Часто приходится слышать, что Россия не смогла в должном объёме провести за четверть века структурные реформы. Но если посмотреть непредвзято, то не всё происходило так уж неправильно. В целом надо понимать, что трансформация экономики требует постепенности, громадных усилий и ресурсов. Быстрый переход к рынку, если бы он был в российских условиях полностью реализован, грозил бы большой безработицей и социальной нестабильностью из-за падения уровня жизни.
Сегодня в обществе назрел запрос на более стремительное развитие и качественное обновление жизни. Необходимые ресурсы есть. Потому нет нужды ждать иностранных кредитов, высоких цен на нефть и отмены санкций. Нужно думать и развиваться самостоятельно.
Кризис – время включать мозги и развивать не сырьевой и финансовый сектора, а науку, промышленность и сельское хозяйство. Очевидно, что преодоление кризиса путём «заливания» экономики деньгами не подходит. В наших условиях их в первую очередь успешно освоит банковский сектор. Потому что этот сектор силён организационно и интеллектуально. Именно в банках лучшие аналитики, организаторы, что даёт банкам возможность прогноза ситуации и быстрого принятия решений. Конечно, вначале в интересах корпоративных. Такова логика любого бизнеса.
При этом пример банковского сектора показывает, что именно в направлении интеллектуализации и повышения организационной мощи отраслей и секторов социальной сферы нужно корректировать модель роста. Предложенный правительством Антикризисный план – работа в стратегически правильном направлении.
Совершенно очевидно: чтобы выделяемые из бюджета деньги стали давать отдачу, нужна критическая масса предприятий реального сектора, способных их освоить и увеличить производство качественных товаров и услуг. Если в реальном секторе экономики не будет оптимального соотношения между количеством малых, средних и больших предприятий, то толку от денег не будет. Это всё равно что заливать водой лес, не имеющий подлеска.
В экономике должен всегда соблюдаться баланс и всегда происходить обновление. К примеру, для стран с устойчивым развитием (Германия, Дания, Франция) характерны такие соотношения: малых предприятий – 70 процентов, средних – 22, крупных – 8. Такая расстановка сил позволяет включить максимум граждан в активную экономическую жизнь и обеспечить устойчивость экономики. В Южной Корее в малом бизнесе занято 62 процента работающих. У нас тут всё ограничивается болтовнёй, «ручным управлением», не подкреплено необходимой законодательной базой, чёткими правилами игры, когда бы любой человек, взявшийся открыть своё дело, знал и чувствовал – игра стоит свеч и не боялся рисковать.
В связи с этим также важно обеспечить развитие сферы интеллектуальных деловых услуг: аналитика, маркетинг, консалтинг и т.д. Малому бизнесу кроме дешёвых кредитов, аренды и инфраструктуры нужны быстрые ответы на вопросы «что делать» и «как делать». Мировой опыт показывает, что успешные реформы осуществлялись при мощной интеллектуальной поддержке и наличии знающих консультантов и управленцев. Иначе приходится действовать наугад, теряя время и ресурсы. Кроме того, проектный и консалтинговый малый бизнес – это фактор роста и дополнительной устойчивости. В США более 20 миллионов индивидуальных предпринимателей только с помощью своих интеллектуальных ресурсов производят продуктов более чем на триллион долларов. Там есть штаты, которые устойчиво развиваются даже в периоды кризисов благодаря наличию высокотехнологичных рабочих мест и сетей квалифицированных посредников по оказанию деловых услуг в строительстве, проектировании, маркетинге. Одновременно это – условие активизации малого бизнеса и конкурентоспособности крупных предприятий.
Весь опыт показывает, что целесообразно в полной мере учесть следующее:
– первое – соблюдать пропорции между количеством микро-, малых и средних, больших предприятий на уровне, достигнутом успешными экономиками;
– второе – устранить несовершенство деловой среды, вызванное недостатком информационно-консалтинговых и управляющих компаний (нужна «капиллярная система» для преобразования денег в конкурентную продукцию);
– третье – улучшить качество институтов управления, тонко настроить каждый элемент системы регулирования. Это более сложная задача, чем организация преференций и мер кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса. Но без её решения удачи не видать.
Уже сейчас можно осуществить комплекс организационных мероприятий с быстрым эффектом в целях улучшения занятости. Ведь необходимы как минимум 25 миллионов новых рабочих мест. Что же предпринять?
Один из путей связан с развитием туризма (в том числе агроэкотуризма), где за миллион вложенных рублей можно создать пять рабочих мест. Тут наиболее высока и постоянна мультипликация дохода. Сельский туризм – одно из самых активно развивающихся направлений, рост которого, по оценкам экспертов, составляет до 20 процентов в год. Это бизнес, занятие которым приносит людям позитивные эмоции. Одновременно агроэкотуризм – драйвер развития внутреннего туризма (80 процентов составляют жители близлежащих к туристским объектам городов). Надо создать вокруг городов «овощные», «ягодные» и «мясные» пояса, решая проблему снабжения населения качественной едой (без гормонов и антибиотиков), и сократить импорт. Для этого организовать целевое проектное финансирование по созданию инфраструктуры туристских объектов (дороги, вода, электричество) и логистическое обеспечение фермерских хозяйств с перерабатывающими производствами и торговлей. Целесообразно создать под эгидой государства специализированные управляющие компании, которые взяли бы на себя организацию взаимодействия малого бизнеса внутри себя, а также с рынками и государственными структурами. Попутно начнут развиваться производства, наполняться местные бюджеты, вырастет спрос на инновации.
Второе и более сложное – интеллектуализация. Возрастающая сложность экономики требует постоянного увеличения её информационной и интеллектуальной составляющей, как и создания систем для межорганизационного информационного взаимодействия. Эта тенденция проявилась ещё в 80-х годах XX века. В одном из исследований Всемирного банка отмечено, что экономическое развитие – это в большей степени процесс накопления знаний, чем капитала (World Development Report, 1998 г.).
Для реализации потенциала развития и с учётом наших традиций нужна государственная программа создания интеллектуального каркаса экономики России, который включал бы в себя современные центры коммуникаций и обработки данных, аналитические и информационно-консалтинговые службы. В Германии на одного работающего в промышленности три специалиста по маркетингу и управлению, в Южной Корее работают более 10 тысяч независимых консультантов в сфере экономики без учёта информационно-аналитических служб крупных предприятий. То же самое в Китае. Специалисты анализируют ситуации на рынках, делают прогнозы, рассчитывают риски.
Надо учитывать, что издержки, связанные с бюрократией, отпугивают потенциальных предпринимателей. По оценкам экспертов, в России малый бизнес расходует на преодоление информационных и административных барьеров до 10 процентов валовой выручки, а за рубежом – не более 3,5 процента. Только 30–40 процентов предпринимателей хотя бы примерно представляют, где и как можно применить свою разработку. Общая проблема – недостаток понимания рынка и нехватка ниш для новых продуктов.
Запад всё это давно создал и считает само собой разумеющимся. Мы же за громадьём планов и проблем пропустили этап формирования интеллектуального каркаса экономики, необходимый как для прогноза развития крупных проектов, так и для тонкой настройки экономики под решение новых задач. Кроме того, сохраняются административные барьеры, деловая среда не отличается простотой и понятностью.
Чтобы всё это преодолеть, нужна поддержка новых институтов – информационно-консалтинговых служб и государственных агентств развития. В этом смысл институциальной реформы экономики, о чём много говорят эксперты МВФ, хотя и слабо конкретизируют суть структурных реформ. Рекомендуя оздоравливать экономику путём приватизации и ослабления госрегулирования, эксперты МВФ почему-то умалчивают, что предварительно должны быть созданы механизмы для эффективного взаимодействия предпринимателей с рынками, государством и между собой.
Нам необходима государственная программа формирования инфраструктуры консалтинга, специализированных агентств управляющих компаний для кооперации предприятий как ответ на усложнение экономики и внешние вызовы. Надо придать работе системный и комплексный характер. При этом нет нужды в росте числа чиновников. Структуры, которые ныне осуществляют в основном контролирующие функции, начнут работать в режиме стимуляции малого и среднего бизнеса. Для этого в госаппарате нужно создать атмосферу, формирующую у управленцев ощущение, что «отсидеться» не удастся. То есть все контролёры и банкиры остаются на местах и начинают оказывать малому бизнесу услуги по профилю деятельности путём развития информации и консалтинга. Будь то налоги, кредиты, фитосанитария, пожарная охрана и т.д. При этом премии чиновников увязываются с ростом отдачи от малого бизнеса. Все станут работать в одной связке, а не как антагонисты.
Совершенно понятно, что с помощью разных рычагов нужно создать интеллектуальный каркас экономики России, особенно для её низовых звеньев. Расчёты показывают, что примерно шесть процентов роста рынка деловых услуг и консалтинга стимулируют рост ВВП на один процент. А главное, Россия быстрее станет страной, в которой удобно работать и жить.
Борис ПАНЬШИН, доктор технических наук
Продолжение темы Кто прокатит на тракторе?