В ноябре прошлого года заявила о своём существовании необычная и очень нужная организация – «Общество хранителей русской сказки». Цели у Общества сказочников довольно серьёзные. Вот главные из них: первая – изучать, сохранять и актуализировать традиционное сказочное наследие русского народа и других народов Российской Федерации; вторая – продвижение русского языка при помощи сказочного наследия. Многое из заявленного уже осуществляется. Причём в процесс вовлечены не только сами писатели, но и люди других профессий – литературоведы, фольклористы, журналисты, издатели и художники. Подробнее об «Обществе хранителей русской сказки» рассказывает один из организаторов и идейных вдохновителей писатель Владислав Бахревский.
1.
«Обществу хранителей русской сказки» ещё нет года.
Наша задача – вернуть русский язык русскому школьнику, а через детей – учителям и народу.
Деревни в иных областях стёрты с лица земли. Но именно деревня, село, малый город были средой, творящей язык. В больших городах для жизни хватает трёх-четырёх сотен слов.
Если языковое творчество народа пресечено, а оно пресечено, даже великий и могучий становится мёртвым языком.
А у нас на потоке уничтожение малых городов. Например, в Торопце – на родине патриарха Тихона – несколько лет кряду население убывало по тысяче человек в год. Администрация Московской области сосредоточила власть в районных центрах, отменив самостоятельность, а возможно, и саму жизнь малых городов. А ведь малые наши города – великая история России. Неповторимый уклад жизни, искусство, память. Это те ясли, где рос и набирался духовной мощи наш национальный характер.
Когда Москва или Петербург, преданные боярами или правящей верхушкой, как в 1917 году, служили заморским королям или же заморским капиталам, малые города – сама суть России – поднимались на борьбу и восстанавливали утраченное государство.
Нынешняя затея по ликвидации самостоятельности малого города – покушение на самостоятельность бытия народа, на самобытность духовной жизни России. На жизнь природного русского языка. Мы теперь – не Селятино, а придаток Наро-Фоминска. Ликино-Дулёво оставили городом, а Дрезна как единый административный центр уже не существует.
По всей России идёт процесс вытеснения с русской земли русского народа. Оставленные деревни и сёла заселяют выходцы с Кавказа, из Средней Азии – эти выходцы не русские, а также китайцы, корейцы… Пустующих земель множество. Но чьи они?
Где сегодня в России обрести родной русский язык новым поколениям? – вот ведь какой вопрос перед народом. Власти столь чудовищной проблемы для государства не замечают.
Если серия «Школьная библиотека» издаётся ныне тиражом в три тысячи, страна эту серию не получает. Лучшие книги писателей с такими тиражами и до Москвы-то не дойдут. В школе дети говорят на сленге, обильно используя для передачи чувств матерщину. Большинство учебников, в том числе учебники истории, написано убогим языком и бездарно. Классическая литература учащимся недоступна. Не понимают прочитанного. Не знают сельской жизни, избы, печи, лошади, коровы. И самой истории России. Не владеют мелодикой русской речи, не ведают значения слов.
Катастрофа, подготовленная лжереформаторами образования, внедряется на каждом уроке. Когда школа предаёт народ, это пик предательства жизни народа, его национальных, духовных, нравственных интересов. Это предательство государства Россия.
2.
Язык – потому и язык, слово на языке рождается, гортань создаёт музыку речи.
Великоросс превращался в великоросса, слушая колыбельную. Нынешние мамочки стоят с колясками, во рту сигареты, с алых губ то и дело слетают матерки... Вот и получается: программу национального самосознания необходимо внедрять уже в яслях. Колыбельные детям петь, прибаутками радовать.
Наше общество сказочников готово взвалить на себя ответственность за сохранение глубинной, подкорковой культуры народа, стало быть, и явной тоже. Мы сможем создать программы духовного возрастания в яслях, в детских садах, в школах. Нынешняя духовная матрица в головах наших детей – извращённая американщина, европейщина. Мы работаем ради обретения детьми русской души, русского сердца, истинно русского «я».
Пятилетние для становления самосознания – возраст чрезвычайно важный. Духовность наших детей – это ниндзя, человек-паук, бесчисленные циничные хаханьки. Программа о гениальных детишках Галкина – фиговый листок, но она показывает возможности воспитания. С той образной матрицей, которая у наших детей в головах, они скопом собираются слинять за границу. Вот потому-то пятилеточки – возраст именно чрезвычайный.
Для школы с первого класса и по одиннадцатый мы предлагаем конкурс Арины Родионовны и подготовляющие к нему уроки. Сказка – это музыка речи и богатейший словарь. Это высочайшая духовность, владеющая языком образов.
Сегодня издатели адаптируют авторов старых и новых, если эти новые владеют образным языком, ибо юный читатель, прочитывая текст с мало-мальским использованием образности, устаёт уже на первой строке.
Вот почему не лучшие ученики, не учитель за школьника, но каждый школьник должен читать сказки вслух, пересказывать и, подобно бахарям, прилюдно сочинять свою сказку.
Оберегая авторскую сказку от фэнтези – у сказки должны быть народные корни, стало быть, сохраняя традиции, языковое и образное великолепие родной речи, мы будем проводить конкурс современных сказочников «Золотая кудель». Всероссийский конкурс должен дать имя автору и достойное вознаграждение.
Авторская сказка – это круг проблем того времени, когда она создана, стало быть и нашего времени. Если в советской стране во время войны, учась во 2-м классе, мы впитывали в себя смысл и суть произведений Чуковского, Маршака, Пушкина, Андерсена, Гауфа, Гофмана, «Тысячи и одной ночи», то сегодня у детей с историческим мышлением проблемы. А мы ведь с детства знали Манаса, «Витязя в тигровой шкуре», Давида Сосунского. К такому чтению были подготовлены русскими сказками (в обработке Алексея Толстого), сказками Афанасьева, былинами об Илье Муромце и пережитой великой войной. Хранить традиции русских сказочников для нас – дело святое.
3.
Без поддержки высшего руководства народного образования мы не можем прийти в школы, а нам нужны все школы.
В создании общества принимали участие издательство «Октопус» и Издательство Московской области. Нас принял заместитель министра образования Московской области. Это было весной 2017 года. Нам пообещали с 1 сентября 2017 года дать три района Московской области, провести там пробные конкурсы Арины Родионовны. Но уже летом сменилось руководство областного издательства, издание книг в издательстве прекращено, хотя денег на книги и раньше не давали – это в Московской области! Ответа из министерства нет до сих пор, а издательству лишние хлопоты не надобны. До руководства Министерства образования Москвы – как до Бога. Выйти на федерального министра пока что не удалось.
Что же мы успели сделать?
Готовим к изданию сборник оригинальных южнорусских сказок, подготовленный к изданию в 1917 году, так и не вышедший в связи с политическими передрягами. Довести до народа до сих пор лежащие под спудом в различных архивах сказочные богатства страны – тоже наше дело. Сокровища народной мудрости, возвращённые к жизни, думаю, станут событием литературной жизни России.
Наш соратник, выдающийся график, профессор Суриковского института Юрий Павлович Иванов стал устроителем выставки в залах Центральной детской библиотеки. Тема – «Сказки Пушкина в творчестве художников нашего времени». Выставку отличал высочайший художественный уровень мастеров книжной графики. Работы Б.А Дехтерёва, В.П. Панкова, А.З. Иткина, самого Иванова соседствовали с произведениями молодых художников – Дарьи Михальчик, Татьяны Черкасовой, Ольги Лейтис. Уровень учителей и учеников соответствовал высоте требований Иванова.
Это замечательно, но, с другой стороны, открылось: Пушкин не для всех современных художников доступен. И такая же печаль ложится на всю современную литературу. Не имея за душой культуры народного творчества, не зная истории, современные компьютерные авторы изобретают собственные миры. Но из пустоты автор сотворит только пустоту. А наши молодые, отвернувшиеся от всего родного, без подражания обойтись не могут, идёт огульное копирование западных образцов. Эльфы, гномы, орки, мировое зло, измышления о космосе. Или же абстракции, почерпнутые из иностранных мультфильмов.
Противопоставляя безъязыкой, подчас безнравственной заёмной сказке нашу русскую, мы растим русских сказочников. Назову пока что одно имя: Светлана Тюряева, профессиональный хлебопёк. Живёт в Петушках, постоянно в командировках на хлебозаводах. Внедряет какие-то методики. Владимирская земля – святорусская. Народ, живущий в сёлах, сохранил язык. Светлана Тюряева словом владеет. После долгих поисков написала сказку-повесть о хлебе. Получилось.
К нашему обществу присоединился Калининград. Здесь издают журнал «Мурр+». Сказка в журнале желанна, сказочников много. Среди них редактор журнала Тамара Тихонова, лауреат «Золотого витязя» Валентина Соловьёва, одна из лучших детских писателей страны. Назовём также Ирину Моткову, Софью Коваль, Ларису Прибрежную. Творческие семинары сказочников в Калининграде проходят в Центральной областной библиотеке имени Гайдара. Наше общество сотрудничает с Институтом развития образования.
Из общения с педагогами выяснилось, что без методических разработок внедрить уроки сказки и конкурс Арины Родионовны в школы невозможно. Мы начали работу по разработке такой методики.
Базовой для нашей работы по конкурсу Арины Родионовны в Калининграде стала гимназия № 32.
Нас поддерживают библиотеки во Владимире, в Рязани, в Подмосковье.
Мы дружим с православной гимназией в Оренбурге. В этой гимназии издают сказочный журнал.
Журнал «Север» дал подборку наших сказочников.
Мы начинаем лекторий, посвящённый сказке, при Институте наследия имени Д.С. Лихачёва.
Нас поддерживает издательский отдел патриархии. Готовим семинар по проблемам православной сказки.
Мы нашли город, который станет первой столицей русской сказки. Город воистину сказочный. ′