происходят в нашем стремительно меняющемся мире.