Кирилл Клеймёнов в роли киллера
Если бы по примеру охраны памятников у нас практиковалась защита уникальных телевизионных форматов, программа «Время» наверняка получила бы статус неприкосновенной. Но системы такой не существует, а значит, можно покуражиться.
Когда-то в порыве демократизации дикторов сменили журналисты, и в этом была своя логика. К нынешним временам формат устоялся, он по-прежнему предполагал академичность подачи материала, зритель мог рассчитывать на спокойный тон, понимал условность, которую предлагает ТВ. «Время» – это нечто официальное. Именно ради этой точки зрения обширная аудитория собиралась у экранов в 21.00.
И тут в эфире появился Кирилл Клеймёнов со своим ноу-хау – ведущий заговорил от первого лица, навязчиво употребляя личные местоимения. Это нарочитое ячество несколько ошарашило публику, и она задалась резонным вопросом: «А кто ты такой?» Выяснилось, что Кирилл Клеймёнов не просто какой-то рядовой журналист, а заместитель генерального директора, руководитель дирекции информационных программ, член совета директоров Первого канала. То есть фигура, долженствующая показывать уровень, символизировать собой профессиональный стандарт.
И Клеймёнов начал фонтанировать, перл следовал за перлом, один из которых, можно не сомневаться, войдёт в историю ТВ. Стараясь уесть одного из кандидатов в президенты, ведущий начал юморить на тему золотых слитков. Грудинина тогда обвиняли, что он не задекларировал драгметалл, и Клеймёнов сочинил репризу о древних амазонках: «Они в полнолуние занимались всякими, ну, вы понимаете, практиками, золотыми слитками особой формы. И вот интересно в этой связи, какой формы слитки Грудинина».
Оставим морализаторство, не станем напоминать, что в девять вечера телевизор смотрят дети – бесполезно взывать к приличиям того, кто занят исключительно собственной персоной. Заметим лишь, что художника надо судить по законам, которые он сам над собою поставил. Так вот, по законам выбранного Клеймёновым жанра новый ведущий – совершенно неубедителен и удивительно провинциален. Стараясь иронизировать, хохмить на современный манер, тележурналист каждый раз доказывает, что нужными для этого талантами не обладает.
Клейменову явно не дают покоя лавры Дмитрия Киселёва, и он старается отличиться изобретательными многословными подводками. Но если у Киселёва есть вкус, присутствует мысль и образное мышление, то эпигон подменяет содержание сальностями и глумливым саркастическим тоном.
Ладно, допустим Кирилл Алексеевич – талант, и просто не каждый способен оценить его яркое дарование. В конце концов он был когда-то вполне приличным ведущим той самой программы «Время». Ну, так и создал бы для себя любимого специальную передачу. Зачем портить то, что сложилось как целостное культурное явление?
Впрочем, понятно зачем. Пока «современное искусство», какой-нибудь сомнительный артефакт в жанре концептуализма не окажется в государственном музее, его не признают чем-то стоящим. Поэтому нужно обязательно прорваться в пространство официального искусства, протащить себя в Третьяковку. Или в данном случае ловко присоседиться к программе «Время».
Мораль: верните уже, что ли, Екатерину Андрееву с Виталием Елисеевым, да и молодёжь наверняка подросла достойная.